Фаянсовый иконостас Ставрополья

Ольга Боровская
Ставрополье. село Красногвардейское(Медвежье). Я родом из этого села. Дорого моему сердцу здесь  все: голубые от полыни луга, быстрые степные реки с водоворотами и жёлтыми кручами, чистейшие водопады в Гоку, пшеничные, подсолнуховые, кукурузные поля, прохладные лесополосы, широкие улицы, хаты и дома, многие из которых построены руками моего отца со товарищами.
Но недавно, изучая историю своего села, я открыла для себя чудо... Оказывается, в нашем селе есть необыкновенная достопримечательность.

Свято-Троицкий храм, одно из старинных построек села. Построена церковь более века назад – в 1907 году – на пожертвования местных жителей. Она представляет собой классическую постройку с пятью куполами, в честь Христа и четырёх евангелистов, и колокольней высотой в 27 метров.  Тысячу раз я была в нем и не знала, что в нем находится настоящая редкость русской православной церкви - фарфоровый иконостас.

Иконостас Свято-Троицкой церкви села Красногвардейское (бывшее Медвежье) , на Ставрополье. Изготовлен на рубеже XIX–XX веков за два года мастерами из Екатеринбурга (завод Кузнецовых) .

Как утверждают специалисты, таких иконостасов в мире осталось всего три - два в России и один в Аргентине. Красногвардейский иконостас был собран в начале XX в., предположительно, мастерами из Екатеринбурга, со знаменитого Кузнецовского завода(Конаковский район Тверской области, где я прожила 25 лет).

Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века.
Их «массовое» производство началось в России во второй половине XIX века. Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году. Тогда в России было создано более ста иконостасов такого рода. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания. Так вот, наш -розовый.

 В советское время здание храма использовалось под зернохранилище. После Великой Отечественной войны верующие(обе мои бабушки участвовали)  из останков иконостаса, хранившихся по домам, как смогли, восстановили реликвию. К 2004 г., к моменту реставрации иконостаса специалистами из Ростова, сохранилась лишь половина его деталей, все иконы, за исключением трех, были "неродными".
Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса — отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М» , которая обозначала место установки — село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова) . Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас.

 Фарфоровый иконостас Свято-Троицкой церкви – настоящее произведение искусства.да и сама церковь очень тёплое, красивое, душевное место. Там легко дышится, молится, просто разговаривается душе с душой. 
Это ли не чудо! Как же моя жизнь удивительно связана с этим фактом!