Серебряный ручей

Ольга Ильинична Горшенкова
Свой сборник «Голубень» совсем молодой поэт Сергей Есенин посвятил царице и её трудолюбивым кротким дочерям, накануне революции он пророчески призывал молиться за них. Есенин чуял их трагическую судьбу, искренне любил и сочувствовал царской семье, которую по согласованию с центром Уральский областной Совет расстреляли в подвале дома Ипатьева 16 июля 1918 года. Такое им выпало безжалостное время! И Есенину, который покинул свой дом в деревне, и царице, которая покинула свою страну и приехала в далёкую холодную Россию. Жернова эпохи революций не пожалели ни того, ни другого, в клочья перемолов сначала одного, а потом и другого.
Монархические симпатии молодого юноши с рязанско-славянской  внешностью - его наивными васильковыми глазами и светлой соломенной гривой будут вызывать лишь отторжение высшего общества. Но он сам был из самого нутра народа, потому народ любил своего глашатая.
После революции Сергей Есенин, как следует, раскачается на качелях революции. Есенина поддержит вечно пьяный Александр Блок, который призовёт его посильней качнуться. Днём он будет читать свои стихи, собирая полные залы. Народ до боли будет отбивать ладоши, когда «главный хулиган» страны откровенно признавался, что и плохо жил, и мало верил в Бога. Есенина обожал Троцкий, но считал вредным Сталин. В Анне Ахматовой Есенин вызвал тревогу и беспокойство, она сразу почувствовала излом его души и стихов, но ведь и время было ломаное, переломаное.
Отменили большевики Бога, потому только ночью, когда никто не видел, молился. Оттого в душе его вместо ангелов поселились черти и демоны. Ночью он будет обильно заливать свою изломанную душу алкоголем, потом кричать на Красной площади против власти. «Долой большевиков! Долой жидов!». Все московские милиционеры имели ориентировку на Есенина. Видели его фотографию и знали – пьяного препроводить в участок, подержать пока не протрезвеет, потом отпустить популярного поэта домой. После обильных запоев он попадёт в психбольницу.
 «Ты жива еще моя старушка? Жив и я», - переживал о матери поэт. Не такой уж он пропойца, чтоб умереть, не повидав мать. Поэт чувствовал ее тоску по нему, когда она выходила и подолгу смотрела на дорогу.  И, конечно же, на горизонте не мог не показаться её светловолосый сынок. После поездки к матери усилились его призывы против власти, когда он воочию увидел, во что превратилось его некогда богатое рязанское село. Народ в деревне, как после вражеского набега, влачил нищенское полуголодное существование. Это было царство голода и смерти, кругом были трупы лошадей, собак, вместо радостных лиц он видел лишь озлобленные очи крестьян.
Есенин искренне радовался, когда Лев Каменев обещал издать его собрание сочинений. Это был просто предел его мечтаний! Окрылённый и воодушевлённый он сам прибежит с распоряжением в издательство и энергично начнёт собирать свои многочисленные публикации из газет и журналов. Но в издательство позвонит сам Каменев и отменит пока своё письменное распоряжение, которое он дал поэту, и попросит ничего не говорить поэту.
Народ должен читать классиков марксизма-ленинизма – сочинения Сталина, Ленина, Зиновьева и, конечно, умные речи самого Каменева. А зачем народу о душе, свете, ангелах, Боге и терзающих демонах? Зачем народу голову мурой забивать?
«Меня любят лишь еврейские девушки», – жаловался «опавший клен» России. В этом он ошибался, Есенина обожали уголовники, каждого на зоне, кто знал жалостные стихи Есенина, уважали и не трогали. Сам Сергей любил лишь Пушкина, карабкался на его памятник, фотографировался с ним, всячески подражая ему.  У него не было своего жилья, жил поэт у знакомых, чаще женщин, которые его боготворили.
 Спьяну не раз Есенин призывал спасать Россию от коммунистов и жидов. Вторил ему и его друг, крестьянский поэт Клюев. В одном из пьяных скандалов Есенин похвалился о наличии у него телеграммы Льва Каменева Михаилу Романову, за которой немало охотились чекисты. Видимо, это и явилось главной причиной убийства первого поэта России в декабре 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер», которую контролировала ЧК.
Перемололо время и поэта. Перед смертью Есенин напишет поэму «Черный человек», предчувствуя свою гибель, ходил с пистолетом, который не пригодился. Ему не суждено будет спокойно умереть, как он мечтал, в русской избе в рубашке в углу под образами. Власть долго терпела его чудачества. Терпение не беспредельно!
 У соловья России была страшная смерть через огонь, воду и медные трубы. Его найдут подвешенным в первоклассной гостинице. Петля была высоко закреплена на вертикально идущей трубе водяного отопления, потому его лицо, повернутое к раскаленной трубе, было обожжено. При повешении развивается асфиксия и начинаются судороги тела, что приводит к аналогичным при пытках многочисленным телесным травмам. Зверски убьют жену Есенина Зинаиду Райх, которая, родив дочь и сына от Есенина, официально вышла замуж за Мейерхольда. Первого сына поэта расстреляют, его мать будет заботиться о сыне Есенина и Райх.
Вскоре власть  надолго наложит запрет и на его стихи. На I съезде советских писателей летом 1934 года именно Николай Бухарин выступил с докладом о поэзии. Бухарин поддерживал дружбу с Горьким и всеми известными в то время литераторами, высоко ценил Бориса Пастернака, который в одном из своих стихов хвалил Бухарина как человека, который «плыл отчетом поколений».
Сталин поздравил тогда Бухарина с докладом, особенно ему понравились слова о Демьяне Бедном, которому, по словам Николая, грозила опасность «отстать от времени». Не любил Николай Иванович и Сергея Есенина. Не принимал в его стихах всего рабского: море водки и море слез Есенина, критиковал мордобой, пьянство, неуважение к труду и его отношение к женщине. Отстаивая новые принципы социалистической морали и нравственности, Бухарин выступал против разнузданности, веселой пьяной удалой манеры поэта.
Бухарина тревожил тот факт, что после смерти поэта создаются молодежные кружки «есенинских вдов». Сборники разудалых есенинских стихов молодые люди прячут и лелеют, как самое ценное, именем Есенина прикрывались «целые Монбланы опоэтизированного распущенства «братьев писателей», «пьющих горькую», разумеется, за процветание и «благо народа». Именно так он критиковал Есенина в брошюре «Злые заметки», которая была издана в Москве в 1927 году. «Есенин талантлив? – спрашивает Бухарин. – Конечно, да… Есенинский стих звучит нередко как серебряный ручей». Критиковал Бухарин и Ивана Бунина, и певца Вертинского.
Николай Бухарин и не предполагал, что всего через три года после выступления на I съезде писателей подобные круги ада уготованы не только ему самому, но его жене и его единственному новорожденному сыну. Безжалостные жернова эпохи революций не пожалели и его!