Только этого мало, Сталкер

Михаил Валиев
                Я никем не могу быть после «Сталкера».
                Александр Кайдановский



Обратим внимание на одно из самых великих кинопроизведений в мире. Это фильм «Сталкер». Сценарий написан братьями Стругацкими, а режиссером выступил Андрей Тарковский. Данное кино прекрасно и визуальными образами и артистами и смысловым наполнением, но мы остановимся только на основном.

Фильм объясняет всю суть религии, говорит о смысле жизни и дает заключительный аккорд.

Начинается действие с того, что жена Сталкера не пускает его в очередной поход в Зону (огороженная территория со зданиями и лесом, которую якобы посетили инопланетяне или упал метеорит и там происходят сверхъестественные вещи). 

 В данном эпизоде проявляется изначальное генетически заложенное стремление женщины к семейной жизни и матриархату. Но герой не вступает в спор и сопротивление, а просто игнорирует ее призывы и угрозы. Он считает, что несет миссию и должен отправиться в Зону.

Задача любой религии состоит в объяснение причин боли. Религия выступает в роли психологического анестетика. Это реакция человечества на страдания и бессмысленность. Религиозные убеждения и объяснения должны поддержать человека во время жизненных неудач и страданий, которые сопровождают жизнь любого индивида.  Это достигается основателями путем наполнения жизни определенным смыслом, установление схем поведения и безусловной веры.   Выдумывается вторая мета реальность, наполняется содержанием, персонажами, соотносится с человеческими ценностями и стремлениями.

Сталкер ведет в Комнату двух других персонажей: Ученого и Писателя. Таким образом изображаются несколько основных типов сознания: «научный», «творческий» и «верующий-юродивый».

Сталкер выступает в роли апостола и пророка новой веры. Он сам никогда не использует Комнату. Черная собака, которая подходит и следует за ним напоминает Анубиса (мифического проводника в загробный мир), что может символизировать близость героя к потустороннему, к мифотворчеству.

Интерес к вере поддерживается тайнами и чудесами. В фильме эту роль тайны выполняет Зона, а роль чуда Комната, войдя в которую можно попросить исполнить свое самое сокровенное желание.  Служители религии должны путем постоянного повторения постулатов и догм проводить внушение слушателям об истинности предлагаемой религии. Именно такое внушение и заставило Писателя услышать некий внутренний голос и вернуться, когда он напрямую направился к зданию с Комнатой, не смотря на предупреждение Сталкера.

Мыслить в терминах наказания и награды является отличительной чертой любой религии. О наказании за неправильное поведение в Зоне постоянно напоминает Сталкер, а также о награде, которая ждет в Комнате, тем, кто до нее сможет дойти.
Ведет Сталкер своих «адептов» сложным путем через различные препятствия, говоря, что «в Зоне не бывает прямых путей». Прежде чем дойти до цели надо пройти обряды и инициации, для придания большей серьезности и усиления самовнушения.  Бросание гаек и обход якобы опасных участков, относится именно к указанной категории алгоритма посвящения нового адепта религии.

Символика сопровождает все действие фильма. В первых сценах фильма показывают Сталкера, жену и ребенка, а рядом стоит столик с надкусанным яблоком. Явный библейский символ грехопадения. Или, такой эпизод, где перед входом в здание, в котором располагается Комната, идущему необходимо спуститься в воду и практически полностью погрузиться в нее, и только потом можно достичь двери. Это возможный образ купели, куда окунаются во время таинства крещения, прежде чем пройти в алтарь. Перед входом в Комнату располагается помещение заполненое песочными горками. Это кажется еще одним символом, обозначающим неизбежный итог существования всего мира и жизни человека, который постепенно, не смотря ни на какие чудеса и усилия, превратиться в прах и пыль.

После интересных монологов и диалогов, Сталкер перед входом в Комнату наставляет, что главное верить и заходить туда только с чистыми мыслями.

Получается, что весь этот путь в Зоне является своеобразным путем подготовки и очищения перед входом в святыню.

Сталкер читает вслух стих Арсения Тарковского «Только этого мало….» В стихотворении говориться о том, что даже если все сбудется и во всем повезет, этого человеку окажется мало. Возможно, это намек на недостижимость идеалов счастья и тщетность усилий, таких как Сталкер.

Однако, Писатель и Ученый не заходят в Комнату. Ученый заявляет, что пронес с собой сборную бомбу, чтобы взорвать Комнату с целью избежать ее использования в плохих намерениях.

Но этого не понадобилось, потому как Писатель догадывается о лукавстве Сталкера, и о том, что никакой чудесной Зоны нет, а это просто место техногенной катастрофы, в которую никого не пускают в целях их же безопасности. Он говорит, что все это похоже на чью-то идиотскую выдумку. А что если весь мир, также является не очень удачной выдумкой?

Сталкер выдумал существование Комнаты со всеми чудесами и стал апостолом новой веры.

Он начинает оправдываться:
 «Ведь ничего не осталось у людей на земле больше! Это ведь единственное… единственное место, куда можно прийти, если надеяться больше не на что. Ведь вы же пришли! Зачем вы уничтожаете веру?!»

 «Я ведь привожу сюда таких же, как я, несчастных, замученных. Им… Им не на что больше надеяться! А я могу! Понимаете, я могу им помочь!...»

Главный герой полагает, что творит ложь во благо. Именно своим внушением и трепетным отношением ко всей обстановке в Зоне он зарождает метафизические чувства, удивление и ожидания у тех кого он провожает к Комнате.  У него получается и за ним идут, потому как в человеке по причине ущербности жизни есть неистребимое желание чуда.

В заключительных эпизодах Сталкер возвращается домой и жалуется жене на отсутствие достаточной веры у людей, что его усилия не оправданы.  И когда супруга предлагает пойти в Комнату вместе, Сталкер отказывается, выражая опасность, что и у нее может не получиться. Но что должно получится? Согласно логике создателей религий индивид должен всей душой, всем своим существом уверовать в их идеи и посулы, создать в себе надежду, и случится чудо. Сталкер опасается, что и в ней зародится сомнение. Чудо может случится только при условии абсолютной веры в его возможность.

Сталкер убежден, что человечеству нужна новая религия, которая обещает индивидуальное чудо, и в результате такой веры человек утешится и действительно сотворит для себя чудесное. Религия Сталкера не предусматривает присуствие божества,потому как источник чудесного для него, это само человеческое сознание. Это и есть главный секрет веры, когда человек сам становиться творцом своего чуда. Герой фильма обладает такой силой веры, что создает "чудесность" зоны только своим убеждением в это.

Сталкер не отрицательный герой и не положительный.  Это еще один персонаж в череде плутов и «благодетелей» человечества, которые, конечно, все понимают, и используя вечную тоску по чуду, самоутверждаются и спасаются таким образом от скуки.

Вроде бы все уже стало ясно: Зона не содержит сверхъестественного, Сталкер создал свою неорелигию; все в мире подчинено скучным формулам, о которых так любит упоминать Писатель; в плане постижения смысла жизни также все потеряно. Но вопреки всему режиссер в последних кадрах показывает, как дочь Сталкера (инвалид с рождения) двигает стакан взглядом, т. е. как бы проявляет способность телекинеза, или он все же передвигается от вибрации, создаваемой проезжающим за окнами поездом. Тарковский заново погружает зрителя в омут метафизики. Мир не может быть полностью опознан и описан. Всегда остается тайна.

Сталкер убежден, что поменять человека в лучшую сторону, сделать его более восприимчивым и чистым душой возможно не уговорами и проповедями, а чудом или хотя бы верой в возможность чудес. Но что делать, если человек не хочет такого чуда?

Также необходимо заметить, что и в начале фильма, и в конце идет противопоставление мира людей и мира Зоны. Как серы и мрачны картины жизни в городе, в обществе, и как ярко окрашиваются и обретают гармоничность пейзажи в Зоне. Режиссер недвусмысленно показывает, что мир в отсутствие человека значительно лучше. Природа не нуждается в человеке, а самому человеку нужен лишь человек. Эту истину автор вносит и в остальные свои кинопроизведения.

Что же такое чудо? Что такое человек? Существует ли мир на самом деле или он только представление о нем? Ответы на поставленные вопросы можно собрать в ткани этого прекрасного кинопроизведения.