Шукшин

Виктор Ниекрашас
      

    Если человек идет к счастью, не стой на пути.

    Приехал к нам в городок, один мужик с семьей. Дом купил, жена его продавцом стала работать в Продтоварах, а сына ко мне в школу отдал. Я тогда еще учителем русского языка работал. Мужик тот молчаливым был, но глаза говорили что много в жизни повидал...
    Бывает сядет на лавке, закурит папиросу и дымит так до вечера. Жена его с работы придет или сын со школы вернется, а он знай сидит курит и думает о своем.
    Стоял я как то на своем крыльце и планировал где сарай построить и не сразу заметил гостя.

    -Василий,- скромно представился он,зайдя ко мне во двор, протягивая руку.

    -Тезка, -ответил я, осматривая обычного с виду мужика. Его волосы начала подъедать седина, и у глаз отчетливо виднелись морщины. Мы молча переглянулись, закурили.

    -Я с бутылкой,- четко произнес он, выдохнув дым.

    -Пойдем в дом,-ответил я, открывая двери и приглашая гостя.
    * * *
    Жил я тогда один. Не сложилось у меня уже и второй раз. Все мои женщины, умницы красавицы, а вот когда доходило дело до верности, тут каждый был сам по себе. Плюнул я на все... Начал писать в тетрадь за три копейки рассказы и лучшего для себя времени не знал. С приездом Василия, а точнее его жены все стало с ног на голову. Жена его Зина была красивой. Каштановые волосы, карие глаза, невысокая, с точеной фигурой. И как то сразу в душу мне запала. Хороша была. Я подолгу стоял у ее прилавка пересчитывал сдачу,а она улыбаясь нервно крутила кольцо на пальце.

    -Может в перерыв на чай зайдешь?- спросила она однажды.

    -Конечно зайду,- ответил я не задумываясь.
    * * *
    Стал я к ней ходить почти каждый день. Понимал что чужая баба, что нельзя так, но насмотрется на нее не мог. Она про мужа не говорила, а я и не спрашивал. Все рассказывала как мечтала уехать в Москву, но вышла замуж и стремительно оседала в маленьких городах.
    Просила приглядеть за ее сыном в школе. Юрка был задумчивым мальчишкой, пока его сверстники гоняли мяч на перемене, он скромно стоял у окна и смотрел на улицу.

    -Чего же ты не играешь с остальными?- как то спросил его я.

    -Не люблю,- отрешенно ответил Юра.

    -А что же ты любишь?

    -Читать...
    * * *
    Жили мы на одной улице. Поросший бурьяном огород и неухоженный сад, прятали в своей зелени старый дом Василия. Иногда он рубил дрова улаживая их вдоль забора и каждый раз проходя мимо, я чувствовал на себе его взгляд. Я думал подойти по соседски и познакомится, но понимал, что лучше держаться от него подальше. Дружбы с ним я заводить не хотел.Да к тому же меня все устраивало... И вот он у меня в доме сидит за столом.
    * * *
    Василий налил стакан водки, я открыл консерву, принес пару помидор, и вчерашний пирожок.
    Мы опять переглянулись.

    -За знакомство!

    Выпили. Закурили.

    -Как там мой Юра, шкодничает?- спросил Василий.

    -По русскому у него пятерка, с математикой не справляется. А в целом способный мальчишка,- немного нервно ответил я, чувствуя его спокойствие.

    Василий налил еще, мы чокнулись, выпили.

    -Знаешь, Вася, почему я по разным городам катаюсь, туда сюда, туда сюда?! Все из за Зины, она у меня влюбчивая. Как только я вижу что дело керосином пахнет, так сразу вещи собираю...
  Раньше я шофером работал по командировкам и шабашкам, все для семьи. Каждую копейку, рубль- все в дом.Потом узнал что она с одним загуляла. Простил. Думал сам виноват. Мало времени уделяю. Решил все исправить. Начать с чистого листа. Переехали в другой город, пока обустраивались, с ней рядом был. Видел ее любовь и заботу. Потом опять завертелся с работой и опять она гулять начала. Не стерпел я, понимаешь, ударил ее. Долго не мог простить, жили как соседи. Молча.Что то во мне сломалось, я ради Юрки с ней жил, ему же тяжелее всех...Снова переехали,и только сейчас понял, что если она опять ...- Василий замолчал, на щеках заиграли желваки и он сжал кулаки.
    Я понимающе закивал и чудаком на букву "м" себя почувствовал...Василий слегка улыбнулся,

  -Ну, а ты сам то, чего один?- спросил он.

  -Тоже не сложилось,- сухо ответил я.

  -Ну, дай Бог чтоб наладилось,- сказал Василий.

    Мы допили бутылку, закурили начали разговор о рыбалке. Василий травил байки о крупной плотве и красноперке, а я представлял себя на его месте, и горько было на душе. Он же хороший мужик, а Зинка его та еще... Мы договорились пойти на рыбалку, Василий пожал мне руку и ушел домой, а я дал себе зарок больше по чужим бабам не ходить.