III Международный театральный фестиваль История го

Надежда Хисметова
Надежда Никищенкова

III Международный театральный фестиваль «История государства Российского Отечество и судьбы».

В 2016 году III Международный театральный фестиваль «История государства Российского Отечество и судьбы» вошёл в программу «Карамзинской ассамблеи» в Ульяновской области. Ассамблея включает в себя ряд крупных событий, среди которых II Международный форум литературных музеев, III Всероссийский форум литературных музеев «Наследие Н.М. Карамзина в культурном контексте», XI Международный съезд сообщества пушкинских музеев.
Международный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» с 2013 года принимал у себя Российский академический молодёжный театр (Москва), Московский государственный театр «У никитских ворот» (Москва), Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева (Йошкар-Ола), Драматический театр имени А.В. Луначарского (Пенза), Чувашский государственный театр оперы и балета (Чебоксары), Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала (Казань), Драматический театр «Камерная сцена» (Самара), Ереванский театр юного зрителя (Ереван, Армения), Театр Татьяны Хазановской (Тель-Авив, Израиль).
К 2016 году география расширилась: масштабные исторические полотна и спектакли по произведениям русской классики представили театры Москвы, Пензы, Сергиева посада, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Нью-Йорка и Берлина.
III Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» прошёл в течение недели (с 6 по 12 декабря 2016 года) и был посвящён 250-летию Н.М. Карамзина.
Все спектакли прошли с аншлагом. Участники фестиваля каждый раз во время спектакля чувствовали тепло и положительную энергетику зрительного зала. Рампа не разделяла актёров, находящихся на сцене, и зрителей; люди сопереживали и сочувствовали положительным героям, негодовали, глядя на подлецов и негодяев, образы которых удачно создавались артистами.
Мне не удалось посмотреть, к сожалению, все фестивальные спектакли, но те, которые я сумела посетить, произвели на меня очень сильное впечатление.
Постановка каждого спектакля была очень оригинальной и интересной. Мастерство артистов - безукоризненным.
Очень масштабным, ярким и красочным было открытие фестиваля. Я стояла в первых рядах толпы зрителей, рядом с молодыми актёрами Московского драматического театра «Сфера»: Денисом Берсневым, Софьей Реснянской, Дмитрием Броевым, Валерией Гладилиной и другими молодыми артистами. Они были очень оживлены, полны вдохновения и какого-то пылкого азарта и пафоса. Я с удовольствием смотрела на их красивые лица и стройные фигуры, слушала их красивые, хорошо поставленные голоса. Из разговоров ребят я поняла, что завтра на Большой сцене они будут играть в спектакле «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, который раньше долгое время с огромным успехом шёл на нашей сцене в постановке Дениса Кожевникова.
Удивительный и загадочный спектакль в постановке Дениса Кожевникова был создан «под руководством Юрия Копылова и совместно с художественным руководителем постановки народным артистом РФ Леонидом Хейфецем». Режиссёры сумели на сцене в течение двух с половиной часов на сцене «проиллюстрировать в театральных образах, выведенных Гончаровым в одноимённом романе, все законы эволюции души, описанные в романе «Обыкновенная история», где эти режиссёры смогли использовать «все возможности театра, чтобы отразить на сцене эту пружинистую динамику эволюции общества, развивающегося по спирали».
Динамичность существовала и работала во всём: и в потрясающей сценографии спектакля Е. Ефима, и в музыкальном оформлении Олега Яшина, подчёркивающего все нюансы и глубину игры актёров в столь сложном сюжете раскрытия внутреннего мира героев. «14 ноября коллективом Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого зрителям была представлена замечательная лирическая комедия «Обыкновенная история». Она воспринималась со сцены как притча «об общих закономерностях эмоционального развития любви и привязанностей для всего человечества в целом». Она отличалась от горячо любимой мной ульяновской версии «Обыкновенной истории», поставленной в 2008 году на нашей сцене. Премьера спектакля состоялась в Санкт-Петербурге, отличалась многими новыми театральными моментами, хотя художественным руководителем постановки этого спектакля так же, как в Ульяновском театре, является Леонид Хейфец. Инсценировка очень приближена к тексту романа «Обыкновенная история». В спектакле показан более продолжительный промежуток времени. Иначе, чем в ульяновском спектакле, решены декорационные моменты. Очень интересны сцены в усадьбе матери около живой воды, оригинальны декорации пригородов, рыбалки. Но главное, до зрителей очень хорошо был донесён дух эпохи, культура взаимоотношений этого периода в Санкт-Петербурге. Меня просто очаровала игра народного артиста РФ Михаила Янко. Спектакль очень понравился ульяновской публике. Конечно, все сравнивали ульяновский и липецкий спектакли. Все были довольны, что при различном прочтении материала достоверность гончаровского романа сохранена в том и в другом спектаклях. Тогда у меня появилось острое желание увидеть нашу лирическую комедию вновь. Уж больно хороши были в этом спектакле Сергей Кондратенко и Денис Ярыгин. И тогда от невозможности осуществления этого желания даже защемило сердце…
Российский академический молодёжный театр (Москва) показал на нашей сцене ещё одну версию гончаровского романа «Обыкновенная история». Спектакль произвёл на публику неплохое впечатление, но видевшие два предшествующие спектакля по этому удивительному роману отнеслись к новой версии почти безразлично…
Поэтому от этих, нахлынувших на меня из прошлого, мыслей во мне появилось острое желание поскорее увидеть спектакль в исполнении Московского драматического театра «Сфера». Я твёрдо решила для себя: завтра я обязательно буду здесь!
На открытии фестиваля выступали Председатель правительства Ульяновской области и губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов, театральный критик, автор проекта и программный директор Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отчество и судьбы» Ольга Валентиновна Сенаторова, специальный гость Фестиваля, народный артист России, главный режиссёр Московского драматического театра «Сфера» профессор ВТУ им. М.С. Щепкина Александр Викторович Коршунов и другие уважаемые организаторы и участники Фестиваля.
После слов А.В. Коршунова, очаровавшего меня своим позитивным и ярким выступлением, желание посмотреть спектакль театра «Сфера» ещё больше овладело мною. Я даже пожалела, что сегодня первым будет наш спектакль «Капитанская дочка»... Ведь спектакль «Обыкновенная история" удостоен премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль малой формы. Лучшая режиссура». Правда, спектакль «Капитанская дочка» мне очень понравился на прогоне. Режиссёр-постановщик Олег Липовецкий из Петрозаводска превзошёл все мои ожидания. Спектакль буквально огорошил меня своей динамикой, экспрессией, чистотой и откровенностью чувств и странных, порой давящих на меня остротой и свежестью ощущений, возникающих от потрясения невероятной по глубине и целостности игрой актёров. Но «Капитанская дочка» известна, «Обыкновенная история» же Александра Коршунова так манила моё воображение неизвестностью...
Торжественное открытие Фестиваля, усыпанное шикарными цветами и восхищенными словами, заканчивается. Я вхожу в зал... и начинается театральное чудо, которое потрясло моё воображение, сердце и душу.
В полной темноте звучит красивая народная песня, которая сразу погружает меня в другой мир ощущений и в другую эпоху исторических событий.
Перед просмотром спектакля «Капитанская дочка» прочитана. Содержание свежо и ярко. Многие фразы мысленно воспроизводятся наизусть...
Спектакль смотрю второй раз, но всё с первого мгновения неожиданно и ново. Песня. Темнота. Звуки завывания ветра. Снежный буран. Вдруг появляется яркое световое пятно, чётко видны три силуэта растерявшихся путников. Заблудились… Кибитка увязла в глубоких снегах... Паника...
Вместе с ярким световым пятном где-то в глубине сцены появилось тусклое бледное пятно, которое начинает двигаться. Вот уже виден мужской силуэт. А вот уже перед застрявшей в снегах кибиткой вырастает мощный мужчина, уверенный в себе. Это наш харизматичный актёр Марк Щербаков, который умеет одним только своим видом покорять всё пространство сцены.
Сразу вспомнился милый трепетный спектакль «Капитанская дочка» Самарского драматического театра «Камерная сцена», который привозил этот камерный показ на основную сцену Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова во время II Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отчество и судьбы». Спектакль был показан 10 декабря 2014 года и произвёл своей необычностью хорошее впечатление.
Здесь же ощущаешь мгновенно, что назревают широкомасштабные, исторические события, которые буквально захлёстывают чувствами и впечатлениями и сцену, и зрительный зал. Все зрители хорошо знают, что произошла встреча двух главных героев спектакля, все знают финал этого знакомства, но ощущаешь непреодолимое волнение от этой мизансцены, хотя знаешь дословно все разговоры и поступки, но понимаешь, что завертелась необычная и драматичная история, которая завлекла своей интригой за несколько минут в свои сети весь зрительный зал. События в спектакле закрутились, завертелись, как и декорации с актёрами, в непрерывном движении. Динамика событий охватила, как вихрь. По стальной конструкции декораций постоянно бегают, прыгают, скользят люди в тёмных одеждах и их тени. На сцене 23 актёра, но ни один из них не делает лишнего движения. Монолитность и многолюдность толпы на сцене завораживает, хочется достать срочно буклет постановщиков танцев: хореограф-постановщик (Ольга Васильева, г. Москва), хореограф – репетитор (Михаил Умнов, г. Ульяновск). Очень хочется посмотреть, кто же принял решение так одеть действующие лица, наверное, художник-постановщик Яков Каждан из Санкт-Петербурга и Олег Липовецкий из Петрозаводска.
В очень интересные и необычные костюмы одеты герои этой удивительной истории. Скоморошьи по форме, тёмно-серые по цвету. Только Мария Ивановна Миронова (актриса Мария Прыскина) да Пётр Андреевич Гринёв (актёр Алексей Гущин) облачены в белоснежные одежды, в лучезарных тканях императрица Екатерина II, в белой нарядной кофте любимая казачка Емельяна Пугачёва, которую играет Оксана Романова.
Многие актёры в спектакле исполняют две роли: заслуженный артист РФ Владимир Кустарников играет одновременно капитана Ивана Кузмича Миронова и Андрея Петровича Гринёва; заслуженная артистка РФ Елена Шубёнкина исполняет роли Василисы Егоровны Мироновой и Авдотьи Васильевны Гринёвой; заслуженный артист РФ Михаил Петров играет одновременно Ивана Игнаьевича и генерала Андрея Карловича; Оксана Романова – казачка и Екатерина II; Алексей Вольный - Отец Герасим и казак; Дарья Долматова – Попадья Акулина Панфиловна и казачка; Ольга Новицкая – Палаша и девка; Денис Бухалов – Хлопуша и хозяин постоялого двора; Юрий Гогонин – Борода и Ямщик; Сергей Чиненов – башкир и гусар; Виталий Злобин – Татарин и допрашивающий офицер; Николай Авдеев – урядник Максимыч и Зурин; Артём Трохинов и Александр Курзин – чиновники, солдаты; Илья Поляков, Максим Варламов – казак, солдат, гусар.
С самого начала спектакля потрясает точное воспроизведение текстов и событий произведения: ничего важного не упущено и не пропущено. Просто восхищаешься качеству воспроизведения романа в инсценировке Инны Гридиной!
Очень удачно и психологически точно воспроизведена сцена пророческого сна, где Пётр видит вожатого – мужика во сне в качестве своего посажёного отца, которому родная матушка уговаривала поцеловать «у него ручку, и пусть он тебя благословит»...
Когда Петруша добрался до Белогорской крепости, то начал служить Отечеству, дружить с новым товарищем Алексеем Ивановичем Швабриным (артист Максим Копылов), полюбил всем сердцем капитанскую дочку Марию Ивановну Миронову, несмотря на то что Швабрин представил её заочно Гринёву как абсолютную дурочку. Это глубокое, искреннее чувство любви стало роковым для Гринёва. Зрительный зал по ходу действия наблюдал за проверкой личности Петра Андреевича Гринёва на прочность! Когда его друг Швабрин начал из ревности унижать и оговаривать его любимую, Гринёв стал защищать честь и достоинство любимой девушки, дрался из-за неё со Швабриным на дуэли, не оставил её, беззащитную, со Швабриным и бунтовщиками в сданной Пугачёву крепости, приложил колоссальные усилия для её освобождения, прибегая даже к помощи главного бунтовщика восстания Емельяна Пугачёва. Его верность любимой Марии Ивановне, которую он спас от верной смерти и страшного насилия, вызывает глубокое уважение и очень показательна для подрастающего поколения, которое неизбежно, обязательно придёт на этот спектакль. Ведь во время борьбы за любимую девушку ему шёл только семнадцатый год.
Пётр Андреевич остался верным присяге государыне императрице Екатерины II в отличие от предателя Швабрина, который присягнул Пугачёву. Пугачёв и не настаивал на этом, услышав от молодого офицера напутственные слова отца, отправлявшего его на военную службу: «...береги честь смолоду».
В спектакле показаны контрастные образы двух молодых дворян - Швабрина и Гринёва. Молодой Гринёв намного порядочней и благородней взрослого и уже сформировавшегося как личность Швабрина.
Швабрин изменяет присяге, выдаёт Марию Ивановну, которую он как бы любит, Емельяну Пугачёву как капитанскую дочку, клевещет на Гринёва, сообщая в доносе, что Пётр Андреевич присягнул и служил бунтовщику Пугачёву верой и правдой. Хотя прекрасно помнит, что он один из всех офицеров Белогорской крепости присягнул Пугачёву. Комендант Крепости Иван Кузьмич Миронов и Иван Игнатьевич, отказавшиеся присягнуть Пугачёву, были повешены. Максим Копылов сыграл роль Швабрина с каким-то отчаянным негодованием, совершенно не стараясь ни в чём оправдать своего персонажа. Актёр Копылов красивый, стройный, высокий человек. Но в роли Швабрина, Копылов становится невысоким, зажатым внутренне человеком, на его красивое лицо наложена непроницаемая маска лёгкого презрения и саркастической иронии. Но смотришь на него, хочешь его презирать, а он вызывает только чувство жалости, потому что он на столько порочен... Он всё время находится как бы на отшибе, короче говоря, ни с кем...
Пугачёв относится с уважением и пониманием к убеждениям и понятию чувства долга Петра Гринёва; всегда шуткой да прибауткой и даже откровенным непринуждённым смехом смеётся, лишь бы выручить Гринёва в затруднительном положении.
Но он и сам пытается добиться понимания своих поступков у Гринёва. Роль Емельяна Пугачёва, несомненно, большая удача в творческой судьбе Марка Щербакова. Актёру удалось создать незаурядный образ народного мстителя, который возглавил народный бунт униженного и обиженного государством населения. При этом главный бунтовщик всем своим поведением подчёркивает, что жуткое, ничем не оправданное порой поведение повстанцев закономерно. Он наслаждается и упивается властью, которая досталась ему незаконным путём. Ведь и сцена «совета» Пугачёва с пьяными соратниками, и сцена допроса, и сцена повешения во взятой Белогорской крепости потрясают своей дикостью. Повешенные офицеры со сцены выглядят героями, а бунтовщики – негодяями. И зрители понимают, что бунт – это ужасное событие в истории государства. Все, наверное, вспомнили слова Александра Сергеевича Пушкина, когда увидели, как зарубили беззащитную, раздетую, старую женщину Василису Егоровну Миронову подле повешенного мужа: «Не приведи, бог, видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Глядя на это жуткое зрелище, я даже заплакала. Но Пугачёв мстит и наслаждается, оказавшись на месте лжеимператора, и доказывает Петру Гринёву, что имеет на это моральное право, так как его обижали и оскорбляли власть имущие с младенческих лет, в то время, как Гринёва нежили и ласкали…
Каждая роль в этом спектакле потрясает мастерством и совершенством исполнения. Каждый образ покоряет глубиной и многогранностью. Просто не верится, что ты присутствуешь на премьере спектакля, каждый образ хочется разобрать подробно, проанализировать каждое движение и каждое произнесённое на сцене слово.
Марк Щербаков при всём своём хорошем отношении к своему герою, не может скрыть от зрителей, как Пугачёв одинок. Казачка (Оксана Романова) пляшет и танцует перед «царём Петром III» с фальшивой улыбкой и неестественным смехом. Как только Пугачёв отвлекается от этого зрелища и переключается на другую тему казачка, тут же убегает и прячется. Лжецарь у неё может вызвать в душе только фальшивые чувства. Женщина благодаря своей интуиции понимает, что его положение и власть ненадёжны, а путь к победе кровавый.
Очень трагичен и выразителен своим сиротским горем и страданием плач Марии Ивановны. Душу разрывают на части её причитания. От ужаса и сострадания к пушкинским героям на протяжении всего спектакля в переполненном зале стояла гробовая тишина.
Финал восстания(бунта) в эпоху Просвещения во всех странах был одинаков. Конечно, генералиссимус Александр Суворов с профессиональными войсками беспощадно подавил бунт восставшего, ошалевшего от быстрых побед народа. Но несмотря на то что Гринёв считал Емельяна Пугачёва самозванцем, он был благодарен Пугачёву за спасение своей любви к Марии Ивановне. Он присутствовал на казни бунтовщика и, искренне жалея о его загубленной душе, сказал, что будет всегда молиться о её спасении и станет завещать это делать своим детям. Для нас, ульяновцев, образы Гринёва и Пугачёва очень дороги, так как литературный герой Пётр Андреевич Гринёв - наш земляк, а имя Емельяна Пугачёва навсегда связано с историей нашего города. «Здесь его допрашивали после ареста и держали под стражей в здании, которое находилось на месте драматического театра. Первым известным краеведам спектаклем на симбирской сцене стал «Емелька Пугачёв» Михаила Веревкина: премьеру по пьесе начальника походной канцелярии графа Панина сыграли в ноябре 1774 года, когда предводитель восстания был отправлен в Москву. Спустя два с половиной века на Ульяновских подмостках снова оживёт предание о Емельяне Пугачёве: драматург Инна Гридина создала инсценировку по роману Александра Пушкина специально для Ульяновского драматического театра.
Пугачёв в последнем разговоре с Гринёвым утверждал: «Угнетённые голодные люди имеют право на произвол...»
Но Савельич, дядька Петра Гринёва, тоже из угнетённых, Гринёв его часто обижает незаслуженно, но как он любит молодого хозяина, как верен ему! Его верность и любовь совершенно не связаны со страхом перед наказанием. Когда бунтовщики хотели повесить в Белогорской крепости Гринёва вместе с комендантом крепости и Иваном Игнатьевичем, Архип Савельевич пал перед Пугачёвым на колени и просил пощадить хозяина, умоляя повесить его вместо барского дитяти: «Отпусти его, за него тебе выкуп дадут, а для примера и страха ради вели повесить хоть меня, старика!»
Чувства Савельича к Гринёву отцовские, да и не каждый отец так тепло и бережно относится к своему ребёнку, постоянно опекая и воспитывая его в лучших традициях российской культуры и нравственности. Пластичность, гибкость, темперамент и прекрасная дикция заслуженного артиста РФ Виктора Чукина, исполнявшего роль Архипа Савельича, постоянно волнует ульяновских зрителей. Но в спектакле «Капитанская дочка» Чукин превзошёл самого себя. Такая искренность, верность без тени подобострастия и угодничества, нежная любовь, честность, преданность, находчивость, личное обаяние пушкинского героя были переданы на сцене актёром невероятными по выразительности сценическими средствами, и энергетикой, и органикой природного таланта. Каждая сцена в спектакле с участием Чукина потрясает ярким мастерством и выразительностью. Режиссёр с актёром нашли для этого образа такие решения и средства, что сделали его неповторимым, уникальным.
Спектакль очень современен, динамичен, лаконичен, стремителен, можно сказать, кинематографичен, но ни на секунду не теряет связь с исторической эпохой и событиями лихих времён нашей Родины. Народные песни, массовые танцевальные фрагменты, наполненные первобытной силой толпы, интернациональной образностью, мощью и непоколебимостью бунта и разгула просто потрясали зрителей, да и, наверное, самих актёров. Каждый артист за рампой был харизматичен, органичен, выразителен и страстен в каждом моменте действия. Актёры напоминали зимних сплочённых в стаю птиц, расположившихся, как на деревьях, на металлических трубах и площадках. Казалось, они в любой момент по какой-то внутренней птичьей команде готовы вспорхнуть и полететь: так актёры легки, пластичны, невесомы и порой прозрачны, как тени. Их необычные костюмы имеют элементы крылатости, а исполнителей ролей - окрылённые образы. Вся сцена по желанию режиссёра как бы наполняется белыми и чёрными ангелами, которые захвачены в плен событий русского бунта, бессмысленного и беспощадного... Так хотелось мне отметить работу каждого актёра в этом удивительном, очень неожиданном для зрителей спектакле, который сразу поднял планку театрального мастерства на нашем фестивале!
Смотрела на Владимира Петровича Кустарникова в роли коменданта Белогорской крепости капитана Ивана Кузьмича Миронова – такой многогранный образ, целая эпоха. И прежде всего я видела на сцене Александра Суворова, вспомнились его слова: «Тяжело в ученье – легко в бою», а также Павла I с его постоянной муштрой и маршировкой в любую погоду, да и другие исторические и литературные образы проплыли перед моим взором лёгкой тенью. А в персонаже Андрея Петровича Гринёва замечала черты литературного героя Льва Николаевича Толстого - старика князя Болконского.
Так хороши были в спектакле и заслуженная артистка РФ Елена Шубёнкина, и заслуженный артист РФ Михаил Петров, и Оксана Романова, и Алексей Вольный, и Дарья Долматова, и Ольга Новицкая, и Денис Бухалов, и Юрий Гогонин, и Сергей Чиненов, и Виталий Злобин, и Николай Авдеев, и Артём Трохинов, и Александр Курзин, и Илья Поляков, и Максим Варламов, и Анна Дулебова, и Мария Жежела, и Надежда Иванова.
Полные невероятно сильных впечатлений после уникального спектакля, мы долго делились впечатлениями, перебивая друг друга с Татьяной Труновой, которая должна была написать статью о фестивале. Дома я никак не могла успокоиться, не хотелось ни есть, ни пить, ни смотреть телевизор, ни спать. В темноте я лежала и смотрела в потолок, и меня преследовала музыка композитора Александра Улаева. Я закрыла глаза, стала считать про себя. Воспалённый от впечатлений мозг не погружался в сон. Я встала и начала писать статью…
Встала я очень поздно...
Проснувшись, долго размышляла о прошедшей ночи… Потом задумалась о дальнейших своих действиях… Долго думала: продолжить написание статьи или начать искать книгу Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история»? Но я не нашла её. Нужно было уже идти в театр. Мне хотелось прийти пораньше, походить по пустынным залам фойе первого и второго этажей, чтобы забыть впечатления от вчерашнего спектакля и прийти на сегодняшний новым, чистым листом.
Фойе быстро наполнялось зрителями. Вчерашний спектакль был о том, как изнеженный недоросль стал личностью: бесстрашным воином, верным Отечеству и государыне-императрице, порядочным человеком, надёжным товарищем, прекрасным семьянином, истинным дворянином.
Сегодняшний спектакль поставлен также по шедевру русской словесности; роман по теме и содержанию опережает всю европейскую литературу, культуру, науку более чем на столетие.
Очень много глобальных тем раскрыто в этом романе, ещё больше вопросов поставлено перед человечеством. Один из них - философия возникновения любви между мужчиной и женщиной, пути развития и причины угасания и исчезновения этого божественного чувства... Этот вопрос не решён специалистами до сих пор... интересно как его будет решать в этот раз коллектив Московского драматического театра «Сфера» под руководством режиссёра-постановщика, народного артиста России Александра Коршунова.
Наши места в первом ряду партера, в центре. Игра актёров: Дениса Береснева и Дмитрия Ячевского, захватила моё воображение с первых минут.
Я пристально следила за их мимикой и движениями, особенно во время диалогов. Я по-настоящему в эти моменты ощущала захватывающую магию театра. Я порой даже не очень вслушивалась во фразы, сказанные героями комедии, так как многие страницы романа я уже давно знала наизусть. Почему-то режиссёры любят называть инсценировку этого произведения лирической комедией. К какому жанру была отнесена эта постановка, к сожалению, я не поняла, но всё первое отделение слышался дружный смех. Глядя на игру народного артиста Дмитрия Ячевского, я сразу подумала о его происхождении и среде, в которой он вырос. Мне вспомнился облик и манера держаться графа Ильи, которого я встречала у Анатолия Ивановича Желтова, мужа моей родной тёти Вали, который был сам столбовым дворянином. Как Дмитрий Ячевский во всём походил на него. Я никогда не видела ни на сцене театра, ни в фильмах 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов такой манеры держаться, двигаться, говорить, поправлять одежду у исполнителей  героев-дворян на сцене, так напоминающих графа Илью и столбового дворянина Анатолия Ивановича Желтова, как у Дмитрия Ячевского. Честно говоря, этих своих знакомых я, вообще, впервые вспомнила во время просмотра спектакля... Что это было: или гены исполнителя так ярко продемонстрировались в классической роли, или режиссёр и актёр каким-то чудом проникли в параллельное пространство того ушедшего, но где-то сохранившегося мира, или они так же, как и я, в своё время сталкивались с людьми этого исчезнувшего для нас навсегда аристократического общества, или это и есть истинная гениальность? Денис Береснев был в роли Александра Адуева. Все метаморфозы, происходившие с его сценическим героем, были донесены до зрителей с невероятным мастерством!
Возможно, большое значение сыграло то обстоятельство, что актёр Денис Береснев, как и Александр Адуев, родом из Ульяновска-Симбирска. Если Александр Адуев когда-то уехал из Симбирской губернии в столицу России Санкт-Петебург, то Денис Береснев сейчас живёт в столице России Москве. Также меня удивило совпадение имён исполнителей роли Адуева – Денисы. И фамилии у них литературно-поэтические: у актёра театра «Сфера» - Береснев, а у артиста Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова – Ярыгин… Оба великолепны в этой роли, но так непохожи при этом.
Денис Береснев, трепетный, романтичный, милый юноша, заласканный любовью родственников и соседей, порой выглядит комично, в отличие от драматического образа Ярыгина. Он довольно легко поддаётся воле своего циничного и делового дядюшки и в конце концов прогибается под его давлением - персонаж Ярыгина до последнего сопротивляется циничному разложению его личности со стороны дяди.
Но инсценировки к спектаклям по роману «Обыкновенная история» очень отличались друг от друга… В первом действии спектакля я с восхищением следила за яркой игрой Дениса Береснева и артистическими манерами, вальяжностью и изысканностью в обращении с окружающими Дмитрия Ячевского. Сам спектакль не произвёл на меня никакого впечатления в первом действии: я посмеивалась со всеми зрителями над удачными остротами дядюшки и расстраивалась из-за отсутствия в спектакле активной психологической борьбы между героями спектакля. Наденька Любецкая выглядела со сцены недалёкой девицей в исполнении Валерии Гладилиной. оставалось только удивляться тому факту, как такой умный и незаурядный граф Новицкий (актёр Сергей Суренский) мог увлечься такой серой, глупенькой девицей. Во время антракта я даже не знала, что сказать своей спутнице Татьяне Труновой…
Но второе действие спектакля меня потрясло. Пропал и юмор, и лёгкость незатейливой иронии. На наших глазах разыгрывалась серьёзная драма, можно сказать, разрушение личности молодого дворянина – неудачника, которого предала любимая девушка, друг Поспелов (актёр Дмитрий Берсев). Новую возлюбленную, богатую вдову Юлию Павловну Тафаеву (актриса Евгения Казарина), Александр бросает безжалостно и бессердечно, слыша в спину страшные проклятия, когда он убегает от женщины, как нашкодивший студент. Наступает полное разочарования во всём: и в любви, и в службе, и в творчестве. Даже у циника-дядюшки растерянность и отчаяние. Единственное, что он смог посоветовать разочарованному в жизни племяннику, - вернуться в деревню к матери... Александр Фёдорович Адуев в исполнении роли Дениса Береснева вызывает в зрителях и жалость, и сочувствие, и сопереживание человеку, попавшему в отчаянное положение и потерявшему от предательств и отчаяния внутренний стержень...
Умирает матушка… Кроме как к дядюшке и его жене (актриса Мария Аврамкова), Александру Адуеву обратиться было не к кому. Они просто не могли отказать ему в помощи, так как Александр стал им по-настоящему родным человеком. И Александр стал деловым человеком, прекрасным чиновником. Петру Ивановичу Адуеву и его жене надо бы гордиться своим племянником, но в финале, глядя на них, мы видим полное разочарование в своём удачливом родственнике. Деньги, деловые связи, богатое приданое своей невесты – вот о чём ему интересно говорить с родственниками, которые не скрывают своего разочарования, слушая Александра, и так сожалеют о восторженном и романтическом юноше, приехавшем к ним из провинции, чтобы покорить столицу…
Актёрам Московского драматического театра «Сфера» сложно было воспроизвести то впечатление, которое производил спектакль в родных стенах театра. Татьяна Трунова показала мне снимок зрительного зала театра «Сфера», в центре которого находится сцена с декорациями, привезёнными на фестиваль. Конечно, в том зрительном зале всё это выглядело очень эффектно, не зря же спектакль стал Лауреатом премии «Звезда театрала-2015» в номинации «Лучший спектакль (малая форма)". «Лучший режиссёр», «Специальные призы жюри» (А. Коршунов, Е. Елова) и Диплом лауреата (Д. Береснев) III Всероссийского театрального фестиваля «Волжские театральные сезоны».
В Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова актёрам приходилось спускаться в зрительный зал. Мне, сидящей в первом ряду партера, сложно было рассмотреть некоторые детали этого перемещения.
В спектакле звучала прекрасная музыка: Ф Мендельсона, Ф Шопена, Ф. Шуберта, В. Гаврилина, А. Шнитке. Очень сильное впечатление на зрителей произвела народная колыбельная в исполнении Е. Давыдовой-Тонгур.
7декабря 2017 года я вышла из театра не менее потрясённая спектаклем «Обыкновенная история», чем спектаклем «Капитанская дочка». Да, классика бессмертна!
Накануне просмотра поэтической драмы с актёром и музыкантами «Колесо» по произведениям Осипа Мандельштама, я решила перечитать сборник «Театр 2191», изданный в Москве в издательстве «Искусство» в 1991 году под рубрикой «Самодеятельный театр 2191. Репертуар и методика». Составитель В.Д. Прохорова –ISBN5-210-02152-1. В сборник Осипа Мандельштама вошли стихи из его поэтического наследия. По произведениям, включённым в сборник, коллективы народных театров, участники студенческий и школьной самодеятельности могут подготовить литературный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Осипа Мандельштама (1891-1938). На обратной стороне обложки сообщение: «Вышли из печати 1/91» Самодеятельный театр 1/91 «О женщинах», которого не оказалось в моей библиотеке. Я перечитала имеющийся у меня в наличии сборник "Стихотворения (Самодеят. театр. Репертуар и методика)", Самодеятельный театр 2/91, ещё раз убедившись, что безнадёжно и глупо писать стихи, зная о существовании таких поэтов, как Осип Мандельштам…
Я почему-то была уверена, что стихи для своего спектакля Григорий Кофман выбрал из сборника стихов «Театр 2191», так как в буклете, выпущенном для фестиваля «Отечество и судьбы», написано: «Поэтический спектакль рассказывает  о жизни Поэта его же произведениями, - основная интрига в произведениях: как по поводу своего будущего, так и грядущего страны. Особенность  постановки – неотъемлемая часть стилистики GOFF – Company-text-music-fusion, в которой музыканты являются такими же персонажами, как и актёр". И ещё моё внимание привлекло необычное оформление программы.
Действующие лица и исполнители.

О.М. – поэт-лирик
О.М. – аналитик литературы, эссеист
О.М. – свидетель-документалист гибнущего гражданского общества

…О где же вы, святые острова,
где не едят надломленного хлеба,
где только мёд, вино и молоко.
Скрипучий труд не оскорбляет Небо,
и колесо вращается легкО.

От шерри-бренди до рыбьего жира
фонарей, от еврейской молитвы
до русского плача в советской ночи
простирается время-пространство,
в котором существует герой спектакля

                Осип Мандельштам

Голоса О-сипа Эмильевича:
Слова – Григ – Орий Кофман (тексты),
Дыхание – Николай Рубанов (саксофон, духовые)
Руки О-сипа Эмильевича – Алексей Иван-Офф (барабан)
Очень удивило выделение жирным шрифтом буквы «О». Буква «О» здесь становится аналогом колеса истории, которая облегчает путь описания человеческой истории и, наверно, в чём-то ускоряет её бег, но мешает двигаться по спирали.
Вспомнилась ещё аналогия с буквой «О»: все три названия гениального И.А. Гончарова начинаются на букву «О»: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Кстати, стихотворения-эпиграфа к спектаклю «Колесо» я в прочитанном сборнике не нашла.
И у меня возникло подозрение, что цикл стихов для спектакля «Колесо» будет резко отличаться от стихов из сборника «Театр» и что я пойду на спектакль совершенно неподготовленная.
На малой сцене 8 декабря был аншлаг! Потому что Мандельштама любят многие. Я с волнением ждала начала спектакля...
Блеск музыкальных инструментов создавал настроение праздника. Состоянием праздника повеяло сразу, как только я закрыла за собой входную дверь при удивительном и каком-то загадочном освещении фойе. Тут же вспомнились стихи Осипа Мандельштама, написанные в 1920 году:

«Чуть мерцает призрачная сцена
Хоры слабые теней,
Захлестнула шёлком Мельпомена
Окна храмины своей.
Чёрным табором стоят кареты,
На дворе мороз трещит,
Всё космато – люди и предметы,
И горячий снег хрустит».

Но вот появляется из-за белой занавески босая нога… Ночь…  Звучит какая-то утробная музыка, и начинается таинственное действо.
Тяжело поднимается с постели усталый человек в ночной белоснежной рубашке и начинает медленно преображаться. О, это же поэт Осип Мандельштам! Он медленно переодевается, преображается из усталого, измученного бессонницей человека в романтичную личность, в гениального поэта! Только в белоснежной рубашке, расстёгнутой под ворот-апаш, с закатанными по локоть рукавами, в чёрных хорошо отглаженных брюках он считает возможным говорить о своём творчестве поэтическим языком своих стихов. И потекла речь, живописная, необычная, порой  казавшаяся простым набором слов...
Но каким гениальным казался этот непрерывный поток фраз из уст Григория Кофмана! То, что я услышала на этом грандиозном представлении поэтического творчества поэта, стихи которого были одновременно автобиографичными и пророческими, слышала впервые. Несколько стихотворений я читала или слышала раньше, в том числе пророческое и страшное, в котором он в 1930 году предсказал трагическую судьбу своего родного, любимого города. Эти стихи я знаю наизусть, но когда я услышала их со сцены в исполнении Григория Кофмана, мне показалось, что я их слышу впервые:

Я вернусь в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухших желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! Я ещё не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Музыка настолько сливалась с голосом и движениями актёра, что я даже не смогла разделить работу музыкантов и Кофмана. Примерно так же я воспринимаю исполнение бардом своих произведений под звуки зажатой в руках исполнителя гитары.
Но ведь и у Осипа Мандельштама было такое же отношение к звукам музыкальных инструментов, как пример, я приведу для сравнения четверостишие из стихотворения «Чернозём»:

И всё-таки земля-проруха и обух.
Не умолить её, как в ноги ей не бухай:
Гниющий флейтою настраживает слух,
Кларнетом утренним зазябливает ухо.

В конце спектакля под гром аплодисментов меня переполняло чувство глубокой благодарности к создателям этого спектакля. Без их помощи я не смогла бы переработать и так глубоко и полно проникнуть в этот гениальный, потрясающий до глубины души материал. Браво!!! Браво!!! Браво Вам!!! Спасибо огромное за такое верное служение сцене!
Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского потряс меня невероятным мастерством исполнителей, удивительной лиричностью и достоверностью и в костюмах, и в декорациях, и в реквизитах представленной зрителям эпохи.
Эта лестница, которая существует в краеведческом музее его родного города, эта обстановка и теплота в общении провинциального города! Всё вызывает чувство благодарности и какого-то детского умиления и восторга от спектакля «Карамзин. Портрет души и сердца» А.А. Черкашина.
Все участники спектакля произвели на меня неизгладимое впечатление и своей дикцией, и своей пластикой, и какой-то внутренней музыкальностью.
Восемь актёров на сцене раскрывают дух особой дворянской эпохи конца XVIII, - начала XIX веков что позволяет окунуться в атмосферу, которая воспитала гениального мыслителя, создавшего первую историю Государства Российского. Мы наблюдаем его жизненный путь с момента отрочества до государственного мужа через портрет его души и сердца.
События и речи участников событий этого периода представлены в очень лаконичной, отточенной до блеска форме. В канву спектакля введено очень много фрагментов текстов из писем и произведений историографа. Зрителей подробно знакомят с биографией Карамзина. Белая стена комнаты используется как экран для демонстрации картин быта той поры, фрагментов из фильмов с героями историческими и литературными из его повествований.
Очень потрясает сцена ужасной расправы Ивана Грозного с вольнолюбивым населением Великого Новгорода. Карамзин, как любой ребёнок, переживает события прошлого как трагедию настоящего времени, буквально становясь его участником. Спектакль очень ритмичен. Смена событий происходит в определённом временном темпе. Актёры постоянно перемещаются, занимая всё сценическое пространство, сам воздух наполнен необычайной динамикой и цикличностью.
Хочется отметить очень хорошую работу актёров на сцене. Поразил высокий профессионализм народной артистки России Татьяны Каратаевой, заслуженного артиста Всеволода Чубенко, заслуженного артиста России Анатолия Устинова, Юрия Ковалёва, Сергея Ефимова, Павла Рудакова, Анны Кондратиной, Светланы Сабаевой. Завершение фестиваля было грандиозным, благодаря бурным аплодисментам ы финале спектакля.
До новых встреч на фестивале!

Декабрь 2016 г.