Юра Морозов. Сахалинские рассказы

Сергей Субботенко
В тот январский день, в новогодние праздники - мы не улетели на Южный из Шахтёрска. Рейс отменили. И ПАЗик рейсовый, вечерний из Углегорска забрал нас из аэропорта на Лесогорск. Пурга, сила, ветер 40 метров в секунду, автобус переполненный идёт и встаёт сразу за Надеждинским. Перед горой, в подъём, до ... утра, до обеда, на два дня - кто знает: метёт здорово, а в автобусе и дети, и женщины - душно и места мало.

И мы пошли. В ночь. В ненастье - до Лесогорска через Тельновск.
В смерть, короче, мы пошли - по крышам машин, автобусов - под стёкла заваленных - брошенных. И был Юрка Морозов с нами - учился он в Южно-Сахалинске. 1981 год был. Четверо нас - я самый младший - 9 класс. И первый подъём самым крутым оказался, самым сложным. Ребята поднялись, а меня сдувает - не могу вкарабкаться... слёзы, упрямство, ногти в лёд втыкаю. Почти до верха забираюсь, а наверху - меня опять кубарем вниз скидывает... и так, долго было. А ребята ждут наверху - жизнями рискуют... замерзнуть тут - вместе со мной.

Прижался я ко льду почти вертикальному, плотно/плотно - забираюсь, а Юрка Морозов руку подаёт - тоже плашмя лежит и затаскивает меня (флагом на ветру) на гору...

Идём дальше - 40 метров в секунду ветер, снег - ураган уже - спиной идём и тут развилка. Две дороги. Двое ушли вперёд. По какой дороге? А я с Юркой Морозовым иду. Парно шли - чтобы не унесло кого-нибудь (меня точно) - они все старше ребята были с года 1960-го... Пошли по той, что влево пошла... 15 минут идём - нет ребят. И возвращаемся - представляете? В смерть - уже полночь - идём четвёртый час в морозяку, в ураган - и сил немного остаётся. И видим - на развилке двое ребят стоят... нас ждут. Они тоже вернулись - хотя по правильной дороге на Тельновск пошли - вернулись нас искать и тут мы с неверной дороги подошли к развилке.

Дальше шли весело - к Тельновску бесконечный спуск. Смеялись, шутили - ветер в спину перешел да и к утру пошло время... Ветер 40 метров в секунду в спину - Юрка Морозов на очередном повороте - лёд сплошной вниз - улетает... в пропасть - его уносит туда! Находим, вытаскиваем, смеёмся... жалко, говорит - весь Opal улетел!!! Сумка у него была. А там блок на блоке - набрал в Южный - на учёбу - запас хороший пацан "дыма": весь улетел в пропасть... Искать запас мы не решились - рванули к Тельновску. Там в первой, центральной кочегарке - кочегар обалдел, когда увидел нас - выходящих из 2/3 метровых сугробов да ветра - крыши сносивших... отогрелись, отошли слегка. Да по зорьке зимней рванули в Лесогорск - ещё Тельновск 1/2 километра да до родного Заречья 7 километров.

Дома, у бабушки - а жили мы тогда уже в Южно-Сахалинске, я на каникулы приезжал - был где-то в 9:00. Бабушка, говорю, матери и родственникам ничего не говорите... Она мне коньячка налила..., чая да в постель сразу.
...
Фото №1 из архива Юры Андреева, я его слегка обдул... Юра Морозов!