Урок совести

Валентина Товпегина
                Болен мир, но люди есть с   иммунитетом...,                что живут, сияя добрым светом...                2017 год.  В Адыгее  скандал  из-за  того, что дочь чиновницы  по окончании   школы  незаслуженно получила   медаль .  Одноклассницу  из села задело  то, что  дочка чиновницы  не прилагала силы  в учебе, а получала  отличные оценки, при этом нагло  себя вела : ей было все дозволено.  Отважная девушка  предупредила  «липовую  медалистку»,  если  та  выйдет на сцену  для получения медали  вместе с другими  выпускниками, своим трудом заработавшими  награду, она  скажет правду, на что  «медалистка»  ответила  матом.

    Какое  продолжение  этой  страшно    некрасивой  истории?  Медаль  сдана, так как  комиссии  подтвердили , что медаль  дочка начальницы не заслужила,  мать  «медалистки»  уволилась с работы.  Справедливость  восторжествовала.
      А как же  учителя?  А им  преподала урок  совести   их же  ученица, отважная и  трудолюбивая, талантливая  и  честная,   смелая  девушка!
    
      Читая  в газете  об этом  вопиющем случае,  вспомнила   о    подруге   детства, с  ней  мы  встретились  на отдыхе  (это было  еще в советское время).  Время, конечно же,  ни  при чем:  наглость, подлость,  очковтирательство, лизоблюдство,  круговая порука     процветают во все времена, если не встречают  должного  отпора.

  Так вот Вера  поведала о том, как она столкнулась  впервые  с  несправедливостью,  да не где-нибудь, а в школе.
После окончания  школы  мы,  одноклассники,  разЪехались  по разным местам: кто-то  в армию, кто-то  поступать, а кто-то  работать.
Вера, окончив  институт, распределена была  в городскую школу,  которая    славилась   высокими  показателями.    Вере было все равно, она  видела мир через розовые очки, как это всегда бывает с  молодыми  необстрелянными  специалистами.
 
Нагрузку дали сразу большую, а  главное – три   выпускных класса.  Но  Вера, хорошо подготовленная  по  своим предметам   вузом,  трудолюбивая и ответственная,  чувствовала себя  очень уверенно.   Учебный год пролетел  незаметно, хотя  были  и трудности.   Учителя  знают, что значит  брать  чужие классы  и сразу готовить  их к сдаче экзаменов.  Эта участь  выпала  Вере.  Приходилось   целыми днями находиться в школе. Уроки, консультации, индивидуальные занятия с  отстающими, а таковых оказалось много, ведь русский  язык и литература  требуют кропотливой работы, нахватав верхушек, невозможно получить крепкие знания,  экзамены  невозможно  хорошо  сдать.
               
С самого  начала  учебного года ей  приходилось  нажимать  на ребят, они  не  все хотели  выполнять ее требования;  но,  поработав  над  дисциплиной первую четверть, она осталась довольной:  дальше уже было  легче  общаться, учить ребят предметам.  Да  и ребята  постепенно привыкли  к  справедливым требованиям  молодого учителя. Уже не  слышала  она  от учеников: « А  мы с  Азой  Батуевной   этот  разбор  предложения  делали не так!   А стихи мы  учили, рассказывали, когда захотим!»  Вера  понимала, что детки  хитрят  иногда,  сразу  пресекала пререкания;  одним словом,  оказалась строгим учителем.
 И вот  экзамены.  Первый – сочинение.  Конечно, волновалась за каждого ученика!  Но  ни к кому  не подходила – все ведь  для нее одинаковые,  только ободряюще кивала  головой, если  видела умоляющий  взгляд.  До  экзаменов говорила: «Сейчас вам  могу помочь, спрашивайте, а на экзамене   ничем  и никому  не имею права помогать».
   
Проверяли  работы  все  учителя  русского языка и литературы в одном кабинете  и целых два дня. На второй день  зачитывались  лучшие работы.  Аза  Батуевна, она же директор,  она же  и вела до Веры эти  классы, спросила: « А что у Семочкиной?»
-Четыре  за  содержание и  четыре за грамотность,-ответила Вера.
-Как? Ой, это же я писала!
Вера  была ошеломлена!Не ослышалась ли она? Неужели такое возможно? Что это?!    И не стыдно так  делать!  Как можно  учителю со стажем, директору, председателю экзаменационной комиссии  так поступать?  Учителя выжидающе смотрели на молодую учительницу.  Вера   после затянувшейся паузы ответила:
-Давайте смотреть  вместе, правда, рецензию я уже написала.
Прочитав  работу ученицы, зачитала  свою рецензию, обосновала правильность выставленной  оценки.  Учителя,  по  очереди  просмотрев    экзаменационную работу  Семочкиной,  согласились  с Верой  Ивановной.  Аза Батуевна   ничего лучшего не придумала, как сказать, что  Семочкина не все  списала, что  ей было подложено. Затем была беседа директора ( с глазу на глаз)с молодой "зарвавшейся" учительницей, где было сказано, что Вера не умеет жить и должна учиться,"на старших глядя". Вера же ответила, что хочет жить, уважая себя и людей, а поступать будет по совести, пачкаться она не намерена.

Вот  и последний звонок.  После линейки  директор зазвала  некоторых  учителей  к себе в кабинет,  и  мать Семочкиной (продавец  универмага) вручила им  в знак благодарности   отрезы кримплена .   Вера  Ивановна,  разумеется, отрез кримплена не получила, но этот факт дал ей возможность еще  крепче самоутвердиться в правоте  своих принципов. А к коллегам в  кримплене от Семочкиной  у нее  возникло  брезгливое отношение.  Осенью  Вера  вышла  замуж и переехала  с мужем в другой город, где и проработала в  одной школе  до пенсии.                Сопоставляя  эти два эпизода из жизни школ в разное время, думаю, каким же должен быть  кристально  чистым,  порядочным человеком  учитель!  И пусть мне не говорят, что учитель ,   как все люди, имеет слабости, может ошибиться!  Имеет слабость подличать, лицемерить, заниматься очковтирательством,   угождать начальству,а работать спустя рукава – тогда  это не учитель! В школе ему не место!В школе важна постоянная и кропотливая работа учителя с каждым учеником!Если сам учитель - достойный, порядочный и честный человек,как Антон Семенович Макаренко, Сухомлинский  Василий Александрович, то и воспитает таких же учеников.Правда, честному и порядочному, достойному человеку и в школе бывает нелегко,но выдержит сильный и уверенный в себе, уверенный в своей правоте.