Смысл человеческого существования В. Франкла

Гадаев Алексей Вениаминович
 Франкл Виктор Эмиль (1905-1997) - австрийский психиатр и психолог экзистенциальной ориентации; создатель логотерапии.
  В. Франкл с самого начала хотел стать врачом, и он стал доктором медицины и работал в клинической психиатрии. Судьба Франкла интересна и трагична. К созданию логотерапии и экзистенциального анализа Франкл пришел в результате поиска собственного жизненного смысла. В молодости он пережил кризис веры, но не только веры в Бога, а и веры в себя, в друзей, в общество, в смысл жизни. У Франкла была долгая глубокая депрессия – полное ощущение безысходности и отсутствие смысла жизни. Он смог найти выход из подобных кризисных состояний. Так возникла логотерпия.
Слово «логос» означает «высший божественный смысл. Когда началась Вторая мировая война Франкл с 1942 по 1945 годах прошел пять концлагерей, потерял и родителей, и брата, и жену. Выжить удалось его сестре и ему самому.
В его знаменитой книге «Психолог в концлагере» Франкл изложил теоретические положения логотерапии:учение о стремлении к смыслу, учение о смысле и учение о свободе воли.
В.Франкл констатировал, что распространенные утраты смысла жизни приводит к трагической утрате – депрессии, наркомании, алкоголизму, и агрессии. Он говорил об экзистенциальном вакууме – внутренней пустоте, бессмысленности существовании.
Экзистенциальный вакуум сам по себе не невротический, является зоной риска. Он может приводить, к ноогенным неврозам.
Ноогенный невроз – это невроз мучительного поиска своего жизненного смысла в экзистенциальном вакууме. Это может быть связанно с разрушением ценностей и традиций. В связи с этим Франкл вводит ещё один термин – экзистенциальная фрустрация.
Фрустрация – это определенное крушение планов, возможность их осуществить.
Экзистенциальная фрустрация – это блокировка на пути к поиску смысла. Существует несколько видов блокировки: апатия, скука, вялость, лень.
Конечно, люди детерминированы различными биологическими (З.Фрейд) и «стимул-реакциями» (бихевиоризм), социальными условиями, но человек обладает свободной волей в пространстве, ограниченном смертью и судьбой. Таким образом, индивидуальный путь (судьба) это как бы поток, ограниченный наследственно-биологических, социальных условий но, судьба зависит и от мастерства, опыта выживать, терпеть, ладить с людьми. Вот это и предполагает сочетание судьбы с индивидуальным смыслом и ответственности.
  Франкл считал, что лечение человека сводится к выводу его из экзистенциального вакуума, т.е. к постановке более высоких жизненных целей и формированию ответственности.
Франкл считал, что логотерапевт должен помочь человеку переосмыслить его страдание и наметить в месте с ним четкую стратегию изменения обстоятельств и отношений к ним. Для этого надо знать «зачем живешь, зачем страдаешь».
Надо сказать о ещё двух известных методах логотерапии: парадоксальной интенции и дерефлексией.
Парадоксальная интенция (парадоксальное намерение)
В рамках данной методики пациенту, имеющему определённую фобию, предлагается противоречивая попытка возжелать то, чего он больше всего боится.Как только пациент прекращает попытки борьбы со своими фобическими и прочими проявлениями, вместо этого используя парадоксальную интенцию, порочный круг разрывается, симптом ослабевает. По утверждениям автора метода, в конце концов симптом должен атрофироваться. Виктор Франкл настаивает на том, что возникший порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности (жалость к себе, презрение и т.д.), а личной вовлечённостью в осмысленную деятельность, что и становится ключом к исцелению.
Дерефлексия - состоит в том, что человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире.
Любая гиперинтенция порождает гиперрефлексию и лишает человека спонтанности и естественности. Дерефлексия помогает бороться с гиперрефлексией. Если парадоксальная интенция позволяет пациенту иронизировать над своим неврозом, то с помощью дерефлексии он получает возможность «игнорировать» симптом. Посредством метода дерефлексии пациент становится способным «игнорировать» свой невроз, отвлекая своё внимание от самого себя. Некоторые специалисты считают, что дерефлексия является менее специфической и более трудной по сравнению с парадоксальной интенцией и еще более логотерапевтической процедурой.
В книге Франкла «Доктор и душа» приводится следующий пример:
Девятнадцатилетний пациент с шести лет страдал нарушениями речи, которые начались после того, как однажды во время грозы неподалеку от него ударила молния. В течение восьми дней он не мог говорить вообще. В течение восьми месяцев он проходил курс психоаналитического лечения и четыре месяца с ним занимались речевыми и дыхательными упражнениями. Мы стремились прояснить для него одну вещь: что он должен отказаться от каких бы то ни было амбиций стать хорошим оратором. Далее мы объяснили ему, что в той же степени, в какой он покорится участи быть плохим оратором, он фактически улучшит свою речь. Потому что тогда он будет меньше обращать внимания на «как» и больше — на «что» в своей речи.
Дерефлексия может быть достигнута лишь в той степени, в какой сознание пациента направлено к позитивным аспектам.
Применяется, в частности, при сексуальных дисфункциях, которые возникают, когда чрезмерное самонаблюдение и сверхконтроль, вызванные желанием пациента «быть на высоте», приводят к блокаде спонтанно протекающих телесных процессов. Для преодоления этого пациента мотивируют к самоотдаче: вместо того, чтобы наблюдать за собой, ему рекомендуют сосредоточить внимание на партнере.
Что касается страдающих шизофренией, логотерапия не является этиологическим лечением, а дерефлексия может использоваться в качестве психотерапевтического дополнения с целью поддержки других форм терапии.
Альфрид Лэнгле в книге «Жизнь, наполненная смыслом» пишет:
Некоторые люди думают, что с «дерефлексивной позицией» связан отказ, а именно — отказ от счастья, удовольствия, признания, успеха. На самом же деле, как мы видели, происходит обратное. Человек отказывается исключительно от манипулирующего (некоторые сказали бы: нарциссического) самовозвеличивания, от убеждения, что он сам может полностью распоряжаться всем, в том числе и самой судьбой. Дерефлексивная позиция основывается на фундаментальном реализме, устанавливающем адекватное соотношение между величиной прилагаемых усилий и их эффективностью. Такой реализм окупается в любом случае. Жизнь может стать гораздо более четко организованной и благодаря этому гораздо более содержательной. Человек не избавляет себя от работы и от необходимости прикладывать усилия, он избавляет себя от ненужного стресса.

Главная цель логотерапии при наличии экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов – найти смысл, «выход-вектор-стелу», прорывающую «скорлупу» эгоцентризма – он лопается, и весь мир – твой, то есть – Его, а Он – твой. Всё взаимно – синхронность существования Вселенной – везде ищи обратное, противодействию.
Логотерпевты – воспитатели ответственности.
Методы фокусировки на смысле:
Обучение принятию ответственности за свой смысл (а не по-солдатски – что прикажут), понимание «голоса» собственного сознания;
Постановка вопросов о смыслах, увеличение количества потенциальных источников смысла;
Анализ сновидений;
Извлечение смысла в ходе сократического диалога;
Предложение новых смыслов;
«Поиск смысла жизни» - не должен идти до ипохондрического самокопания и невроза с чувством «обреченности на нереализацию».
«Первичная сила в жизни» - бессознательное стремление к самоактуализации.
Сознание – этический инстинкт (совесть – голос трансцендентности духовного подсознания).
Сознательность. Быть человеком – значит быть сознательным, ответственным, но различным (живым, а не ригидным невротиком). Ответственность в пределах ситуаций и возможностей. «Свобода воли в пределах смерти и судьбы». Люди сдерживаются био-, соцорганичениями, но в их пределах они каждый момент могут выбирать и обязаны отвечать за свой выбор, а не оправдывать его внешними обстоятельствами. (Булгаков: «На собачеем месте – собака»).
Духовное ядро не поддается полному самоанализу (психоанализ) и больше проявляется в деятельности («По делам их судите их»).
Любовь и искусство – соединение сознания и бессознательного.
Самотраснценденция - выход за пределы своего эгоистического Я – от которого все несчастья невротика ( «себялюб – никому не люб» и обречён на страдания от «нелюбви» других). Поиск высшего смысла , но цепочка начинается с первого шага из скорлупы эгоизма к ближнему.
Источники смысла. Человек живёт полноценно, делая общее дело, переживая ценности, любя, радуясь и страдая (Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»).
Смысл в работе. Безработица, депрессия …Экзистенциальный вакуум.
Смысл в любви. Любовь выше секса, так как более постоянна. Уметь любить реальную, а не выдуманную или желаемую личность, но при этом видеть её потенциал и стимулировать его реализацию.
Любовь – главный смысл жизни, но если она эгоистична и закрывает остальные стороны жизни, то неизбежно переходит в невроз и страдания для себя и других.
Смысл в прошлом. Золотой резерв памяти. Осмыслить даже ошибки, благодарить судьбу («Не говори с тоской «их нет», а с благодарностью – «были»). Не имея запаса памяти добрых дел и встреч, к последнему возрастному кризису (по Эрику Эриксону) человек приходит с ощущением катастрофы, которую уже не поправить («Спешите делать добрые дела и любить, любит, любить…»).
Сверхсмысл страданий и смерти. Люди не способны понимать предельный смысл человеческого страдания. (Чехов: «Кажется, ещё немного, и мы поймём зачем живём, зачем страдаем…»).
Трагическая триада: боль, вина, смерть.
Если нельзя избежать, то можно изменить отношение к ним и даже увидеть высший философский смысл( «Если боль и страданья сопутствуют смерти, это воля судьбы благодетельной, верьте»).
Страдания Христа и мучеников облегчают страдания миллионам людей. Страдания за веру, идеи, высокие цели – превращение трагедии в триумф.
Смысл смерти. Девиз древних «Momentomori!» (Помни о смерти!) не писсимистичен. Он напоминает об ответственности за каждый миг жизни, о ценности жизни, о ценности времени: не откладывай добрых дел, не трать время, силы и нервы по пустякам.
Экзистенциальная фрустрация порождает апатию, скуку, пассивность. Ставьте себе и клиентам «адреналиновые» цели, когда уже сама цель выплёскивает в кровь адреналин и делает жизнь осмысленной (по крайней мере, на этапе борьбы за цель).
Использование логодрамы. Франкл успешно использует психодраму по Якобу Морено. Якоб Морено использует психодраму в качестве возможности более полного самораскрытия индивидуальностей человека. В.Франкл ставит основной задачей логодрамы как поиск и выделение положительных жизненных смыслов через ролевую игру, тогда как психодрама Морено направлена на катарсическое отреагирование подавенных отрицательных эмоций.
Так же и анализ сновидений, который психоаналитики проводят с целью выявления глубоких причин неврозов, Франкл использует для поиска истинных (пока скрытых) жизненных смыслов в процессе позитивного обсуждения сновидений со своими клиентами;[2, c. 465-479].

Литература:
1. Материал из Википедии
2. Романин А.Н. Практическая психология и психотерпия. М.:КНОРУС, 2011