Субъективные заметки о замках Луары. Ла Бурдезьер

Вячеслав Романович Каминский
                Одна из чудеснейших рек в мире, в чьих водах,
                от моря до истока,отражается сотня городов
                и пять сотен башен».
                Оскар Уайльд.
               
Кто из нас в детстве не мечтал, начитавшись романов Александра Дюма, хоть на миг перенестись в те полные приключений, страсти, заговоров и интриг времена, где совершали свои бескорыстные подвиги отважные мушкетеры, где предавались безумной страсти короли и их фаворитки, где дрались на дуэлях и турнирах, устраивали поэтические состязания и готовили самые изощренные яды, коими травили своих соперников и соперниц, королевские особы? Здесь любили, страдали, предавали, скрывались от преследователей и закатывали грандиозные балы Франциск I и Генрих II, Диана де Пуатье и Екатерина Медичи, королева Марго и герцог де Гиз.

Замки Луары: Амбуаз, Шамбор, Блуа, Шенонсо, Юссе, Вилландри, Шомон… Да разве все перечислить… Ведь всего, как утверждает путеводитель, здесь, на этом прямоугольном отрезке в самом сердце Франции двести на сто километров, вдоль реки и ее притоков сосредоточено свыше 1000 загородных замков, которые больше похожи на дворцы: с изящными остроконечными башенками, парадными лестницами, ухоженными садами. Недаром это место называют еще «Долиной королей», «Долиной любви», «Долиной замков». Но именно здесь, в этой долине, вершилась история молодой Франции. Увидеть хоть некоторые из этих замков было моей заветной мечтой. А если еще и пожить в одном из них?! Пусть хотя бы один день. Но… почувствовать, ощутить всю прелесть проживания в здании с многовековой историей, подняться по скрипучей лестнице в смотровую башню и взглянуть через крошечное окошко на подступающий к крепостным стенам лес, посидеть у камина под пристальным взором хозяина замка, глядящего на нас с потемневшего от времени портрета… Пройтись по ухоженным дорожкам парка, взглянуть на заросшие плющом рвы, окружающие старые стены. И выпить бокал настоящего шампанского в парадной гостиной, любуясь, как отражается в покрытом мелкой патиной паутинок старинном зеркале хрустальная люстра… Возможно ли такое? Не слишком ли я многого захотел? Но, оказывается, ничего невозможного нет. И всего полчаса поисков в Интернет позволили мне найти такой замок и забронировать в нем номер. Но даже в тот момент я не до конца представлял себе всю реальность моего замысла.

Каким же искренним был наш с женой восторг, когда, проехав от Версаля, где еще несколько часов назад мы на крошечном электромобильчике катались по дорожкам королевского парка, каких-то двести с небольшим километров по живописной дороге, петляющей вдоль русла Луары, перед нами вдруг возник на вершине холма Замок. Настоящий Замок! Со сторожевой башней, глубоким рвом, английским парком, разбитым на четыре великолепных сада… А перед самим замком красовалась огромная королевская лилия, выполненная из подстриженных кустов…

Признаться, само название замка — ла Бурдезьер — поначалу мне ничего не говорило. Название как название, данное по-видимому по имени его прежнего владельца… Но, когда, получив ключи от наших апартаментов мы с женой стали подниматься по лестнице, то обратили внимание на огромную картину, висящую на стене. На ней были изображены в обрамлении красных занавесок две обнаженные женщины, сидящие в ванной. Та, что справа, держала в левой руке кольцо, а та, которая находилась слева, щипала ее за правый сосок. Картина достаточно известная. Оригинал ее мы раньше видели в Лувре. Правда, имя автора этой несколько фривольной картины, если не знать, что здесь все подчинено символам, неизвестно. Зато очень хорошо известно, кто на ней нарисован. А позировали неизвестному художнику школы Фонтенбло Габриэль д’Эстре и ее сестра. Да да, та самая Габриэль, которая была любимой фавориткой Генриха IV Наваррского и подарила ему трех очаровательных детей, которая чуть не сделалась французской королевой, из-за нее король даже в который уже раз собирался перекреститься из гугенотов в католики и развестись с бесплодной королевой Марго. Та Габриэль, которая, как утверждает молва, была отравлена в возрасте 26 лет, поскольку двор не желал, чтобы она стала новой французской королевой. Но почему эта картина украшает стены нашего замка? Наверное не спроста…
Ну конечно же! Оказывается, как нам рассказала управляющая замком, Габриэль д’Эстре, она же герцогиня де Бофор и де Вернейль, маркиза де Монсо, дочь начальника артиллерии Антуана д’Эстре и одна из фавориток короля Генриха IV Великого… родилась в этом замке! Здесь, среди этих дивных садов и лужаек, прошло ее детство в окружении еще пяти прелестных сестер. Впрочем, еще за долго до рождения Габриэль ее бабка Мари Годен де Бурдезьер, владелица замка, также вскружила голову королю. И не какому-то проходному, а самому Франциску I. Собственно, и замок этот, в котором мы находились, был построен, а точнее перестроен, сим влюбленным монархом. Раньше на этом месте стояла крепость. Осматривая окрестности замка, мы видели эти глубокие, но уже не заполненные водой рвы, некогда защищавшие крепость. Теперь заросшие кустарником и плющом, они стали своеобразным декоративным украшением старинного поместья. В буклете о замке Ла Бурдезьер, который нам любезно предоставили на рецепции, говорится, что Мари Годен была «самой красивой дамой своего времени». И Франциск I первым попал под ее чары. Гнездышко, где он встречался со своей фавориткой, было со вкусом отстроено в стиле эпохи ренессанса. Не зря же король был весьма неравнодушен к итальянским мастерам эпохи Возрождения. А выписанного из Флоренции великого Леонарда да Винчи Франциск вообще ни на шаг не отпускал, таская повсюду за собой… Так что великий флорентиец останавливался и в нашем замке. И пока король развлекался с прекрасной Мари, Леонардо занимался самосовершенствованием. Как знать, может, именно в той самой комнате, где останавливались на постой и мы.
Вообще замок ла Бурдезьер, несмотря на то, что с тех приснопамятных времен прошло пять столетий, трепетно хранит в своих стенах многие артефакты, связанные с именами бывших его хозяев и постояльцев. Причем, эти уникальные исторические предметы являлись не музейными экспонатами, а предметами обихода. Мы слушали музыку, сидя в старинных креслах, писали за бюро XVIII века, зажигали свечи в золоченых подсвечниках, появившихся на свет еще до Великой французской революции. И то, что в замке и сегодня живет этот дух Времени, безусловно, огромная заслуга его нынешних хозяев: двух принцев де Бройль — Филиппа Мориса и Луи-Альбе. Ведь за минувшие столетия замок повидал многое: его пытались разобрать на камни для другого родового поместья, во времена Великой французской революции замок вообще чуть не снесли, в годы войны он был захвачен фашистами… потом здесь был Дом престарелых. И вот в 1988 году ла Бурдезьер приобрели новые хозяева. Братья провели в замке существенные реставрационные работы, восстановили старинные интерьеры, вдохнули в него новую жизнь. Но особой изюминкой замка стал огромный регулярный сад… помидоров. Их здесь насчитывается свыше 600 сортов. Признаться, такого томатного царства мы еще не видали. Не зря же несколько лет назад сады Бурдезьера вышли в финал одного из европейских конкурсов садово-паркового искусства.