Мысли... ч170

Новиков Борис Владимирович
Всякий рынок – обмен, не всякий обмен – рынок.
Всякий обмен – отношение. Не всякое отношение – обмен.
Всякое отношение – взаимодействие, не всякое взаимодействие – отношение.
А вот взаимодействие всяким… не бывает.
Это – универсальный (всеобщий) способ бытия объективной всеобщности – субстанции; универсальный (всеобщий) способ бытия субъективной всеобщности, духовного аналога всеобщности объективной – научной философии; универсальный способ бытия субъектной всеобщности – творческого человека, творческих людей, творческого человека. Творцов. И – творчества.      
***
Синергетика – это алгебра взаимодействующих определенных систем на доживом и живом уровнях развития материи, т.е. на уровнях систем законосообразных и геносообразных. Применение при исследовании систем социальных (систем, живущих в режиме целесообразности) синергетики (как и алгебры) весьма ограниченно (если и применимо вообще). Ну, как «циркуль и линейка»…
Ведь математика не  исчерпывается арифметикой, алгеброй – тоже не исчерпывается. Она – неисчерпаема. А уж субстанция – и подавно…   
***
Воля есть свобода, ставшая необходимостью, есть обмирщенная свобода.
Есть воля - волюшка, разумеется, а не сумрачный, неосознанный и весьма слабо контролируемый «порыв к власти» и к прочим штучкам «порыв» а la А. Шопенгауэр…
***
У нас разрушена педагогика. Педагогика как воспитывающее образование и образовывающее воспитание. Вместо педагогики – «предоставление образовательных услуг». Учителя, – учителя и воспитателя! – пытаются редуцировать, низвести до уровня … продавца, до уровня торговца. А ученика – до покупателя. Торгаш почти победил творца. Не в одной лишь педагогике, вестимо…
…Ну, возможно, еще не разрушена окончательно, но разрушается целенаправленно и с нарастанием: в этом сомневаться уже не приходится.   
***
Убеждение – чувственная форма бытия понимания.
***
Мудрость как сотворчество есть внимающее (внемлющее) понимание и понимающее внимание.
***
Аддитивность – положение, согласно которому целое всегда равно сумме составляющих его частей; синергетика – положение, согласно которому целое никогда не равно сумме составляющих его частей. И все! А побасенки о «самоорганизации систем» – это для тех, кто… понятия об организации не имеет. И уж тем более – о самоорганизации.
И причем здесь философия?!
Если и часть, и целое – всегда определенны. Беспредельна лишь субстанция.
…Не, ну понятно, что беспредельное всегда – это беспредельность определенного. Просто не надо пытаться «свести в богадельню» диалектику только на том основании, что у синергетики ноги от ушей растут. Эти модели нынче на фабриках неспонтанного мифотворчества фабрикуются серийно. Как «Барби»…
Как и заказы на извод диалектики. 
***
Прогнозирование, форсайт, предвидение etc. – непосредственные формы бытия антиципации, опережающего отражения.
***
Чтобы победить сильного оппонента, соперника, противника, врага необходимо переоценить его.
***
«Чем хуже колесо, тем пуще оно скрипит» (народная примета).
***
Раньше были шедевры (искусства). Нынче – блокбастеры.
«Блокбастер» – сленг английских летчиков периода второй мировой войны. (Англ.: блок – квартал, бастер – разрушать). Удачная бомбежка, разрушение одной бомбой целого квартала зданий.
Раньше были образование и воспитание.
Нынче – бомбежки, – ковровые, – духа и души человеческих, в особенности – молодых…  Словом, вместо педагогики, и, шире – социализации, тотальный блокбастер.   
***
Очевидно, что вовсе неслучайной, – однокорневой, – есть коннотация между «производство» (нем.: Werk) и «действительность» (нем.: Wirklichkeit). Творчество можно (в бесконечном ряду прочих определений) определить как действительное производство. 
***
Синергия есть частный случай диалектического взаимодействия. И, очевидно, у синергетики как определенной (общей) методологии есть свои основания. И –область применения. Она вполне может использоваться как методология частно, – и общенаучная. Однако же попытки ее искусственной универсализации, попытки (особенно интенсивные и ретивые со стороны неуемного и энергичного сообщества с весьма странным самоназванием: «постнеклассика») поставить (надо признать, попытки изысканные, если сравнивать с таковыми, – грубыми и неуклюжими, – позитивизма и его производных: махизма, неопозитивизма и постпозитивизма) ее на место методологии диалектической – это чистый редукционизм. Это даже не упрощение, это – околонаучное, тонируемое «под философию» простетство. «С линейкой и циркулем к познанию общества не приступают». Чистая правда, по философскому «полю» с циркулем и линейкой наперевес не бегают.    
***
«Онтология – учение о бытии».
«Гносеология – учение о познании, «эпистемология» – учение о знании». В том же задачнике, но только чуточку ниже, спрашивается: «а познание и знание есть?». А ведь «бытие» – это иноформа логической связки «есть»…
***
Планирование, проектирование etc. – рациональная форма существования целеполагания и целеосуществления.
***
Планирование противостоит не рынку (обмену). Планирование противостоит стихийности.
И само по себе планирование ни добро, ни зло; ни истинно, ни ложно; ни полезно, ни вредно; ни прекрасно, ни уродливо. Да его, строго говоря, и не бывает «самого по себе».
…Это именно контроверза стихийности.
Аксиологическое измерение (наполнение) плановости задается (измеряется) главным: ее гуманистичностью (антигуманистичностью).
Планируемое злодейство, планируемая подлость, планируемая хитрость etc. по своей омерзительности не идут ни в какое сравнение с таковыми стихийными. Ну, т.е. бесконечно превосходят их.
Ну, примерно, как автоматическое нарезное оружие превосходит лук со стрелами… Так что дело не в плане «как таковом», но в плане конкретном.
***
Диалектика рабства и господства (см. «Феноменологию духа» Г.В.Ф. Гегеля) – это персонифицированное выражение диалектики деформированных производительных и завоевательно - перераспределительных отношений. Здесь производство и потребление опосредуются … воздействием, а не есть взаимодействие.
Проще   говоря, даже чтобы украсть (уж не говоря: продолжительное время существовать в режиме воровства), необходимо, чтобы его (предмет воровства, отчуждения) кто-то производил… Такие «приоритеты». Ну, это многословно, громоздко, неизысканно. Гегель лаконичен: «Раб – всегда господин своего господина; господин – всегда раб своего раба». 
***
Кажется, «словоохотливая субъективность» (телевизор) окончательно победила психологию и мудрость трудового, немногословного долготерпения и смирения (не путать с покорностью) – (холодильник). Однако же ж: Пиррова это победа… См. выше. 
***
Манихейство – обмирщенная, – онтологизированная и сакрализованная, – форма бытия рассудочности: «или аскеза, или гедонизм». Либерализм конкретизирует формулу: «аскеза – для подавляющего большинства (для лузеров), гедонизм – для избранных, для абсолютного меньшинства (для винеров, для элиты)». «Много званых да мало избранных…». А кто избирал? И – избирает?!
***
«Синергетика есть теория самоорганизации»…
Сам-то понял, что сказал?! (Я – о Густаве Хакене. О местных «постне классиках» помельче да пожиже и речь не идет).
Во-первых, субъект подобной констатации не различает между познанием, знанием и сознанием. Ну, и, разумеется, между их предельным случаем: научной методологией, научной теорией и наукой.
Ну, и, наконец, употребив слово «организация», уж не говоря – «самоорганизация» – этот же (ну, субъект) начисто отказал синергетике (как науке о синергии) в малейшей состоятельности применительно к досоциальным (ко всем досоциальным!) формам развития материи. Ну, дела …
…Я понимаю: «автора!», «автора!». У нищих слуг нет. Почитайте «постнеклассиков». Им несть числа. Там и найдете…
А вообще-то, считается, что в «оборот» в научную семантику этот термин («синергетика») сравнительно недавно ввел Г. Хакен, хотя, как естественно научный он использовался и используется (в биологии, медицине etc.) уже длительное время. Это др. - греческое слово означает «сотрудничество», «содействие». 
***
Был Мичурин, был Лысенко, был Ремесло…
Есть В.С. Степин, автор и энергичный популяризатор метода «парадигмальной прививки идей»… Требуется срочная, – и массовая, – прививка (антидот духовный) от подобной «прививки». И от подобных «селекционеров».   
***
«Я искал такое слово, – вспоминает Г. Хакен, – которое выражало бы совместную деятельность, общую энергию что-то сделать, так как системы самоорганизуются, и поэтому может казаться, что они стремятся порождать новые структуры. ...Создавая слово «синергетика», я преследовал цель привести в движение новую область науки, которая занимается вышеуказанными проблемами! Уже тогда я видел, что существуют поразительные сходства между излучением лазера и социологическими процессами или эволюцией, что это должно быть только вершиной айсберга. Правда, в то время я не подозревал, что эта область может оказать влияние на столь отдаленные области исследования, как, например, психология и философия. ...Тем самым была очерчена общая направленность этого исследовательского дви¬жения, которая сохраняет силу и сегодня, а именно: исследование общих закономерностей, которые действуют в системах, состоящих из отдельных частей» [Синергетика: 30-летнее дитя и его родитель. Интервью с Г. Хакеном, проведенное Е.Н. Князевой в сентябре 1998 года // Князева Е. Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М.: КомКнига, 2005. - С. 353»].
…Вот и все основания. Ну, то есть «основания». Все, Карл!
***
Все диабеты с онкологиями, инсульты с инфарктами и пр., и пр. приключаются на фоне затянувшихся вне всякой меры уныний, страхов, скорбей, стрессов и депрессий. Правильно, – и не нами, и не умными врачами, – сказано: «А печаль мирская производит смерть» (Еванг., ап. Павел, 2-е послание коринфянам). 
***
Творчество – способ бытия действительного гуманизма.
Свитие – способ бытия реального антигуманизма, контроверзы действительного гуманизма.
***
Управление «кем» – это управление, основывающееся на, по удачному выражению Г.С. Батищева, «началах казенного властительства», это управление авторитарное. Это управление по типу воздействия (деформированного взаимодействия).
***
Императив (один из императивов) действительного гуманизма: «от педагогики сотрудничества – к педагогике сотворчества!».
***
Авторитарность – превращенная форма бытия авторитетности.
***
Внимание находится в таком же отношении к пониманию, как процесс к результату, как становление к ставшему etс. Понимание есть результат внимания.   
***
Предыстория основывается на праве, действительная история – на справедливости. 

***
Что такое история философия?
Это «движение самопознающего духа в опыте великих характеров» (Г.В.Ф. Гегель).
***
В единичность погружается характер маленький; в общее – средний; во всеобщность – большой.
В диалектику единичного, общего и всеобщего – великий. Ну, то есть, нормальный.
«Гений – это нормальный человек. Все остальные – отклонение от нормы» (У-С. Моэм).
***
В «тексте» осуществлено разьятие знака и референта. Обозначения и обозначаемого. Осуществлена намеренная вивисекция. Формы и содержания. Оболочки и облекаемого etc. До бесконечности. До дурной бесконечности. Это – модус метафизики в ее самом дурном и примитивном варианте. Как рассудочности. Как недодиалектики. 
***
Может ли что-либо (кто-либо) быть совершенным? Все зависит от того, как понимать самое совершенство. А его можно понимать, а, тем более – интерпретировать, весьма различно. И даже – противоположно. И как свершенность (завершенность), и как свершение, и как со-вершение (соотносимость с вершиной), с идеальным, чувственным, либо материальным образцом, эталоном, стандартом etc. Конечно, лучше всего – с идеалом. Тогда хронотоп совершенствования является открытым, незавершимым. Предстает как незавершимое совершенствование, т.е., в сущности (ибо есть отношение) – как иноформа творчества.         
***
Свитие (и стагнация как стадия свития) есть развитие управляемое, творчество есть развитие самоуправляемое.
***
Экспликация и импликация – духовная составляющая опредмечивания и распредмечивания.
***
Конкуренция – превращенная форма состязательности.
***
По организационному (институциональному) статусу философия может быть академической, может быть вузовской, может быть еще какой-то…
Она решительно, – принципиально, – не может быть отраслевой. Ну, т.е. по определению, ибо ее стихия – беспредельность. Ну, разумеется, беспредельность определенного, а то из чего же ей, родимой, – беспредельности, – складываться и состоять…   
***
В природе самой по себе нет хаоса, равно, как нет в ней и космоса (организации, упорядоченности, систематизации, порядка etc.). Все эти, – последние, – определения есть определения исключительно культурного бытия. Социальной материи. Есть прерогатива культуры (в отличие от натуры). Натура просто есть. И в этой своей естественности – абсолютно безразлична к измерениям и характеристикам хаос – порядок (космос), добро – зло, истина – ложь (заблуждение), добро – зло, польза – вред etc. Строго говоря, она даже не безразлична, ибо это тоже параметр сугубо культурного происхождения и свойства. Она просто есть.      
***
Единство правды, справедливости и блага есть праведность.