Я влюбленный пройду по земле

Луиза Кипчакбаева 2
Когда-то вечерами  Шамши  часто любил  уходить из аула в  степь.  Плыло над  головой высокое  и   крутое,  как  чело  былинного батыра небо.  И откуда-то из туманной  дали летели  журавли.  Куда  они  манили и  зачем  тревожили  душу своими  нежно-тревожными голосами? Открытая всем ветрам привольно простиралась необозримая,  уже  разбуженная  весенняя степь.

Юный Шамши, останавливаясь на извилистой дороге, вдыхал животворные  запахи  земли,  разнотравья,  замирал  на мгновение и  слушал музыку: она была в долгом-долгом кружащем полете одинокого орла, свете солнечных лучей,  позолотивших  камни на  дне  неугомонного  ручья, и тихом  шелесте тополей и  распахивалась миру  его  тонкая трепетная  душа. Он  впервые  чувствовал,   как  в  нем   росло, зрело  нечто   необъяснимо-бунтующее новое, огромное почему-то  хотелось не только самому видеть  родную землю  во  всей  ее  чарующей  красоте, но и  донести,  не  расплескав  ни единой  капли  своего  видения, свои   мечты   и  помыслы  до  сердца  каждого  человека. 

Шамши  Калдаяков  родился  15  августа  1930  года  в  ауле Темирлановка Южно-Казахстанской области. Отец работал кузнецом, но хорошо играл на домбре, слыл акыном. Мать пела народные песни, сам Шамши с детства играл на мандолине  и домбре. Музыка сопровождала его с детства. От  матери он  унаследовал любовь  к  народной  песне и, демонстрируя свои незаурядные способности на различных торжествах и конкурсах, где нередко удостаивался самых высоких и почетных наград. И уже в юношеские годы Шамши начал сочинять свои первые песни.

В 1955  году  Калдаяков  поступил  в Ташкентское  музыкальное  училище на   факультет  "теория  музыки". Атмосфера  студенческой  жизни  навсегда останется  в его памяти, как пора жарких  споров, раздумий, исканий, открытий, безденежья,   влюбленности, окрыленности  - всего  того,  что  несет с  собой  молодость желание  постичь  во  всем удивительном  многообразии жизнь. Так  случилось, что  Шамши  не  окончил  это  училище  и решил  учиться в  Алма-Атинской  консерватории (класс профессора  В.В.Великанова).

Путь  истинного  таланта  не  бывает и не может  быть  легким,  безмятежным,  триумфальным, радужно-умиротворенным. Настоящий талант всегда обречен не только на успех, признание, но и на постоянные поиски, муки, сомнения,  неудовлетворенность собой, непонимание  окружающих.

    Я хочу быть понят своей страной,
    А не буду понят - что ж...
    Над родной страной я пройду стороной,
    Как проходит косой дождь... -   писал  буревестник  революции Владимир Маяковский.

     У творческих людей свой особенный, непостижимый мир. Они  чувствуют,   переживают,  видят  мир  гораздо глубже, тоньше,  острее и пытаются  в  соответствии  со  своим  мировоззрением  хоть  как-то к лучшему изменить его. Беда, когда  художник,  творец  становится  выразителем  официального  искусства,  теряет  свой  неповторимый  голос, свою индивидуальность , самобытность - все  его  естество  протестует  против   шаблонов и  догм  , ибо  он  вынужден   наступить "на горло  собственной  песни".

Творческая судьба Шамши  Калдаякова скдадывалась  не просто во времена  тоталитаризма, когда звучали  патриотические песни, парадные марши. Лирическая тема в музыкальном  искусстве была непопулярной. 

Лирическая  музыка Калдаякова  обнажает глубины  бытия, облагораживает  душу человека, очищает ее от всего пошлого, мелочного, преходящего. Сколько тончайших  нюансов, сколько разных красок оттенков, созвучий звучит  в музыке Шамши! Любовь-радость, разлука, грусть, смятение, тревога, надежда,  смертная  тоска,созидание, просветление, вера...Но все  равно  она - это  никогда  не  иссякающий  живительный  источник  жизни.

В декабрьские дни 1986 года Шамши  Калдаяков  пришел на площадь  на  мирную  демонстрацию вместе  со  студенческой  молодежью. Тоталитарная  система  хотела сохранить  отживающие  структуры,  где каждый  человек  был  обязан, как  «сверчок  знать свой  шесток»,  свою  клеточку  в  общем   большом улье,  сидеть  и не  высовываться. Инакомыслие подавлялось.

Но время уже требовало демократических перемен. Студеный ветер обдувал  разгоряченные  лица  юношей  и  девушек. Они  пели  песню  Калдаякова  «Менін Казакстаным» и Шамши  пел  вместе  с ними. Разве  он мог подумать тогда, в  тот  морозный  декабрьский день  в  Алма-Ате, что  еще  пройдет  несколько  лет, Казахстан  обретет  независимость  и  песня  его  станет Государственным Гимном  свободной  страны?

Но жизнь - и личная и творческая шла не гладко. Шамши был в опале у официальных властей.  Нередко жизнь  ранила его нещадно,  но  он  с  достоинством  держал удары,  не сгибаясь.

 Порою случалось, что пагубное пристрастие к алкоголю оказывалось сильнее рассудка.  Но Шамши все-таки  побеждал  коварного «зеленого змия»,  сознавая,  что  надо  работать, искать, творить...Чего это ему стоило, нам  узнать  уже  не дано.

Наверное, невозможно проникнуть в чужой внутренний мир, невозможно рассказать  о  тайных  муках,  горениях,  озарениях, сопутствующих любому творчеству.

В 1974  году Калдаяков был вынужден покинуть Алма-Ату.

В 1992 году закончился его недолгий земной  путь, словно на лету оборвалась  его песня. Шамши ушел в белые кочующие  облака  в белых небесах. Он  растворился  в белом  безграничном горизонте нотной тетради. Просто поразительно, как  удалось  Шамши Калдаякову сочинить  столько  мелодий! И все при этом разные, но узнаваемые, несущие  не  только его  мастерство,  но  и  частицу  его души,думы, мечты, эмоции, влюбленности к  жизни  и  к  родной  земле. И  посему,  они   будут  всегда рождать  отзвуки в сердцах  людей, всегда будут  и волновать, и  просветлять,  и  печалить  и радовать...