Пал Андреич, вы шпион?

Галина Кириллова
       Неисповедимы бывают пути господни, когда вы бросаетесь в реку фрилансерства* и пытаетесь заработать  денежки, чтобы,  как говорится, не помереть с голода.
      А ведь кроме таких обычных физиологических вещей есть еще  выставки, музеи, театры и другие не менее приятные и полезные чудеса большого красивого города.
    Итак,  в один прекрасный день я вдруг обнаружила, что в паспорте неожиданно ярко проявилась заветная цифра 55 и….  хочешь-не хочешь придется искать, куда податься после прощания  с приятной денежной работой.
       Желание исполнить свою детскую мечту и стать известной артисткой пришлось с большим сожалением отодвинуть подальше из-за большой конкуренции, и я начала перебирать другие свои таланты: кулинар, детский психолог (уже смешно), дизайнер одежды (грубо говоря, швея), массажист шеи (тоже забавно), ну и конечно преподаватель болгарского языка. Не зря же я 25 лет проработала в дипломатической организации.
Последнее меня немного напрягло, потому что никогда я еще не была в роли училки. Все вышеперечисленные профессии с блеском бы показала на любом конкурсе, но для преподавания… мне  кажется, нужен особый талант. Однако, как я уже говорила раньше, я – абсолютный заяц: вроде -  бы пугливый, боязливый и робкий, но на самом деле страшно любопытный, а если кто-то нападет, то задними лапами может так отбиться, что любой кенгуру позавидует.
      Не постеснялась я обзвонить своих прежних клиентов, которые приходили ко мне за консультациями по поводу виз и ПМЖ в Болгарии, и  пригласить их на краткосрочные курсы. Еще и несколько турфирм меня захотели позвать, чтобы я приезжала в офис и давала несложные уроки для сотрудников, которые отвечают за болгарское направление.
     В общем, дело пошло. Да так бурно, что я возвращалась домой с высунутом  языком, как собака,  и  буквально на четырех лапах. Желание было одно: завалиться в девичью постель и дожить до выходных.
     Но в общем, я была очень довольна, летала туда-сюда  в какой-то эйфории, потому что раньше не знала, как это здорово, когда тебя везде зовут и слушают, открыв рот.
      Вечером я,  как Буратино, подсчитывала денежки, и мечтала о поездке в Парижик или Римчик, представляя себя в легких одеждах на солнечных площадях с улыбкой до ушей и мечтой о принце на белом коне.
       Однако,  не бывает так, чтобы в вашей жизни всё было слишком хорошо, обязательно, как в американских горках, будет и падение. И чем выше вы взлетаете, тем быстрее катитесь вниз. Наступил кризис,  и ученики исчезли. Не скажу, что наступил жестокий голод, но мамина и моя пенсия были слишком малы, чтобы позволить себя внезапные девичьи капризы – едва хватало на квартплату и дочке на обеды в колледже.
      Вначале я как-то переживала и грустила, но вдруг вместо Ельцина к власти пришел мой  земляк,  и мамина пенсия взлетела к небесам, ведь она всю блокаду провела в Ленинграде, работала на фабрике, а таким героям полагалась двойная пенсия. Жизнь снова засверкала радужными красками. Появились деньги для того, чтобы научиться новым  умениям, и я пошла узнавать секреты дорогого декупажа,  витражной росписи, и рисования…. А болгарский затих,  и вроде бы было понятно, что мне он больше не пригодится.
      И опять жизнь повернулась совсем не тем боком, который был привычен и понятен. Через два года мамочки не стало, а моей жалкой пенсии  не хватало не только на пирожные, но даже и на хлеб,  и опять пришлось думать: что? как? куда?
       Сто раз поклонюсь тому, кто придумал интернет. Только он мне и помог. Я разослала десять объявлений во всякие репетиторские сайты и… народ захотел учить экзотический болгарский язык. Не скажу, что это опять были толпы, но всё-таки ручеек не прерывался. Где только не проходили наши уроки: и в машине, и в пивбаре, и в офисе, и в кафе, и дома у пары пенсионеров…. Так что мне не привыкать совершать подвиги и обучать робких соотечественников владению болгарским языком.
         И вот три дня назад   пришла я в кафе, где мы обычно занимаемся с моей любимой ученицей. Как всегда пораньше, чтобы занять теплое местечко на мягком диванчике, а не сидеть на жестких стульях. Сижу, читаю детектив и поджидаю Наташу. Вдруг вижу пожилую дамочку, которая бегает по залу и внимательно оглядывает привлекательные уголки, куда можно примоститься.
        Несколько раз и мимо моего столика прошла, но я, наученная горьким опытом, на всех местах развесила шарфы и разложила  газеты, чтобы никто уже не позарился на мой вожделенный диван. Итак, бабуля побегала, побегала по залу, ничего особенного не увидела и на всякий случай  положила свои очки на круглый столик – типа забила место. Потом пошла выбирать что-то к ужину и вернулась уже минут через десять. С подносом и с дедушкой. Но они почему-то сели не за тот столик, где лежали очки, а за соседний, возле окошка.
        Пришла  Наташа, мы начали разговаривать на болгарском о том, что произошло  за прошедшую  неделю. Я машинально поправляла ошибки в глаголах и артиклях, а сама смотрела на очки и думала, когда же бабуля очнется и вспомнит про них. Прошло полчаса, ужин у симпатичной пожилой пары подходил к концу, а про свою потерю никто и не вспомнил. Пока уже уборщица не подошла к пустому столику с очками и не стала спрашивать: чьи это? Пришлось мне показать пальцем на дамочку и признаться, что я знаю, кто их забыл.
       Как вы думаете, что сделала бабуля? Да, конечно, она посмотрела на меня и издали  сказала «спасибо». Но этого ей показалось мало, она подошла к нам и, пронзительно глядя на меня, спросила: «Вы – разведчик?» Вначале я онемела от такого вопроса, но потом мне стало смешно, и я сказала, тоже глядя ей в глаза: «Да! Не буду скрывать!» Она опешила, но всё-таки взяла себя в руки и опять завела свою пластинку; «Нет, ну правда?» Причем речь вообще не шла о том, каким образом я высчитала, что это именно её очки. Меня буквально распирал смех, но у меня в характере есть такая странная черта – когда меня в чем-то обвиняют, а я не виновата, я почти всегда говорю, что это сделала я. Причем «признаюсь» всегда с улыбкой и блеском в глазах, так что чаще всего гроза проносится мимо меня.
       В общем, бабуля была  обескуражена моим быстрым признанием без пыток и специальных ухищрений,  постояла возле  нас в какой-то растерянности, потом наклонилась и сказала: «А мы – ученые, решили отметить кое-какой праздник. Спасибо вам еще раз»  и медленно пошла к столику.
       Наташа смотрела на меня во все глаза – моё быстрое признание в тайных пороках её тоже удивило. Но я на хорошем болгарском стала шутить и рассказывать соответствующие анекдоты, потом предложила ей перейти к уроку, и тема вскоре рассеялась.
      Вечером я стала вспоминать этот курьезный случай и уже в который раз задала себе вопрос: как же так получилось, что несмотря на 25 лет беспорочной службы в иностранной организации, я смогла избежать вербовки и  хоть какого-то намёка  на приобщение к деятельности  Конторы Глубокого  Бурения.
       Вообще, в моей жизни много было  непонятного и необъяснимого, но эту историю для себя  я объясняю так: когда меня брали на работу, а это было в 1980 году, то Болгария была настолько дружественной и безобидной, что никому  и в голову не приходило «заслать» к ним крота, а потом наступила перестройка, а потом вообще непонятно было - кому это надо.
       А что касается этого самого  Комитета, то я всегда думала, что разведчики – это люди необыкновенные и смелые, которые рискуют своей жизнью, как Штирлиц.  И что они вынуждены всю свою жизнь скрывать правду о себе и даже умирают с чужим именем. Я-то, наверное, не смогла бы быть в этих рядах из-за своей рассеянности и забывчивости. Я бы быстро «спалилась», потому что уже через два часа забыла бы все явки, пароли и шифры.
       Короче, если бы меня спросили: «Пал Андреич, вы шпион?»** я бы с легкой душой ответила:  «Нет!"   Хотя после фильма «Мертвый сезон» многие пошли в Комитет и решили защищать Родину на дальних рубежах. В их числе был и В.В., который так  и сказал: «После этого фильма я твердо решил быть таким же, как герой Баниониса. И честно говоря – ни о чем не жалею»!


*Фрила;нсер (англ. freelancer) — свободный работник. Термин фрилансер впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина.

** Фраза про Пал Андреича стала популярной после фильма «Адъютант его превосходительства», в котором свою самую сильную роль красного разведчика,  скрывавшемся под маской белого офицера — капитана Павла Андреевича Кольцова,  сыграл Юрий Соломин. Вопрос этот задает мальчик Юра, которому Павел Андреевич спас жизнь.  Этот сериал стал первым из телевизионных фильмов, который  получил Государственную премию РСФСР. О популярности фильма свидетельствовал и тот факт, что во время его демонстрации улицы пустели


Не удивляйтесь коту на заставке. Кошки - мой талисман и фишка, то есть почти ко всем моим рассказам такой вот шифр.