Индия, таможня и наркотики

Александр Жданов 2
      Из сборника "По разным странам и континентам".      

                Над Шереметьево
                В ноябре третьего —
                Метео-условия не те.
                Я стою встревоженный,
                Бледный, но ухоженный
                На досмотр таможенный в хвосте.       
                Стоял сначала,чтоб
                не нарываться —
                Я сам спиртного лишку загрузил,
                А впереди шмонали уругвайца,
                Который контрабанду провозил.
                В. Высоцкий. Случай на таможне. 


                Незаконные приобретение,хранение,перевозка,наркотических   
                средств, психотропных веществ или их аналогов …наказываются…
                исправительными работами на срок до двух лет, либо   
                ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением   
                свободы на тот же срок.
                Статья 228 УК РФ


       В апреле 2004 г. я отдыхал на Гоа, в Индии. При осмотре  расположенного на живописном  каменистом берегу форта Агуада, который построили еще португальцы в середине 15 века для защиты своих колониальных завоеваний от соперников,  внештатный гид из местных, обратил мое внимание на расположенное внизу под нами, у самого моря группу невысоких зданий с каменной ровной площадкой посредине. На ней группа молодых людей энергично гоняла туда-сюда мяч. Мне показалось странным, что все это было огорожено  от берега высоким, метров пять, монолитным бетонным забором. Это была, как оказалось, центральная тюрьма штата  Гоа,  существовавшая в этом месте уже более  400 лет.*А игравшие в футбол молодые люди, стало быть, были местными заключенными , отбывающими свой срок.  Странное место для выбора тюрьмы, подумал я.  Годами живут вроде бы у самого моря, дышат морским свежим воздухом, но увидеть прибой не могут, весь вид закрывает высокий забор.  А уж искупаться им, судя по всему, совсем не суждено.
         - Кстати, - скал гид,
- Одно из самых тяжких преступлений у нас -  распространение наркотиков, за него дают до 20 лет тюрьмы.  Эти  слова позже я вспомнил,  возвращаясь  домой,  уже на нашей границе. 

                Несколько дней до этого  вместе семейной парой из Питера, а мы познакомились в гостинице и часто проводили время на пляже, я поехал на блошиный рынок в Анжуне. Там  купил себе в качестве сувенира  индийские благовония: ароматные конусы, которые при горении выделяют дым с приятным запахом. Продавались они в изготовленной заводским способом упаковке -  картонных коробочках с ярким цветным изображением цветка, ягоды или фрукта, аромат которого издает при горении конус. Там были изображения лотоса и лаванды, мандарина и клубники, магнолии и зеленого чая, и много других. Под рисунком по-английски было написано название. Выбирал я конусы по их запаху, те, что больше нравились, почти не обращая внимания на рисунок, а уж тем более,  на название, написанное  на коробке. 

             Северное Гоа характерно тем, что отели там расположены вдоль идущей вдоль берега автомобильной дороги длинной километров 15. Набережных, какие бывают в европейских курортных городах, и по которым  по вечерам можно неторопливо прогуливаясь,  заходить во множество баров, ресторанчиков, кафе, магазинов и торговых центров, ночных клубов и дискотек,  там вдоль всего побережья нет. Поэтому по вечерам все обычно заходили поужинать в один из нескольких находящийся в пределах пешей прогулки ресторанов, а после этого посещали несколько лавок местных торговцев сувенирами, или ювелирными изделиями.  Можно было поехать на такси в другое такое же место, и поужинать в другом ресторане, а потом прогуляться по нескольким находившихся там вдоль этой же дороги магазинчикам, но это не занимало много времени. И после возвращения делать было совершенно нечего, разве что сидеть в номере, или в кафе отеля за столиком.  В нашей гостинице останавливались в основном туристы из России и перезнакомившись, мы, как могли, старались разнообразить свои вечера.
    
     Мой друг с 11 лет Вася  Шаповаленко. с которым мы проучились вместе в Суворовском военном училище 7 лет, закончивший после этого высшую школу КГБ,  несколько лет проработал в нашем посольстве в Индии и перед моей поездкой на Гоа,  рассказал, что за долгие годы присутствия в этой своей колонии, португальцы научили местных жителей делать очень хороший портвейн*.  У него к тому же была довольно  низкая цена, почти, как у пива. Вино мне очень понравилось, и я познакомил с ним моих новых  знакомых. По вечерам мы часто сидели на берегу моря, пили портвейн и любовались красивыми закатами и  ночным морем. На  винной этикетке было написано, что вино  производится только для употребления внутри страны, а на экспорт его поставки  запрещены. И поэтому я  решил привезти домой его  как можно больше.  Даже договорился с соседкой в гостинице - москвичкой, улетавшей домой одним со мной рейсом, что она поможет пронести излишки вина через нашу таможню, так как ввоз спиртных напитков из-за границы у нас ограничен. Но та в последний момент, видимо узнав, что я женат, обещание не сдержала, а у меня в багаже оказалось на несколько бутылок больше положенного лимита.   

              К тому же я еще в качестве сувениров купил у местного ювелира несколько старинных бронзовых статуэток индийских богов.
На ввоз предметов старины у наших таможенников, насколько мне было известно, тоже существовали определенные ограничения. И поэтому я немного волновался. Мало ли что, а вдруг статуэтки являются исторической ценностью и для их ввоза в РФ с меня потребуют справку из министерства культуры Индии?  Я, например, раньше уже узнавал, что для ввоза к нам из Болгарии казачьей российской шашки времен русско-турецкой войны  (1855-1856 г.) мне нужно было всего лишь предъявить на нашей таможне справку министерства культуры Болгарии, о том, что шашка не представляет для болгар исторической ценности. Как получить такую справку не смог узнать даже майор болгарской полиции -  муж моей дальней родственницы, с которым они жили в Софии. Что уж говорить, обо мне!

       Разумеется в Индии мне нужную справку на рынке приложить не смогли, а следовательно  статуэтки наши бдительные таможенники могли отобрать, да еще и обвинить в попытке их контрабанды.
    
      Вот почему, приземлившись в аэропорту Домодедово и получив багаж, я сделал непростительную глупость, хотя прекрасно уже давно знал, что этого делать было не нужно. 

     Остановившись недалеко от выхода из таможенной зоны в зал прилета и  перекладывая вещи в сумке, стал наблюдать за действиями таможенников.  Сбоку там стоял конвейер таможенного поста контроля с аппаратурой для просвечивания содержимого багажа, а рядом столы для ручной проверки.  И когда большая группа прилетевших пассажиров подходила к «зеленому коридору», там появлялись несколько таможенников и на выбор предлагали проходившим мимо пассажирам поставить багаж для просвечивания. Иногда, когда выходящих не было, или выходил один, или два человека, таможенники отчего-то тоже уходили. Подгадав такой момент, я быстро застегнул сумку и устремился на выход.  До входа в «зеленый коридор» мне оставалось пройти всего метров 10, но когда я был почти у цели, там вдруг, откуда ни возьмись,  появился молодой человек в кожаной куртке.  Тогда еще от работников таможни видимо не требовали ходить на службу в форме и при погонах.  Он тут же  попросил поставить сумку на конвейер рентгеновской установки для проверки багажа.

- О, а что там у вас какие-то интересные железки? Золотишко везете? – с ухмылкой спросил он просматривая содержимое на экране.
-Будьте любезны, поставьте сумку сюда, давайте посмотрим,  - пригласил он меня к стоящему рядом столу.
- Откройте,  ее пожалуйста..

 - Ну, все! Теперь главное спокойствие. Никаких эмоций!   – напомнил я себе,  расстегивая молнию сумки и стараясь придать лицу как можно более безразличное выражение.  По опыту уже  прекрасно зная, что любые проявления нервозности только вызывают у работников таможни излишние подозрения.  Молодой человек, явно наслаждался своим положением. Видимо уже предвкушал поимку крупной партии контрабанды.  Конечно, покидая на какое-то время свой  пост, таможенники ловили таких простаков, как я, постоянно ведя видеонаблюдение с помощью установленных в зале камер за всеми получавшими багаж пассажирами. И, естественно,  сразу же обратили внимание на бросаемые мной частые взгляды  в сторону «зеленого  коридора».

 -   Будьте любезны ваш паспорт, пожалуйста,  - попросил молодой человек и, листая страницы, внимательно стал просматривать  отметки о пересечении границ. Заграничный паспорт я получил в  2000 г, ровно через  пять лет после увольнения из рядов вооруженных сил Российской федерации, так как на службе имел допуск к государственной тайне. С тех пор отдыхал по 2 недели дважды в год у теплого моря и  в разных странах.
-  Откуда приехали, Александр Петрович?
- Из Индии.
- Да? А что там делали и почему один ездили.  Долго там были то?
- Две недели, отдыхал на море.
- А отчего же один?  Вы женаты Александр Петрович?
- Да, женат. Так мне больше нравиться, - стараясь казаться  равнодушным,  отвечал я
 – А жена то не ревнует? Не всякая отпустила бы мужа одного на курорт. А, где сами работаете?
- Я не дано уже не работаю, военный пенсионер.

И хотя по паспорту мне было  52 года, на вид вряд ли кто-то мог дать больше 40. В определенном смысле эта особенность моей внешности всегда сбивала людей с толку. И если в военной форме можно было видеть мое офицерское звание, то в Афганистане, когда мы носили гражданскую одежду: джинсы и куртки, или афганскую военную форму, без знаков различия, меня постоянно принимали за солдата, или  переводчика. Их присылали в ДРА обычно на практику со второго курса институтов, присваивая звания младший лейтенант. Помню в 82 году, я вернулся  из Афганистана и на следующий день нужно было прибыть в Генеральный штаб в военной форме для получения назначения. Но улетал я туда старшим лейтенантом, а вернулся домой через два года майором и нужно было заехать в центральный военный универмаг, купить майорские погоны. Но в магазине мне продать их отказались, сказав, что я слишком молод, чтобы быть старшим офицером. Нового удостоверения личности с  майорским званием у меня естественно еще быть не могло. Пришлось выкручиваться и просить помощи у какого-то оказавшегося в торговом зале покупателя - старшего офицера.
 
- И в каком же вы звании, Александр Петрович?
- Какое это имеет значение? 
- Вы так много ездите за рубеж, а поездки ведь очень дорогие,  у вас видимо очень большая пенсия?   
- Ну, да, - подумал я,  - Кто бы говорил! Сам- то весь из себя в кожу упакован. Небось, курточка явно не из Турции привезена,  не меньше, чем на  тысячу долларов потянет.

   Вопросы таможенника меня стали несколько раздражать. Зачем ему все это? Какое имеет для него значение, с кем и как я езжу отдыхать, с женой, или с любовницей, или вообще один?  Может быть ему еще о заплаченных налогах рассказать?  Или это у них такой метод раскрутки,  разговорить клиента, а вдруг что-то сболтнет ненароком? Я решил не ввязываться в беседу, быть крайне осторожным и промолчал. 

   Запустив руку в сумку, таможенник принялся там шарить и ощупывать лежащие в ней вещи.
- Так что же это у вас за железяки, спросил он, вытаскивая одну из статуэток, завернутую в кусок ткани.
- Это сувениры я купил, люблю привозить из-за границы интересные безделушки.

  Патина на ней была почти черно-коричневого цвета, статуэтку видимо уже очень давно никто не очищал от грязи и пыли и  она имела явно непривлекательный вид.
Видимо поэтому таможенник засунул ее обратно и продолжать рыскать в сумке. А обнаружив несколько больших 750 мл бутылок с портвейном, даже не стал их вытаскивать,  только хмыкнул.
- Вы так любите вино?
     К количеству алкоголя,  явно превышающего установленные  ограничения, он  к моему большому удивлению отнёсся совершенно равнодушно. 
    С облегчением я было решил, что  на этот раз мои опасения не оправдались и беспокоиться  больше уже не о чем. 
Но как раз в этот момент молодой человек вытащил из сумки  одну из картонных коробочек с ароматическими конусами.

- О! А это что такое?! -  С торжествующей улыбкой показал он  мне её.
- Индийские благовония. Знаете,  их нужно поджечь и.... 
- Ну, да, а что тут   написано? – поднес он к моему лицу коробку с изображением зеленых листьев и надписью под ними Cannabis.*
- Откуда я знаю, я не специалист по растениям. Понравился запах вот и купил в магазине.
     Как ни странно, но на самом деле тогда я совершенно не знал, что означало это слово. До этого сталкиваться с ним не приходилось.   
- Ну, ну, Александр Петрович!  Придется пройти с вами для досмотра. Берите свои вещи и идемте со мной.

    Мы отошли к стоящим в конце помещения длинным столам. Молодой человек отвел в сторону стоящего рядом коллегу и, наклонившись к нему,  что-то сказал. После этого обратился ко мне. 
- Ставьте сумку на стол. Данное растение является наркотиком, а их ввоз в страну у нас запрещен. Где вы взяли эти штуки?
- Купил в магазине, вы же видите, что упаковка заводская. Не будут же индусы продавать в магазинах наркотики, у них за это очень серьезное наказание.
- Ну, это мы сейчас проверим, а пока вынуждены осмотреть весь ваш багаж, – сказал он и, продолжая улыбаться,  отошел.
      
      Через несколько минут у стола появились теперь уже  трое работников таможни,  у одного в руках был большой металлический чемодан.  Двое занялись изучением содержимого моей сумки, доставая и рассматривая каждую вещь,  развертывая свертки в том числе и с грязным бельем и носками.
    
  В Гоа топчаны и навесы от солнца на пляже были платными, а плату, как правило, собирали  владельцы находящихся на пляже ресторанчиков.  Причем, с тех, кто заказывал у них еду, деньги не брали.  С  сыном хозяина такого ресторанчика возле нашей гостиницы я быстро познакомился и подружился. Он хорошо говорил по-английски и мы часто общались с ним на всевозможные темы.
В его заведении готовили  очень вкусные креветки , они были покрыты хрустящей почти прозрачной оболочкой солоноватой на вкус. В целом блюдо было замечательной закуской к местному пиву, которое было тоже отличного качества. В обед  я обычно заказывал у парня большую тарелку креветок и пару бокалов холодного бочкового свежего  пенящегося пива. Уезжая домой,  я попросил парня поделиться рецептом приготовления. Оказалось, секрет заключался в использовании для оболочки определенной  муки. Но, что это была за мука,  как называлась  по-английски,  он вспомнить не смог и тогда подарил на прощание ее грамм 200  в полиэтиленовом кульке.
   Естественно порошок привлек  внимание одного из таможенников.
 - А это, что? – видимо решив , что это тоже наркотик, спросил он.
- Мука…
Пришлось вкратце объяснить ребятам особенности приготовления креветок в Гоа.
Молодой человек отложил пакетик в сторону.

  Работник с саквояжем оказался более дружелюбным. Его чемодан был набит всевозможными пробирками, банками, склянками, пузырьками и  бутылочками. И достав какие-то картонки, он объяснил что если после того, как потрет  мой конус о картонку и та изменит цвет, мне крупно не повезёт.  В  конусе действительно есть канабис, или по-простому конопля, а следовательно я ввожу в страну "крупную" партию наркотика и должен буду нести за это уголовную ответственность.

       Естественно,  перспектива такого окончания отпуска меня совсем не обрадовала, тем более, что вылет из Гоа был очень рано, позади было 8 часов перелета, и избытка  сил я уже совсем не ощущал.  Пришлось несколько понервничать,  ожидая приговора  химика из таможни.
Но к  счастью, судя по анализу,   индийцы,  изготовляя свои пахучие изделия,  решили туда наркотики не добавлять.

    Двое других его коллег к этому времени осмотрели содержимое моей сумки и, естественно, не нашли ничего для себя интересного. Муку тестировать они не стали, видимо, поверив моему рассказу.  В это время появился и их сотрудник в кожаной куртке, находясь, как и раньше,  в  приподнятом настроении. Узнав, что на этот раз ему не повезло и поощрение за поимку злостного перевозчика наркотиков   не состоится, он,  тем не менее, отрицательных эмоций не проявил.
 
- Да, надо же! Нужно обязательно  показать эту коробочку начальнику, он такого еще не видел! Александр Петрович,  мы возьмем у вас эту упаковку в подарок нашему шефу? Ладно?
- Берите,  - совершенно равнодушным тоном ответил я, про себя  проклиная на чем свет и его,  и всю его таможенную службу с её порядками. 
 
       Я был вне себя от злости. Какой-то молодой человек может так вот спокойно,  в волю унизить и поиздеваться над любым из нас, покопаться в грязном белье, в прямом и переносном смысле,  совершенно не неся  никакой ответственности за свои действия,  так вот просто испортить надолго  настроение и заставить сильно понервничать на пустом месте. На душе было гадко и мерзко. Но, как говорится,  хорошо то,  что хорошо кончается. Я вышел из таможенной зоны и сел на автобус до  метро.
_______________________________________
Примечания:

* "существовавшая в этом месте уже более  400 лет." -    30 мая 2015 года тюрьма закрыта.
* "Портвейн" - (от нем. Portwein — вино из Порту), порто (от порт. Porto) — креплёное вино, производимое на северо-востоке Португалии в долине реки Дору. Согласно международному маркетинговому праву, название «портвейн» имеют право носить только напитки, произведенные в обозначенном регионе долины Дору по установленной технологии
* - Cannabis  - конопля. Единая конвенция о наркотических средствах (1961) включает коноплю в список наркосодержащих растений и обязывает правительства стран-участников строго контролировать её выращивание. В английском языке «каннабисом» (англ. cannabis) традиционно называется психотропный каннабис, употребляемый в медицине, а «коноплёй» (англ. hemp) — сельскохозяйственная культура.