Зубом отвечаешь? О клятве гражданина России

Фима Жиганец
Газета "Наше время" / №199 от 16 июня 2017 г.

ЧУВСТВО НЕОПИСУЕМОГО МОСТОРГА
Раньше россиян посылали на три буквы, теперь будут посылать на шесть
Александр Сидоров

*Клянись – или плати за лечение!*

 С инициативой ПРИНИМАТЬ клятвУ гражданина России выступил президент Владимир Путин 6 июня на встрече со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. «Можно было бы подумать и взять опыт некоторых зарубежных государств, когда есть клятва, присяга, другой торжественный акт, которым человек подтверждает свое намерение стать гражданином нашей страны, соблюдать ее законы, традиции, уважать эти традиции, историю и так далее», - заявил Путин. Церемонию планируется проводить при вручении паспорта гражданина РФ бывшим иностранным подданным и лицам без гражданства.

Я - только «за». Напомню: часть россиян имеют двойное (и более) гражданство. Все наши граждане обязаны уведомлять государство о своем втором гражданстве. Сокрытие этого факта является правонарушением, а в ряде случаев - уголовным преступлением.

Законы РФ не допускают граждан с двойным гражданством в выборные органы, на госслужбу, к работе с допуском к государственной тайне, на режимных объектах. Это касается и чиновников, и руководителей, и рабочих, и врачей, и дворников.
Во многих странах двойное гражданство вообще запрещено. В России оно запрещается лишь для иностранцев, желающих приобрести паспорт РФ (если иное не предусмотрено законом).

«Покушение на свободу»? Но вот клятва тех, кто получает гражданство США: «Настоящим я заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединенных Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних... что я с оружием в руках буду сражаться на стороне Соединенных Штатов» – и прочие милые штуки. То есть ВСЕ НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, имеющие помимо российского еще и гражданство США, автоматически являются изменниками Родине, раз отреклись от верности ей, а в случае конфликтов между Штатами и Россией обязаны выступить против нас с оружием в руках! И все это - совершенно законно, поскольку России эти господа никаких клятв верности не давали.

Поэтому проект клятвы гражданина РФ Госдума рассматривает еще с 2013 года. В Ульяновске 9 мая 2014 года при получении паспорта 14-летние подростки уже произносили клятву Родине: «Я, гражданин России, обещаю своей стране и своему народу быть верным Конституции, соблюдать установленные государством законы, уважать права и свободы соотечественников, честно исполнять свой долг перед Родиной. Обязуюсь хранить традиции, мир и единство, беречь природу нашей страны, отстаивать честь и независимость Российской Федерации».

Сопредседатель партии «Великое Отечество» Николай Стариков предложил не только ввести для россиян гражданскую клятву (присягу), но и ограничивать «отказников» в правах. Им не позволят служить в армии, запретят занимать должности в органах власти, право избирать и быть избранными, лишат бесплатного образования и медицины, наложат имущественный ценз (запрет владеть крупным бизнесом и недвижимостью)…

И вот такие инициативы уже начинают меня сильно напрягать.


*Как сын юриста сочинил пламенную клятву*

Почему вдруг? Ведь я поддержал инициативу Путина - чего теперь «заднюю» включать?

Объясню. Вот в тексте ульяновских школьников все вроде бы вменяемо: любить Родину, беречь природу, хранить традиции... Хотя вопросы остаются. «Соблюдать установленные государством законы» - а если какие-то из них несправедливы, нелепы, несовершенны? Можно ли публично их критиковать? Или «хранить традиции» - какие традиции? Шариатский суд, джихад, газават и т.д. - не мои традиции, я не хочу их хранить.

Текст «клятвы на верность» - дело скользкое. Что продемонстрировал глава ЛДПР Владимир Жириновский, который, по его признанию, за 15 минут накидал «присягу» гражданина РФ. Она стоит того, чтобы привести ее полностью:

«Вступая в гражданство России, я испытываю неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле. И я никогда не предам тебя, Россия, никогда не смогу идти на поводу у твоих врагов и всегда буду гордиться, что я твой сын.

И эти шесть букв – Россия – всегда будут жечь мое сердце самой высокой любовью к моей великой Родине.

И я никогда не смогу предать тебя, изменить тебе, и моя любовь к тебе выше, чем любовь к самой любимой женщине, более святая, чем любовь к родителям. Я вечный твой сын, я всегда с тобой, моя любимая Родина.

И пусть будут прокляты все твои недруги  и враги, Россия. Мы никогда не отдадим никому ни пяди нашей земли. Пусть задохнутся от злобы все, кто питают ненависть к России, а мы всегда будем гордиться и любить нашу великую Родину.

И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово  в адрес моей страны – России.

Мне не нужны грязные деньги и посулы - я никогда ни на йоту не предам интересы моего государства.

Главное для меня в моей жизни и для всей моей семьи – это территория России, это великая русская земля.

Я никогда никому не позволю сдвинуть на миллиметр пограничные столбы моей страны.

Авантюристы и аферисты всех мастей – ваши все потуги напрасны – русские не сдаются, никого не боятся и никогда не продаются.

И никогда никому не удастся нас свернуть с верного пути к величию Родины. Никто никогда нас не посмеет одурманить и подкупить.

Никакие горлопаны-агитаторы не смогут погасить в нас любовь к России, и мы всегда с дрожью в голосе будем говорить: Россия, любимая Родина-мать, я твой верный сын до конца моих дней».

Как заметил писатель Игорь Волгин: этот текст хорош не для присяги, а для МХАТа. Да отсохнут мои руки и ноги, но такая пафосная трескотня более напоминает мне параноидальную истерию, нежели клятву на верность. Ну, не испытываю я неописуемого восторга. Особенно насчет перетаскивания пограничных столбов и шести букв, жгущих сердце. В России обычно хватает трех букв.

Написанное Владимиром Вольфовичем по эмоциям мне довольно близко. Но за свои 60 с лишком лет я убедился, что за дешевой патетикой легче всего скрывать грязные и похабные дела.

В июле исполняется 75 лет со дня гибели моей землячки - ростовской поэтессы Елены Ширман. Летом 1942-го агитгазета «Прямой наводкой» командировала Елену в станицу Ремонтненскую. Здесь ее расстреляли гитлеровцы. Девушке было 34 года.

Мало кто сейчас помнит о ней. Но часто цитируют строки из ее стихотворения «Поэзия» (1940):


Я верю силе трудовой руки,
Что запретит декретом Совнаркома
Писать о родине бездарные стихи.


Как жаль, что декрет Совнаркома так и не вышел. Может, стоит вернуться к этому предложению? И распространить его на другие виды «творчества». Чтобы заодно защитить народ и от другой идеи главы ЛДПР: заменить нынешний российский гимн на «Боже, царя храни». А почему не на «цыганочку с выходом»?


*Божба по-ростовски*

Увы, подобного рода государственные клятвы и присяги чаще всего, как справедливо заметил принц Гамлет, - «слова, слова, слова...». Реально за ними ничего не стоит и ничего не следует. Они имеют вес лишь в особых ситуациях. Как в уголовном мире «божба по-ростовски»:

Гадом буду по-ростовски,

Тварью буду по-тамбовски,

С мордой битою по-псковски -

Век свободки не видать!

Другие тексты не привожу: цензура не пропустит. Если блатарь «божился» и нарушал клятву, его «ставили на ножи». Но постепенно и это сошло на нет, как и «зубом отвечаю». В общем, не следует переоценивать значение клятв и присяг. Как в старой босяцкой присказке: «Пацан сказал, пацан сделал. Не сделал - опять сказал».

Особенно умиляют рассуждения некоторых «аналитиков». Так, политолог Станислав Бышок заявил журналистам «Раша тудей»:

- Основными получателями паспортов РФ являются выходцы из мусульманских республик. Именно они составляют сейчас основу террористического подполья, сохраняя лояльность чуждым для нас идеям. В инициативе президента я усматриваю профилактическую меру по предотвращению радикализации мигрантов.

С какого перепугу?! В Великобритании эмигранты третьего поколения совершают теракты, а мы решили, что мантры о любви к новой Родине остановят террористов? Это бред. Любовь надо заслужить, внушить, воспитать. Пока мигранты прут в нашу страну только потому, что на прежнем месте им было значительно хуже. Это не любовь, это расчет. Не чувство «неописуемого восторга», а чувство «неописуемого Мосторга». Завтра эти люди метнутся туда, где еще слаще. Если у них не возникнет настоящего чувства Родины.

Чтобы возникло, надо обустраивать нашу страну изнутри - и для новых граждан, и для собственного народа. В России это пока не очень получается. Вспоминается мне в этой связи повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Помните, Гаврик обещал открыть Петьке страшную тайну, но потребовал - «Ешь землю, что не скажешь!»:

«Петя зажмурился и начал старательно жевать землю. Вытер язык рукавом:

- Ну, теперь скажи.

Гаврик вдруг злобно посмотрел на приятеля, с ожесточением согнул руку и сунул заплатанный локоть Пете под самый нос:

- На! Пососи!»

Что-то слишком часто наше государство повторяет этот самый трюк Гаврика с последующей присказкой. Многие из нас стали уже к этому привыкать. Но почему мы уверены, что «новые граждане» окажутся такими же «терпигорцами»? Мы видим, чем подобные миграции оборачиваются на Западе. Так что присяги - дело не вредное. Но когда Николай Стариков сотоварищи предлагают превратить получение паспорта и гражданства в аттракцион «А ну-ка, пососи!» - меня это не вдохновляет.

Не клятвы пробуждают любовь к Родине. Для меня высшая клятва заключена в простой песне:

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря,

Ты со мной, мое поле, студит ветер висок.

Здесь отчизна моя, и скажу не тая:

«Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок»...