Четырнадцатая Искорка

Буковский Юрий 2
       Майский номер журнала «Санкт-Петербургская Искорка» по традиции открывает постоянная рубрика «Ленинградская классика». На этот раз ведущая рубрики поэтесса Ирэна Сергеева рассказывает о жизненном пути и предлагает подборку стихов поэта-фронтовика Леонида Хаустова. Он родился в Кировской области, переехал в Ленинград в десятилетнем возрасте, воевал на ленинградском фронте и чудом остался жив, там, где выживали немногие – на Невском пятачке. И наш город стал для него родным, стал источником вдохновения его поэзии. «Город моих стихов», - так писал Леонид Хаустов о Ленинграде. Он был тонким лириком, и одновременно литературным наставником (сказалось его педагогическое образование), профессиональным редактором – работал составителем «Дня поэзии» и вывел в «поэтический свет» многих молодых ленинградских поэтов.
       В рубрике «Уроки мужества» журнал продолжает знакомить читателей с новой документальной повестью «Партизанка с косичками» писательницы Нины Ефремовой о ленинградской пионерке, Герое Советского Союза Зине Портновой, боровшейся с фашистскими оккупантами в рядах подпольной организации «Юные мстители» и совершивший свой подвиг в далёкой Белоруссии.
       Поэзия представлена в номере стихами москвичек Ирины Пантелеевой и Аллы Мироненко, а также Валентины Черняевой из Белгорода. Их произведения публикуются в рубрике «Искорка - Школа авторов» проекта «Библио Вики», с которой «Искорка» продолжает плодотворное сотрудничество. Творчество авторов на редкость яркое, талантливое, зрелое, вобравшее в себя всё лучшее, что есть в русской и мировой поэзии для детей. Также талантливо и эссе Веры Литке из немецкого города Гиссен, и многие и многие другие произведения для детей «Школы авторов». Ясно, что появилась новая, талантливая постсоветская литература: стихи, рассказы, сказки, повести для детей.
       Как сложится дальнейшая судьба этих и других авторов «Школы»? Явят ли они миру новую русскую литературу, ещё какой-нибудь литературный век из названий драгоценных металлов? Кто поможет им издать книжки, стать не преподавателями, менеджерами, продавцами, рабочими, компьютерщиками, а профессиональными литераторами? «Искорка»? Так она сама без государственной поддержки и с нулевой помощью литературных союзов на «ладан дышит» и «перебивается с хлеба на воду», и даже уже учится обходиться без хлеба – на одной воде.
       В прежние, советские времена путь наверх, на писательский Олимп для талантливого автора был отработан и предопределён. Та же «Искорка» дала бы рекомендацию «молодому дарованию» на какое-нибудь Северо-Западное, или Всероссийское, или даже Всесоюзное совещание молодых писателей и поэтов. По итогам его были бы выпущены сборники, «дарование» бы «засветилось», его произведения были бы рекомендованы в сборники «молодых», в рубрики «для молодых», которые существовали во всех литературных журналах. Затем «ура!» первый тоненький сборничек, и до рекомендации в союз писателей страны, рукой подать. Конечно, одного таланта было в те времена недостаточно, требовалось ещё и соответствующее происхождение, с «босоногим детством» желательно на зелёной травке, а не на асфальте во дворе-колодце, и соответствующая этому детству и происхождению фамилия, и определённые политические взгляды. Непримиримая классовая борьба, хотя классы давно уже были успешно уничтожены физически, продолжалась в союзе писателей под чутким руководством коммунистической партии до последнего вздоха, да самой кончины страны. Был ещё один путь наверх – с помощью определённых групп влияния, этнических группировок, стремящихся укрепить своё положение на Олимпе.
       Но если все внешние атрибуты складывались, карьерный лифт приподнимал молодого писателя на нижний этаж писательского Олимпа. Для творцов - молодых коммунистов, параллельно обычному бегал отдельный скоростной подъёмничек. Ну а там, на Олимпе члена союза ждала безбедная жизнь профессионального советского литератора, о которой нынешние, даже очень талантливые поэты и писатели могут только мечтать. Здесь и гарантированные ежегодные публикации книг, гарантированное участие в сборниках, подборки в толстых журналах, и за всё это, соответственно, хорошие гонорары. Кроме того всякие мелкие приработки - оплаченные журналами и союзом писателей открытые и закрытые рецензии, обзорные и критические статьи, редактирование, составление где-нибудь и чего-нибудь, членство в редколлегиях журналов, сборников, издательств. Ну и конечно всяческие блага: материальные вспоможения, творческие мастерские, квартиры, творческие командировки по лесам и весям страны, по всем пятнадцати республикам, санатории, дома отдыха, всякие Комаровы и Переделкины, почёт и уважение, и множество мелких привилегий, вплоть до необычайно дешёвого портвейна в ресторане дома писателей.
       Сейчас профессиональных, живущих только на гонорары писателей, создающих не развлекательную, серьёзную литературу, почти нет, поэтов нет вообще. Все нынешние творцы, и молодые, и не очень, вынуждены искать «хлеб насущный» где-то на стороне, и только в свободное от этих поисков время заниматься литературой. Поэтому так много в писательских союзах пенсионеров. 
       Нужна ли нынче система поддержки молодых, и не только молодых писателей и поэтов? Конечно, нужна. Надо было не рушить разом всю эту созданную годами идеологическую машину, а взять из неё лучшее. Необходима поддержка писателей, возрождение журналов, возвращение детской литературы в процесс воспитания подрастающего поколения, как одного из самых действенных инструментов этого воспитания. Иначе выпрыгнут вдруг, ни с того, ни с сего, откуда ни возьмись, как чертенята из табакерки, какие-нибудь проплаченные и беспамятные скакуны «онижедети» на Красную или Дворцовую площадь. И наглотавшись химических «колёс», примутся поджигать резиновые, громить госучреждения и дубасить старичков и старушек только за то, что тем, видите ли, нравится (с детства привыкли) гулять на демонстрациях под красными флагами. Нашему государству  объявлена и финансируется против нас идеологическая война, для нас спланирована цветная революция, хаос, кровь, развал страны на мелкие и крупные княжества. Чего же ждать-то? Пора и отбиваться. И желательно, как в английском анекдоте: «Сэр, на вашу жену напал лев!!! – Как сам напал, так пусть сам и отбивается». Снова, как и двести, и сто лет назад, лезут к нашим границам шайки «о двунадесяти языков», снова «дранг нах Остен», снова ненависть к русским, теперь уже в новой, неофашистской форме, в форме русофобии. То голова у нас по их меркам была какого-то неправильного размера. То живём мы, опять же по их меркам, неправильно, как-то не так, и ценности неправильные. Ни сна, в общем, стране, ни отдыха.
       Однако государство миллионы, и даже миллиарды тратит на строительство каких-то трамплинов, бобслейных трасс, стадионов, чтобы единицы или десятки спортсменов профессионально бегали, прыгали, стреляли в яблочко, катались на санках вниз головой (название-то вида спорта какое говорящее - скелетон), умело били друг другу под дых и по голове. И самое главное, похоже, что это стало идеей фикс, самой важной государственной целью, задачей - ловко лупили по мячу ногами, и не особо отягощённой духовностью, головой. И скребут власти, распоряжающиеся триллионами, по своим сусекам, и не могут наскрести какие-то тысячи рублей на «Искорку» и ещё хотя бы на несколько детских журналов, газет и сайтов, чтобы они профессионально участвовали в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Никак не могут понять наши идеологи (да и есть ли они?), что возобладавшая под их непосредственным, вернее посредственным, руководством в сознании общества формула «в здоровом теле здоровый дух» неверна. Что одно вовсе не следует из другого. И что написал эту фразу древнеримский поэт-сатирик. Может он посмеялся? Или под словом «дух» подразумевал «запах»? Или перевод сделан не точно. Потому что, вообще-то, провозглашал Ювенал, как свой идеал, гармоничное развитие человека, предполагая примерно то, о чём говорит религия: «Бодрого духа проси у Богов». Что всё как раз с точностью до наоборот: душевно здоровый человек непременно позаботится о том, чтобы и хранилище его души – тело, тоже было здоровым. И сильно бить по мячу крепкой головой для этого вовсе не обязательно.
        «Православные странички» её ведущий, петербургский писатель Николай Коняев открывает стихотворением «Христос воскрес!» Его автор Иван Бунин, Нобелевский лауреат, представитель одного из тех многочисленных слоёв русского общества – аристократов, дворян, духовенства, интеллигенции, промышленников, купечества, казачества, зажиточного крестьянства - которые были вырублены под корень интернациональным красным террором, уничтожавшим в России всё русское. И обезглавив Россию, соорудившим из Российской империи невиданную в мировой истории «колонию наоборот», когда за счёт метрополии, её ресурсов и даже земель кормились, развивались и даже прирастали границами бедные и отсталые окраины и Украины, начиная от Прибалтики и кончая Средней Азией. Здесь же продолжается публикация чрезвычайно любопытных, наполненных интересными деталями и наблюдениями о жизни пригородов Петербурга начала прошлого века, исторических заметок «Детство дворцового мальчика» сына садовника в оранжереях Царского Села Ивана Андреева. В этой же рубрике читатели могут познакомиться с рассказом Николая Коняева «Ангел-хранитель», о знакомстве героини, девочки Даши с православием, с его нравственными законами.
       Художественная проза также представлена в номере продолжением детектива Александра Гостомыслова «Бриллиант “Корона Африки”», о том, как школьники, помогая профессиональным сыщикам, ловят преступников, похитивших драгоценности из Эрмитажа.
       В отделе юмора «Кактус» публикуются забавные рассказы и стихи школьников из Ярославской области из сборника «Мозаика молодых», предоставленные  составителем Э.С. Никулиным.
       В номере представлены главы из исторической книги Дмитрия Кузнецова «Планета Бетанкур». В них рассказывается об удивительном человеке, сумевшем объединить усилия знаменитых архитекторов и строителей Петербурга по созданию неповторимых петербургских ансамблей, дворцов, мостов, каналов, храмов - государственном деятеле, генерал-лейтенанте русской службы, уроженце далёкой Испании Августине де Бетанкуре.
       О другом замечательном нашем земляке в рубрике «Они прославили наш город», рассказывает детям писатель Вениамин Пастухов. В номере печатается продолжение его очерка «Познать человека» об известном на весь мир психиатре, невропатологе,  физиологе, основоположнике новых направлений в изучении человека академике В.М. Бехтереве. Основанный учёным в нашем городе ещё в 1907 году  психоневрологический институт, первый в мире научный центр по комплексному изучению человека, работает до сих пор и ныне носит его имя.
       В рубрике «Благотворительность» журналистка Дина Никифорова представляет тех, кто помогает «Искорке», выживать, «выходить в свет» в наше сложное для детской периодической печати время, Г.М. Погосяне и Ю.Н. Клёнове. На этот в очерке рассказывается об организации ими перезахоронения праха и установлению памятника русскому солдату Николаю Сорокину из казахского нынче города Семей (бывшего русского Семипалатинска), освобождавшего Эстонию от фашистских захватчиков и погибшего за свободу этой прибалтийской страны.
       Детское творчество представлено также очерками, рассказами и эссе: «Как мы снимали фильм про Ивангород», «С дедом на парад», «Заветная шкатулка», «Горжусь дедушкой» о «Бессмертном полке».
       «Искорка» стремится постоянно увеличивать своё присутствие в интернете, где в основном знакомятся теперь с литературой юные читатели. Электронный вариант «Санкт-Петербургской Искорки» можно прочесть во многих интернет-библиотеках, а также на страницах нового сайта журнала iskorka.bibliowiki.ru, созданного в рамках Всероссийского интернет-проекта «Библио Вики». На этом сайте редакция размещает не только электронные выпуски журнала, но и материалы, не попавшие в номер, а также письма, стихи, рисунки и прозу наших читателей.
      
       Главный редактор журнала «Санкт-Петербургская Искорка» Ю.А.Буковский