Воронеж. Военная кафедра ВПИ. Глава 6

Владимир Аганин
      На фотографии (по выпуску из академии) слева направо: майор В.Торопцев, начальник ФЗО генерал-майор Н.Никифоров, подполковник В.Аганин, капитан второго ранга В.Хабаров, майор А.Сакулькин.

                *     *     *

   Праздники отмечать не пришлось, потому что начальник курса поставил задачу 1 мая всем быть на месте, то есть в общежитии академии.
   Погода в Воронеже в те дни не располагала к веселью - на небе висели свинцовые тучи и часто шли мелкие дожди. Даже то, что мы сходили в гости к Дракиным, а затем вместе с ними нанесли визит Фурменко, не улучшил настроения у Ольги. Она была какой-то растерянной, подавленной и совсем не хотела веселиться.

   29 апреля я поехал в предварительные кассы Аэрофлота и взял билет на рейс 2603 до Ленинграда на 1 мая.
В этот день шёл затяжной дождь, хотя и не очень сильный. И хорошо, что я прихватил с собой зонтик, потому что позже узнал - в этот день на город вместе с дождём выпали радиоактивные осадки из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

   
   В общежитии моих москвичей ещё не было - они задерживались. Я зашёл в соседнюю комнату к киевлянам. У них уже "веселье" было в полном разгаре. На столе стояли бутылки красного сухого вина и пара бутылок водки.
   - Присоединяйся к нам, - сказал Михаил, с которым я дружил ещё с первого курса. - Будем стронций из организма выгонять... Говорят, что Воронежской области тоже досталось.
   И уже за столом я узнал об аварии на Чернобыльской АЭС.

 
                *     *     *

   Обсуждая мою контрольную работу по Экономике развитого социализма, преподаватель сделал мне замечание в том, что "я слишком увлекаюсь теорией академика Абалкина". Он посоветовал мне почитать либеральных экономистов, например Егора Гайдара. После изучения всех контрольных работ преподаватель экономики пришёл к выводу, что мы все имеем слишком "разношёрстное" представление о развитом социализме. Ну, а что касается меня, то я вообще не представлял себе - что это такое.
   И тогда на лекциях преподаватель начал давать нам вопросы госэкзамена и ответы на них, которые мы с усердием конспектировали в своих тетрадях.

   Что же касается Партийно-политической работы, то занятия проводились семинарским методом, где мы делали доклады, отвечали на вопросы Плана семинара и представляли конспекты первоисточников. Наиболее успешными в этой дисциплине были Хабаров и Торопцев. Сказывалось то, что в их воинских частях на командирской подготовке уделялось должное внимание вопросам партийно-политической работы.
   Я же выходил из положения тем, что каждый раз брал тему доклада, готовился к выступлению, а на семинаре с трибуны раскрывал слушателям эту тему. Таким образом мне удавалось получать по этой дисциплине положительные оценки.

   Работа над дипломным проектом подходила к концу. У меня уже полностью сложилась функциональная схема моей разработки:
                - две РТС "ПОСТ-3М" я соединил оптико-волоконным кабелем, назначив одну из них ведущей,   
                а другую - ведомой;
                - на ведущей РТС установил одноплатную ЭВМ "Электроника-60", выпускаемую Воронежским
                заводом "Процессор". "Электроника-60" должна была осуществить идентификацию
                радиотехнического сигнала РЛС JSTARS и в ходе выполнения алгоритма определения дальности
                выдавать координаты цели;
                - предложил синхронизацию поворотных платформ АФС "ПОСТ-3М" для обеспечения слежения за
                объектом разведки.

   После того, как я положил всё это на бумагу, отдал свой проект на техническую кафедру (Челышева) для рецензии. В результате - рецензия гласила буквально следующее: "При условии дальнейшей разработки достойна кандидатской диссертации". Однако, эта перспектива меня не заинтересовала - я, как начинал службу командиром, так и хотел закончить её на командной должности.

   Перед защитой нам было выдвинуто условие - выбрать самим: кому "хорошо", а кому "отлично". Ибо на группу была спущена "разнарядка": две "4" и две "5". Кидать жребий мы не стали, а сошлись на том, что "отлично" надо отдать Хабарову и Сакулькину. Ведь, Хабаров - заместитель командира центральной части ВМФ, а Сакулькин - научный сотрудник, к.т.н. В общем-то, так защита и закончилась.

  Учёба в военной академии подходила к концу. Уже были защищены дипломные работы и сдана часть госэкзаменов. Оставался только экзамен по партийно-политической работе. Учить что-то не было ни сил, ни настроения. И установив между собой полное единодушие в этом смысле, мы с Виктором Торопцевым, с которым три года провели в одной комнате общежития академии, отправились в пункт проката. Там выбрали два дорожных велосипеда, на которых, по моему предложению, отправились по Приморскому шоссе в Лисий Нос.

   Там мы предполагали попить сухого вина и искупаться в Финском заливе. Но когда успешно справились с этой задачей, то оказалось, что у нас ещё масса времени. Не долго думая, единогласно решили ехать в Сестрорецк с целью посещения музея Ленина. Однако, подъехав к музею, мы обнаружили там несколько туристских групп. И чтобы посетить музей, нам пришлось бы довольно долго ожидать своей очереди.

   Спустившись к озеру, мы остановились на мостках и закурили.
   - Послушай, Володя! - сказал Виктор. - Ты только подумай - вот с этих мостков Ленина доставили на лодке на противоположный берег! А что, если нам рвануть туда?
   - Осилим ли? Мы ведь итак сильно устали.
   - А ты представь себе - куда мы едем! И у тебя сразу прибавится сил.
   - Тогда не будем рассусоливать! Садимся на велики и жмём на педали.

   Проскочив Сестрорецк на одном дыхании, мы оказались на дороге к Шалашу. Почувствовав, что на ней мы одни - никаких машин ни спереди, ни сзади не было, помчались во весь опор прямо посередине асфальтированного шоссе.
Слева от нас простиралось озеро Разлив, а справа за заболоченной гладью виднелся лес. Солнце стояло ещё довольно высоко, а на небе, что является большой редкостью для Карельского перешейка, не было ни одного облачка.

   Когда мы оказались на территории музея-заповедника Шалаш, то сразу стало ясно - почему нам не встречались на дороге автомобили. В музее проводились ремонтно-восстановительные работы. Подъехав к ротонде с киосками и кафе, которые, конечно же, не работали, мы пристроили к ней свои велосипеды и отправились осматривать территорию Шалаша.

   Остановившись напротив музея, я сказал:
   - Знаешь, Виктор, к оформлению этого музея приложила свою руку и моя жена. Она с 1970 года работала конструктором в СКБ Леноргстроя и разрабатывала металлоконструкции для витражей музея.
   - Жаль, что не получилось посмотреть на произведения твоей жены, - не то в шутку, не то всерьёз отреагировал Виктор.

   Затем мы увидели гранитный памятник-шалаш. Подошли к нему и прочитали надпись на гранитной стене:
                "На месте, где в июле и августе 1917 года в шалаше из
                ветвей скрывался от преследования буржуазии вождь
                мирового Октября и писал свою книгу "Государство и
                революция", - на память об этом поставили мы шалаш
                из гранита. Рабочие города Ленина.  1927 год.

   От этого места прошли по кругу по всей территории Шалаша. Постояли у монумента Ленину и подошли к работникам музея, которые невдалеке сооружали из веток и соломы натуральный шалаш того революционного периода истории России. Похоже, что они делали это каждый год перед началом экскурсионной страды.

   Когда взяли курс в обратную сторону, то поняли, что сил хватит только на то, чтобы добраться до платформы
электрички. В городе вышли на платформе Ланская и кое-как , за пять минут до его закрытия, доехали до пункта проката на Тихорецком проспекте. В общежитие пришли в раскоряку и сразу рухнули в койки.

   Однако, на утро поднялись, как ни в чём не бывало, и отправились на экзамен. Тянем билеты. Третьим вопросом должна быть работа В.И.Ленина. И вот - чудо! "Государство и революция". Председатель комиссии говорит:
   - Ну ладно, товарищ подполковник! Вы на семинарских занятиях показали достаточно хорошие теоретические знания. А сейчас мы хотели бы послушать насколько глубоко вы усвоили первоисточник, ставший основой законов экономического развития России на длительный период её истории.

   Начинаю докладывать. Кратко передаю основное содержание ленинского труда, но чувствую, что надолго моих познаний не хватит. Тогда плавно перехожу к рассказу о вчерашнем посещении музея-заповедника Шалаш. Комиссия слушает, "затаив дыхание". После того, как я умолкаю, наступает гробовая тишина...

   Затем председатель комиссии выдыхает:
   - Отлично!.. Надеюсь - все члены комиссии со мной согласны?!
   - Согласны, - послышались их отклики.


   Экзамен по Уставам, можно сказать, проходил формально. Каждому слушателю выдали по одному вопросу. Лично мне достался вопрос из УГиКС (Устава гарнизонной и караульной службы): "Что запрещается часовому?"
   Уж мне-то не знать! Ведь я два года ходил в наряд начальником караула и три года - дежурным по части. В общем, "госы" я сдал на "отлично".

                *     *     *

   Ещё сразу после защиты дипломных проектов офицеры из группы АСУ ходили на танцы в "Дом учёных" в городке политехнического института. Трое из них познакомились там с женщинами, готовыми провести с ними ночь любви в отместку своим мужьям. Свою квартиру для этого им предоставляла их заведующая кафедрой (доктор наук, профессор). Однако, у неё было одно условие - "чтобы ей привели высокого, стройного, холостого офицера лет сорока".

   - Ты очень соответствуешь её требованиям, - сказал Генка - асушник из Киева. - Ну, а что тебе стоит соврать, что ты холост?!
   Я подумал и отказался. Во-первых, врать такой достойной женщине мне не хотелось. А во-вторых, вот будет здорово, если на торжество по случаю вручения дипломов придут и она, и жена, которая к выпуску должна была прилететь вместе с дочкой Наташей.

   И они прилетели. В аэропорту Пулково мы их встретили втроём: я, Виктор и Тамара Дементьевы (те самые, с которыми мы вместе проходили службу в Заполярье). Виктор был теперь старшиной батальона связи в Буграх и они с Тамарой очень обрадовались, что смогут принять нас на какое-то время. Воронежский рейс задержался и нам пришлось ночь стоять на Охтинском мосту, пока его не свели.

   Для выпускников ленинградских академий в концертном зале "Юбилейный" был организован праздничный концерт. Мне дали два билета и мы с Ольгой с удовольствием сходили на концерт, где воочию видели Долину, Ротару, Сенчину и Хиля. А ещё я заранее купил билеты на гастроли Аль Бано и Рамину Пауэр. На этом концерте они выводили на сцену своих детей. Вообще-то, за время учёбы в академии мне удалось побывать на концертах "Матиа Базар" (на первом курсе) и "Рики Повери" (на втором курсе).

   Улетали из Ленинграда мы с Ольгой разными рейсами. Дело в том, что и она, и я билеты брали предварительно и даты вылета не согласовали. Ольга с Наташей улетели на день раньше меня. А я, оставшись один, решил проститься с Ленинградом. Я ведь не знал, что судьба ещё несколько раз забросит меня сюда.
На следующий день после отлёта Ольги я отправился по своему любимому маршруту: метро Петроградская - Петропавловская крепость - Стрелка Васильевского острова - Невский проспект - метро Площадь Восстания - метро Политехническая - Академия связи.

   Однако, я возвращался ещё в город на Неве в 1987, 1991, 1995 годах.

                Далее:http://www.proza.ru/2017/07/10/1460