Дорога, парящая в воздухе

Вячеслав Прытков
            «П А Р Я Щ И Й    Т Р А М В А Й»    В У П П Е Р Т А Л Я.            

Немецкий  городок  Вупперталь, появившийся  на  карте  в  30 – е  годы  ХХ  века, в результате слияния  Эльберфельда, Бармена  и  ряда  более мелких  посёлков, лежит  в  долине  горной  реки  Вуппер, в  холмистой местности. По  мере  его  разрастания  и  увеличения  численности  населения  перед  властями  города  возникла  проблема  создания  удобного  сообщения  между  районами. Ввиду  сложного  рельефа  местности, перепада  высот  пришлось  сразу  отказаться  от  автобуса  и  метро.    
Изобретатель  и конструктор  из  Кёльна  Ойген  Ланген  (1833 – 1895) -  сын  богатейшего торговца  сахаром  предложил  для  Бармена  и  Эльберфельда  свой  оригинальный  проект  монорельсовой  подвесной  дороги. Монорельс  Лангена  устанавливался  на  П – образных  опорах  прямо  над  руслом  горной  реки  Вуппер  и  назывался  «Schwebebahn» - «дорога, парящая  в  воздухе». Первоначально, смелое  начинание  конструктора  было  принято  не  очень  одобрительно, даже  сам  кайзер  Вильгельм II  выразил  сомнение  и  недоумение  в  адрес  «парящего  трамвая». Однако, строительство  подвесного  монорельса  всё – таки  наачлось  в  1898  году, и  уже  1  марта  1901  года  состоялось  открытие  дороги.   
Два  поезда, приводимые  в  движение  мощными  моторами, двигались  в  разных  направлениях  по  монорельсам, установленным  на  высоте  8  м  над  улицами  города  и  12  м  над  рекой  на  опорах. Протяжённость  маршрута  составила  13,3  км, из  них  10  км  проходит  над  руслом  реки. Поезда  двигаются  со  скоростью  60  км/час  и  пробегают  20  станций  за  чуть  более  получаса. Длина  поезда  достигает  24  м, один  вагон  вмещает  178  пассажиров.    
За  время  своего  более чем  столетнего  существования  вуппертальская  монорельсовая  дорога  претерпела  ряд  значительных  изменений  и  модернизаций, превратившись  в  удобный, популярный  и  безопасный  (только  один  несчастный  случай, произошедший  в  1999  г.)  вид  транспорта. Во  время   второй  мировой  войны  она  не  работала. Необычным  стало  путешествие  по  монорельсовой  дороге  циркового  слонёнка  Туффи  в  1950  году. Поездка  ему  явно  не  понравилась, и, проломив  стенку  вагона, слон  упал  в  реку. Туффи  остался  жив, отделавшись  ушибами, став  своего  рода  неким  символом  дороги.
В  мире  было  спроектировано  много  разных  конструкций  монорельсовых  дорог, но  большинство  из  них  так  и  осталось  на  бумаге, а  те, которые  создавались, не  отличались  долголетием. Вуппертальский  «парящий  трамвай»  стал  поистине  старейшим  действующим  подвесным  монорельсом, существующим и поныне. Дорога  перевезла  уже  около  20  млн.  пассажиров, за  что  и  была  занесена  в  Книгу  рекордов  Гиннесса. Ойген  Ланген  прославился  также  своими  другими  изобретениями: разработал  технологию  регенерации  костяного  угля, создал  печь – гриль – «жаровню – многоэтажку», вместе с  Николаусом  Аугустом  Отто  запатентовал  сконструированный  ими  двигатель  внутреннего  сгорания.

                Вячеслав  Прытков.