Сириец

Вадим Светашов
                Сириец.

           Проезжая по урочищу «Каменное», увидел лежащую на лесной дорожке небольшую пёструю чёрно-белую птицу. Остановился. Сначала  она показалась мне обычным большим пёстрым дятлом. Решил взять её, и если тушка не испортилась, то сделать чучело. Когда поднимал дятла с земли, окраска его вдруг почудилась несколько странной. Горло было всё чёрное, а не белое. От затылка на спину по шее проходила узкая чёрная полоса, в то время как у большого пёстрого вся задняя часть шеи бывает чёрной. Остальная расцветка оперения была обычной: через затылок проходила красная полоса, подхвостье – красное, белые округлые пятна на чёрных крыльях. На жёстких хвостовых перьях пятна отсутствовали. Размер – со скворца.
           Аккуратно завернул тушку в газету и положил в машину. К сожалению, домой попал только к вечеру, тушка птицы начала попахивать, и чучело сделать было невозможно. Взялся за определители. Оказалось, что передо мной сирийский дятел, птица не такая уж редкая для здешних мест. Вполне возможно, что этих птиц видел и раньше, но принимал их за большого пёстрого дятла. В последствие я не раз встречал этих разных птиц на одном участке леса, но различал только с помощью бинокля. Образ жизни у них примерно одинаков. Хорошие древолазы, они часто долбили кору на погибших  и больных деревьях, добывая подкорных вредителей, собирали гусениц и яйцекладки.  И тех и других видел за раздалбливанием желудей, фундука и грецких орехов. Но только сирийского дятла встречал за поеданием мякоти фруктов и ягод. Однажды на бахче наблюдал в бинокль, как сириец раздолбил отверстие в тыкве, вытаскивал семена, тут же шелушил их и поедал.
           Весной оба этих дятла лихо отбивают барабанную дробь, но у сирийца она значительно длиннее. Их крики «кик, кик» очень похожи, но у пёстрого он грубее. Видел, как сирийский дятел долбил дупло в толстом старом тополе, но гнездиться в нём почему-то не стал. За три года мне так и не удалось обнаружить его гнездо ни с яйцами, ни с птенцами.