Ледокол 2016 и 1985. Часть 1

Кора Крылова
ЛЕДОКОЛ 2016 и 1985

Часть первая

    Художественный фильм "Ледокол" 2016 года ценен тем, что в нём удалось с первого же мгновения передать атмосферу холодного континента, дать прочувствовать зрителю, не знающему условий жизни при таких температурах и влажности, не знающему условий необеспеченности необходимым теплом, едой и светом, насколько важен состав группы и действий каждого человека на борту корабля — на малой территории, приспособленной для жизни. Для российского кино этот фильм — прорыв к светлому и вдохновляющему патриотическому чувству, к которому давно стремится наш российский зритель. Фильм создавался с мыслью показать силу духа наших людей, его дружную взаимную поддержку и умение собирать волю в трудных ситуациях, когда единой командой можно совершить невозможное.
     Создатели фильма много потрудились, чтобы зрителя захватывал разворачивающийся сюжет. Как снимался фильм, интересно посмотреть в коротких видео, которые есть на YouTube.
     Музыка сразу вводит в ритм этой жизни и напряжения мысли. Музыка делает то, что невозможно сделать другими средствами.


     Фильм очень ценен тем, что зацепляет сознание зрителя и подвигает его на то, чтобы поискать дополнительные сведения о том событии, которое произошло в 1985 году с реальным ледоколом "Михаилом Сомовым", о событии, по далёким мотивам которого был создан фильм «Ледокол». Ниже в тексте будут ссылки на замечательный документальный фильм "Западня для ледокола (Михаил Сомов)" и другие, в которых рассказывается о реально происходивших событиях в 1984-85 годах. Эти документальные фильмы ценны сами по себе. "Западня для ледокола (Михаил Сомов)" сопровождается хорошей музыкой и производит большое впечатление.
     Обращаясь к документальному видео и интервью с реальным капитаном и командой ледокола, пережившими те события, возникает двоякое чувство: остаётся уважение к работе всех, кто создавал художественный фильм "Ледокол", и появляется ещё большее уважение и почитание в отношении тех, кто действовал в реальных условиях, и о подвиге которых почти ничего в этой версии художественного фильма не показано.
     Очень хотелось бы, чтобы был создан новый фильм по этим событиям, который больше бы соответствовал действительным событиям и помог бы понять зрителю, ЧТО на самом деле пережили полярники и моряки, и что пережитое в реальности не идёт ни в какое сравнение с показанными в художественном фильме приключениями. По настоящим событиям той экспедиции можно создать целый сериал со многими жизненными линиями и решениями проблем, типичными для прошлого и современного общества нашей страны. На основе этих событий 1985 года можно было бы ярко показать, каково было состояние социальных, производственных и административных отношений в советском обществе, которые стали действительными предпосылками к последующему развалу внешне мощного Советского Союза. Тогда этот сериал может стать классикой, показывающей общие и типичные для всех времён и народов задачи и пути их решения, - в реальных событиях они уже себя показали.


Несоответствия событий художественного фильма с событиями реальными — кардинальные. Сказать О РАЗЛИЧИЯХ в художественном фильме и в реальных событиях необходимо, чтобы показать, каков был истинный подвиг наших людей в тех условиях, в которых они были поставлены изначально, ещё до экспедиции. С этой мыслью и написана эта статья.

Проблемы закладывались до начала экспедиции.

    Административные затяжки с организацией очередной ежегодной экспедиции по доставке необходимых грузов и смены для полярников в Антарктиде велись до неприемлемых сроков, когда на ледовом континенте придвинулись сроки, когда начинают нарастать льды, и когда кораблям нужно как можно быстрее уходить, а не оставаться.
    Лето в Антарктиде проходит в два коротких месяца, когда можно подвезти к берегу и выгрузить продовольствие, топливо, стройматериалы (1:20 — 2:05 - "Западня для ледокола").
В СЕРЕДИНЕ МАРТА начинается антарктическая зима, и следовало сматывать удочки как можно быстрее.
    Но почти с каждой экспедицией из Ленинграда, откуда отплывал "Михаил Сомов", была задержка с организацией (2:20 — 3:05 — Западня для ледокола). Отправление кораблей с опозданием стало уже обычным и традиционным, и до сего случая усилиями моряков удавалось выкрутиться и доставить грузы и новую смену, забрать полярников и результаты их работы. А в этот раз не получилось избежать неизбежных осложнений из-за дополнительных задержек в пути от станции к станции. В Ленинграде в руководстве Института Арктики и Антарктики и в Госкомгидромете не думали о том, что отправка дизель-электрохода "Михаил Сомов" в 30-ю советскую антарктическую экспедицию 21 ноября 1984 года — это на месяц позже срока (2:50 — 3:05 — Западня для ледокола) и нет никакого временного люфта для непредвиденных ситуаций. До сих пор ведь получалось! Организовать финансирование вовремя было непростым делом и во времена СССР.

    Произошло то, что происходит в нашей стране регулярно: многие организации не готовы к зиме, и ремонтные и монтажные работы проводят среди зимы, хотя эти работы эффективнее проводить в тёплое время года и загодя. Как говорится: "Но тут неожиданно наступает зима... и партизаны"... "Почему правительство не предупредило, что наступила осень, а за ней — зима?!"... Эта ситуация повторяется в нашей стране ежегодно.
    Везде по стране так! Большинство работ делается вдруг и бегом на предприятиях.   Дорожные рабочие вынуждены класть асфальт в лужи и на снег, строители - монтировать дома зимой, когда дефекты становятся неизбежными, работники теплосетей — менять трубы в отопительный сезон, и так далее. "Круглые брёвна носим, квадратные — катаем." С этой поговоркой можно было бы не один, а множество фильмов создать о нашей жизни при разных обстоятельствах. Глупость и недальновидность одних всегда обеспечивает поле для деятельности и для подвига других. Одни не смогли предусмотреть, а другие героически преодолевают обстоятельства, сложившиеся из-за ошибки первых.
     То же самое произошло и с людьми на ледоколе "Михаил Сомов" — прототипом ледокола "Михаил Громов" в художественном фильме. Их поздно отправили в экспедицию, и они стали заложниками обстоятельств, потому что развернуться и не выполнить задачу, оставив прежнюю смену полярников на смерть, они не могли (2:39 - 4:20 — необходимость захода и задержки в море Росса у станции Русской, - из видео "Ледокол — рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)). Из Москвы последовал приказ, и ледокол залез туда, где было с самого начала очевидно, что выбраться они смогут, если только им крупно повезёт.

Сроки выполнения и задержек:
- К морю Космонавтов ледокол "Михаил Сомов" подошёл в канун Нового года, то есть в середине антарктического лета.
- К ледовому барьеру у станции Молодёжная подошёл 2 января 1985 года (3:30 — 5:00 — Западня для ледокола).
- У станции Мирный "Михаил Сомов" разгружался в начале февраля из-за задержек у станции Молодёжная по вине прежнего капитана ледокола. ТОГДА-ТО ПРИБЫЛ НОВЫЙ КАПИТАН НА СУДНО — ВАЛЕНТИН РОДЧЕНКО.
- Затем им следовало отправиться за топливом в Австралию (6:30 — 6:46 — Западня для ледокола).
- В марте начинается зима, а ледокол только вошёл в море Росса. Станция Русская находится на территории, где всегда бывают сложные погодные условия, недаром эту точку на карте называют Полюсом Ветров (6:40 — 8:05 — Западня для ледокола).
- Закончить разгрузку морякам не удалось: скорость ветра выросла до 50 метров в секунду (7:50 — 8:30 — Западня для ледокола). В течение трёх дней длился ураган, который льдами и айсбергами запер ледокол в море Росса (8:20 — 9:45 — Западня для ледокола). На Большой Земле считали, что всё обойдётся, как обошлось в 1977 году в Баръенском ледяном массиве у станции Ленинградская (10:55 — 12:00 — Западня для ледокола). Но то, что возможно в одном месте, может быть совершенно невозможным в другом.
- Стройматериалы, предназначенные для станции Ленинградская, пошли на укрепление бортов ледокола, так как шпангоуты начали отлетать от выгибающихся внутрь бортов (12:00 — 13:10 — Западня для ледокола), (4:21 - 5:34 — как укрепляли борта ледокола и 8:40 - 9:35 — как судно помяло крепко,  — из видео "Ледокол - рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)).
- Покинуть корабль полярники и моряки не могли (13:10 — 15:00 — Западня для ледокола), так как ничего не имели для зимовки на поверхности льдин. На ледоколе было 144 человека.
- За 300 км от "Михаила Сомова" у кромки чистой воды стоял дизель-электроход "Павел Корчагин" с судовым вертолётом. На корабль Москвой было решено отправить всех, в ком нет острой нужды, а на "Сомове" оставить добровольцев, которые были необходимы, чтобы довести судно до Ленинграда в случае его освобождения (14:00 — 17:40 — Западня для ледокола). Так из 144 человек осталось на судне 53 добровольца, и среди них все женщины, работавшие на судне. Добровольцы остались одни на помятом ледоколе "Михаил Сомов" в море Росса.

Лёд в Антарктиде — это не лёд на реке или на озере. Толщина льда 3-4 метра — это считается тоненькой ледовой коркой в Антарктиде. Толщина льдин в Антарктиде измеряется в десятках метров и в километрах. Дизель-электроход рассчитан на летний лёд в 1,5 метра толщиной и с другим качеством — легко крошащимся. Зимой лёд становится плотным и толстым. Рассчитывать на ледокол при такой толщине льда не приходится: мелкая букашечка, ползущая среди ледовых гор, не может рассчитывать собой раздвинуть глыбы (6:48 - 7:28 — движение дрейфующего льда в океане, 11:33 - 12:10 — различие летнего и зимнего льда, - из видео "Ледокол — рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)).


Отсюда в художественном фильме начинаются события — с  выхода ледокола в зону айсбергов.

Первое и кардинальное различие с реальностью и фильмом — то, что реальные события происходили при приближении полярной ночи, а не при свете дня, как в художественном фильме. Но зрелищный фильм пока нереально снять в сумерках и во тьме. Потому создатели фильма даже не помышляли передать реальную обстановку событий.


В ФИЛЬМЕ сразу показывают принятых на борт полярников с собакой. На этом стоит задержаться. На самом деле на корабле была не собака, а кошка, которая не смогла в итоге выдержать четырёхмесячного ледового дрейфа, атмосферы подавленности среди команды и полярников, брошенных на произвол судьбы своей страной. Кошка сошла с ума, не смогла есть и умерла (19:32 - 21:20 — 21:35 — Западня для ледокола). Это очень яркий случай, и он показывает, насколько большие психологические нагрузки вынесли те люди, кто добровольно остался на ледоколе, когда вокруг полярная ночь и безысходная неизвестность. Кошки чувствительны к внутреннему состоянию окружающих людей. Ей такая атмосфера стала невыносимой, и она не выжила. Люди выжили и не сошли с ума, и не передрались, а вели себя достойно.
То, что показали в фильме о гибели одного полярника и судового врача, не соответствует действительности. Никто в реальности не погиб. Однако, эти эпизоды в художественном фильме нужны были для того, чтобы показать взаимопомощь наших людей в критических ситуациях, и потому не вызывают неприятия со стороны наших зрителей:  все понимают, что никто не поступил неверно в сложившейся ситуации, в том числе и погибший.
Гибели врача можно было избежать, но в фильме он сыграл жертвенную роль. Такие ситуации могут сложиться в любом коллективе и в любой обстановке. Это вопрос уже не субординации, а совести, и в художественном фильме старались это подчеркнуть.

В ФИЛЬМЕ: После случая гибели полярника в фильме показан следующий за этим эпизод, где старпом предлагал доложить об этом на Большую Землю: "Думаю надо в Ленинград сообщить. Всё, как есть. Капитан Петров, несмотря на возражения команды, принял решение, которое подвергло опасности всё судно. В результате чего у нас один погибший, такие-то и такие-то повреждения. Пускай там на верху решают, комиссию присылают." Это типичный эпизод с выяснением "кто виноват" после любой сложной ситуации. В такой ситуации каждый решает сам, выбирая свой путь по уровню понимания, что такое хорошо и что такое плохо. В итоге, как показано в фильме, сложная ситуация ещё больше усложнилась из-за того, что наверху приняли эту радиограмму и предложили своё решение. Так на корабле оказалось два капитана, прежний — Петров, и новый — Севченко.

В РЕАЛЬНОСТИ: На самом деле двух капитанов на корабле никогда не было (5:36 - 6:20 — из видео "Ледокол — рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)):
первый капитан — Анатолий Сухоруков — сложил свои полномочия и отбыл домой (3:05 — 3:12 — Западня для ледокола),
а второй капитан — Валентин Родченко — приступил к своим обязанностям после него и приобрёл уважение всех остававшихся на борту моряков и полярников (5:50 — 6:37 — Западня для ледокола).
     Именно с капитаном В. Родченко, а по фильму — Петровым (актёр внешне немного похож на капитана Валентина Родченко в том 1985 году (5:57,  11:05,  17:55,  36:58-37:06 — Западня для ледокола)) оставшиеся добровольцы переживали все испытания. Экипаж судна решил держаться до последнего (17:40 — 18:20 — Западня для ледокола). В сутках оставался один час светлого времени, - его использовали для полётов судового вертолёта на ледовую разведку (18:20 — 18:33 — Западня для ледокола).


Теперь можно обратить внимание на ещё одно кардинальное различие с реальными событиями.
В РЕАЛЬНОСТИ: Возле ледокола "Михаил Сомов" был не один айсберг, как в фильме, а 50 (и более на более дальнем расстоянии). А сам ледокол стал похож на маленький 51й айсберг (33:10 — 33:42 — Западня для ледокола). Но кораблю повезло, и ни один айсберг не столкнулся с ледоколом, и ни один не переворачивался в опасной близости от него (12:33 - 13:45 — про айсберги, - из видео "Ледокол — рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)).
В ФИЛЬМЕ показаны впечатляющие кадры приближения айсберга, и осыпания его кусков прямо на палубу судна. Когда айсберги или ледовые берега начинают подтаивать (тёплая вода в океане — минус 3 градуса  —  13:20-13:32 из того же эпизода видео), то постоянно осыпаются, как показано в фильме. Компьютерная графика фильма — на высоте!
В РЕАЛЬНОСТИ: В той ситуации этого не приходилось переживать нашим полярникам. Их миновала участь столкновения с айсбергом, двигающимся по течению. Их испытания были скорее психологического рода, - капитан ледокола был предусмотрительным, и команда каждый день укрепляла борта судна, чтобы льды не раздавили его, как яичную скорлупу.
В ФИЛЬМЕ: айсберг шёл за судном, плывя по течению, и на пути айсберга всё время возникал ледокол, который никак не мог отделаться от этого айсберга, и снова, и снова к нему возвращался.
Здесь происходят совсем другие  события и преодолеваются совсем другие трудности, которые не связаны с реальными событиями. Создатели художественного фильма даже не пытались передать зрителю ощущения и напряжение реального труда и подвига сомовцев, но придумали другие зрелищные моменты и решали уже их, используя такие же зрелищные выходы из ситуаций. Наш зритель уже в начале фильма видит голливудские штампы и к середине фильма уверен, что это игровое кино, от которого нельзя ожидать реалистичности событий.


В ФИЛЬМЕ есть эпизоды с вертолётом. Не знаю, как относится к фантазии создателей кино сам пилот вертолёта Борис Лялин, но в фильме больше было игрового трюка, чем реальной напряжённой работы вертолётчика, который почти на ощупь не раз водил вертолёт.
В РЕАЛЬНОСТИ лётчик летал не один раз, а множество раз в темноте! Судовой вертолёт с прибывшего ледокола "Владивосток" на помощь "Сомову" не был разрушен в той экспедиции (и здесь создатели фильма применили типичную американскую зрелищную вертолётную катастрофу, где отлетают лопасти, и тонет машина). Благодаря крепости нашей машины и умению лётчика множество раз по необходимости была нарушена инструкция полётов, чтобы перевезти необходимые грузы на дрейфующее судно.


Искусство должно звать за собой в лучшее будущее, а не сосредотачиваться на пороках настоящего, должно показывать широкому кругу зрителей вдохновляющие действия и подвиги, а не вселять уныние и пессимизм. Фильм "Ледокол" в целом вселяет оптимизм и уважение к нашим людям, хотя в сюжете фильма решаются проблемы, КОТОРЫЕ НА НАШЕМ КОРАБЛЕ НИКОГДА НЕ ПРОИСХОДИЛИ И В ПРИНЦИПЕ НЕ МОГЛИ ПРОИЗОЙТИ в той форме, которая показана. Особенно ярко это видно на эпизоде, где показано зарождение бунта на корабле и драки во время возбуждения всей команды.

В ФИЛЬМЕ решалась американская ситуация, якобы сложившаяся на советском судне.

В РЕАЛЬНОСТИ на "Сомове" было некоторое недовольство тем, что еду приходилось растягивать, что приходилось бездействовать (18:28 - 19:25, 21:35 — 22:47 — Западня для ледокола), и подавленность из-за того, что со стороны Большой Земли был жёсткий запрет на выход в эфир: "ПРЕКРАТИТЬ ВСЯКУЮ ПЕРЕПИСКУ" (0:10 - 1:00, 20:00 — 21:20 — Западня для ледокола).
Перспективы не просматривались. Самовольное объявление на весь мир, что советское судно оставлено своей страной на произвол судьбы и подаёт сигналы SOS, тоже всем не улыбалось. Это ставило в тупик. Темень и холод, истощение продуктовых запасов и средств для обогрева не вселяли бодрости и оптимизма, но не приводили русских в истерику, как показано в фильме (11:10 -12:12 — ко мне были нехорошие вопросы, - из видео "Ледокол — рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)).
 
В ФИЛЬМЕ истерика и бунт возможны на американском корабле, потому что  команда страдает от главного недостатка — психологической поддержки друг друга, где каждый сам по себе и стремится выжить во что бы то ни стало, оборачиваясь против своих же, если под угрозой оказываются его интересы.

В РЕАЛЬНОСТИ на Западе и в СССР разное воспитание с детства, разная реакция на обстоятельства и условия. Нашим неудобно впадать в истерику рядом с друзьями и хорошими товарищами, которые находятся в той же ситуации, что и ты. Потому думается в сложных ситуациях: если всем удастся выйти благополучно, то как потом жить и смотреть друзьям в глаза, если будешь "тянуть одеяло на себя", когда всем и так плохо. Наши больше думают о будущем и о том, что будет завтра, если... На Западе больше живут одним днём, потому что на большее им рассчитывать не приходится: там некому вкладывать немалые средства на спасение "утопающих", так как "спасение утопающих" — полностью дело рук и связей с держателями финансов самих "утопающих". Если даже наши не всегда могут протянуть руку помощи в бедствии, то на Западе, Востоке и Юге, где всё меряется деньгами, это сделать тем более труднее (14:28 - 16:00 — этот поход назвали Антарктической Одиссеей, — из видео "Ледокол — рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)).

В ФИЛЬМЕ вставлен развлекательный эпизод с участием морского льва в снежном провале. Американские фильмы никак не обходятся без резкого выскакивания чудовища из норы, из лесу, из-за угла, из тёмной комнаты. На этом стоит их воспитание и мировоззрение: всё идёт нормально, и вдруг возникает опасность. Всегда вдруг, потому что наблюдательности и предусмотрительности американцам в силу воспитания и уклада жизни не хватает. Например, как в видео про то, как американцы смотрят советский мультик (https://www.youtube.com/watch?v=8J9zDWJRtTU). Как видно на видео, молодые американцы пропускают целые куски информации, пока показывают себя и проявляют коммуникабельность в общении. При таком уровне невнимательности неудивительно, что многое для них возникает внезапно и непонятно, а значит - всегда угрожающе, потому что непонятное и неожиданное всегда напрягает и внутренне пугает. При таком невнимании к окружающему и зацикливании на себе нервы невольно будут подспудно на взводе. Потому в американских фильмах это типичное явление их жизни отражается тем, что так или иначе всё в их жизни возникает внезапно и агрессивно атакует их сознание, и им приходится принимать скоропостижные решения и действовать грубо и недоговороспособно, воинственно. Таков уровень их менталитета, воспитанного их образом жизни. С этим нам, русским, приходится иметь дело в реальной жизни до тех пор, пока их воспитание не переменится.

В этом эпизоде с морским львом русский человек показан понимающим интересы животного и не воюющим с ним: капитан Петров выстреливает ракетой не в зверя, а вверх, извиняясь, что невольно нарушил его территорию. Зверь, естественно, пугается резкого звука и уступает человеку, убирается в свою пещерку поглубже. Морские львы — тюлени зубастые, но вполне себе безобидные, если не нарушать их покой и территорию. Потому с ними выступают в цирке вместе с морскими котиками.
    
В ФИЛЬМЕ нервный капитан Севченко разбивает гитару, и никто из команды ему и полслова не говорит!? Такое только на современном этапе могло быть, когда забота о сохранении места на корабле и вместе с ним и зарплаты могла препятствовать команде высказать недовольство капитану, а в советские времена эта ситуация была бы нереальна.
В РЕАЛЬНОСТИ капитану Родченко задавали "неудобные" вопросы, когда ситуация обострилась на судне, и повисла неизвестность. Любой мог возразить на действия капитана,  и капитан не стал бы без веских и не однократных поводов предпринимать что-то возмущающее команду, а если бы и сделал что-то подобное, то только тогда, когда большая часть команды могла бы стать на его сторону по уставу и по неписанным законам. В советское время из-за возражений капитану в плавании могли быть неприятности по возвращении на Большой земле, но не смертельно ведь...
В ФИЛЬМЕ приплели сюда ситуацию с гитарой явно не из советского мира, а из современного российского, и показали реакцию команды и полярников современного времени.
Снимали фильм молодые киношники, которые не знают, что и как могло произойти в советское время, потому какой с них спрос за соответствие эпохе? Им необходимо было сначала проконсультироваться с теми, кто жил и действовал тогда, пройдя по всему сценарию. Некоторые адреса и знакомства с участниками экспедиции у них были, и некоторые предварительные беседы проводились. Ещё много людей есть в России, которые хорошо помнят отношения между советскими людьми до развала Союза, как раз времена 1985 и более ранних годов. Потому многими нашими зрителями старшего поколения этот эпизод с разбитой гитарой и молчанием команды не будет одобрен, как несоответствующий правде советской жизни.

В ФИЛЬМЕ драка возле радиорубки тоже сделана в американском стиле. Всё-таки, обучение киношников за границей либо чрезмерный ориентир на Голливуд создаёт отрыв от российской действительности, и в итоге получается какой-то гибрид ГМО: российско-голивудский или голивудско-российский сюжет. В итоге нечто среднее, среднестатистическое, неопределённое "существо" - гермафродит, которое и американцев вводит в заблуждение, и россиян смущает нелогичностью поведения.
Когда это советские капитаны унижались до рукоприкладства самолично, когда они могут показать свою более властную силу, отдав простое приказание арестовать ослушника? Или капитан Севченко не уверен, что стоящая сзади него команда послушается его приказа об аресте бывшего капитана и потому сам размахивает кулаком в присутствии команды, которая пытается его остановить, сохраняя субординацию? Скорее такое может быть на нынешнем этапе в России на частном корабле, и это естественно на американском корабле с давними традициями власти частной собственности.


Следующее подобное действие В ФИЛЬМЕ — это грубое поведение представителя из органов (КГБ?) с журналисткой, а по фильму — женой капитана Петрова. Офицеру из органов незачем было проявлять резкие движения и кидать женщину куда-то, чтобы её припугнуть: у него достаточно власти тихо, даже шёпотом, без эмоций сказать то, что он считает нужным: угроза и так прозвучит серьёзно, если она будет необходима. А в фильме опять изобразили не советского офицера КГБ, а американского из ЦРУ или, скорее, из полиции США, так как у ЦРУ тоже достаточно власти, чтобы не повышать голос для выполнения угрозы.
 
В РЕАЛЬНОСТИ и это надуманный персонаж фильма: никого не присылали для разборок на ледокол, - разборки были уже на Большой Земле, да такие, что начальник спасательной экспедиции Артур Чилингаров попал в больницу из-за клеветы в прессе.


Какой художественный фильм обходится без любовной линии?
В ФИЛЬМЕ показана с лучшей стороны жена капитана Петрова, выдержавшая угрозы офицера без погон и сделавшая выбор в пользу единства семьи, несмотря на усталость от переживаний и одиночества в преодолении жизненных проблем, пока муж в плавании. С этой стороны верно переданы переживания жён моряков.

Каково быть женой капитана, хорошо описал в своей книге «Сундук Христофора Колумба» капитан Борис Корда (издание 2006 г, Севастополь). Приведу эпизод из этой книги:
     « — Товарищ капитан, за время вашего отсутствия дважды прекращали выгрузку: шёл сильный тропический ливень. В остальном — по судну всё благополучно, — доложил старший помощник.
     "По судну всё благополучно". Обыденно-трафаретная фраза. Но с каким нетерпением ждут её капитаны при возвращении с берега. Ждут, как манны небесной, как награды за свои труды. Ждут потому, что эти четыре слова снимают тревожное беспокойство, давящее на душу всей тяжестью огромной ответственности.
     Морские специалисты утверждают, что больше всего неприятностей случается на судах, когда капитаны отсутствуют. Дубравин убедился в этом на собственном опыте, предотвратив за тридцать семь лет работы на море несколько бед и множество неприятностей. Поэтому, даже дома, он отдыхает по-настоящему только в хорошую погоду. А в случае шторма (чаще всего налетающего глубокой ночью) Никита Григорьевич встаёт с нагретой постели, одевается и бежит на судно. Бежит, чтобы поднять, если понадобится, весь экипаж и уберечь своё "сокровище" от разбушевавшейся стихии. Это настолько вошло в его привычку, что даже во время отпуска у себя на Хмельниччине, уловив ночью лёгкий шум дождя, он вскакивает с постели и торопливо натягивает брюки.
     — Ты куда? — спрашивает его с лёгкой насмешкой в голосе Елизавета Владимировна.
     — Дождь, — отвечает спросонок Никита Григорьевич, — а у меня рыбная мука на палубе... раскрыта...
      — Спи, ты в отпуске. Уже две недели...
     "По судну всё благополучно".»

Жена капитана Дубравина с пониманием и с мягким юмором относится к повышенной ответственности своего мужа и спокойно относится к тому, что его мысли постоянно находятся возле корабля и команды.
    События повести также происходят около 1985 года, и тоже обычный рейс превратился в реальности в череду неожиданных событий, - впору детективный сюжет снимать с благополучным концом.
 
     Однако, есть жёны, которые, как фильме «Летучая мышь» Яна Фрида, мечтают совсем о другом семейном счастье:
     «Я бы хотела, чтобы мой муж Генрих всегда был дома, никуда бы не спешил, сидел бы у камина вот в этом кресле, в котором сейчас сидите вы, тикали бы часы, шипел кофейник. Вот, собственно, и всё.» Каждый мечтает, чтобы его половина была для него незаменимой, как и он для неё. Для женщин это особо важно. Но часто бывает так, что муж тоже родился со своей мечтой, без которой ему жизнь не в жизнь, и потому разные направления сложно согласовать. Для жён личное благополучие и благополучие мужа постепенно теряют единство, если мужья не могут разделить с ними их мечту о доме.

В ФИЛЬМЕ  жена Петрова пересматривает своё решение о разводе благодаря сложившемуся критическому состоянию, в котором находился её муж вместе с командой и судном, и какую-то роль в принятии этого решения сыграло и психологическое давление офицера без погон. На определённый тип людей такое давление производит противоположное действие: угрозами офицер добился того, что женщина была оскорблена таким его вмешательством в их жизнь и это помогло ей понять своего мужа, дало силы отстаивать своё достоинство и защищать всю семью. Здесь в фильме верно показано, что когда складываются условия, когда женщина может проявить свою душевную силу и твёрдость, то её выбор возникает сам собой: она защищает то, что ей дорого. А когда она чувствует себя не у дел, то постепенно в расслабляющем благополучии теряет ощущение своей необходимости и незаменимости и уже думает о том, что её замужество было ошибкой, и говорит о разводе. Женщины не должны чувствовать себя вне течения жизни или вне активности мужа. 
     Потому каким бы прекрасным человеком не был мужчина, сколько бы он подвигов не совершал в жизни, если жена чувствует себя в стороне от его жизни, то даже будь она тоже прекрасным человеком, она захочет уйти. Так может случиться, что разойдутся два прекрасных человека, которые любят друг друга, но не находят себе применения при совместной жизни. Для объединения необходимо, чтобы оба научились думать и мечтать не только о себе и личном счастье, а научились быть счастливыми, помогая быть счастливыми другим. В этом будет тогда и её, и его счастье, - на этом они смогут объединиться.


В РЕАЛЬНОСТИ на ледоколе "Михаил Сомов" добровольно остались женщины, которые во весь дрейф, как рассказывал о них капитан Родченко, показывали пример мужчинам и морально всех поддерживали. Возможно, то, что на корабле были добровольцы — смелые и мужчины и женщины, сыграло положительную роль и спасло всех от потери адекватного поведения, чего опасались медики и спасатели, когда думали о том, в каком состоянии встретят экипаж ледокола после четырёхмесячного пребывания в стрессе ежедневного риска быть раздавленными льдами и оказаться на льду без обогрева, одежды, воды и пищи, а главное - при запрете звать на помощь и выходить в радиоэфир.

В РЕАЛЬНОСТИ в конце мая о терпящем бедствие "Михаиле Сомове" стало известно миру благодаря новозеландским лётчикам (1:50 — передача "Пусть говорят"), которые случайно увидели судно, почти лежащее на боку, и доложили своему руководству, а там догадались, что в эту пору никакого судна, кроме советского, не может быть в этом районе Антарктиды, и, возможно, обрадовались, что могут объявить на весь мир, что Советский Союз бросил своё судно во льдах, - это нонсенс по сравнению со всей позицией СССР, к которой все привыкли. Это уже тянет на некоторую сенсацию. И тогда, как только Москва узнала, что в эфире прозвучало объявление о брошенном советском судне, тут же активно стала предпринимать меры по организации спасения ледокола со всеми людьми, находящимися на борту, так как позориться на весь мир и по всей стране никогда не входило в планы руководства в Москве, особенно когда из международного поля будут указывать пальцами на этот случай и указывать не один раз, а при каждом удобном случае (22:47 - 23:46 —  сообщение по "Голосу Америки" ВВС, 34:25 - 35:19 — митинг после выхода на чистую воду обоих ледоколов; 35:20 - 36:00 — позже появилась клевета в газете о «ложном героизме» полярников).
     После этого сообщения в прессе началось обсуждение спасения "Сомова" — в "Правде" и в "Московской правде" (23:46 — 25:00 — Западня для ледокола).
     Организовали ледокол "Владивосток". Был послан именно дизель-электроход, лёгкий ледокол, хотя ему проходить через ревущие сороковые гораздо опаснее, чем другому судну не ледокольного типа, так как дно у ледокола округлое, как яйцо, приспособленного для того, чтобы влезать на лёд и ломать его своим весом. Для благополучного прохождения через шторм необходим узкий киль вдоль судна, чтобы днище корабля имело в воде лучшую остойчивость и сопротивлялось раскачке. Но ничего другого уже невозможно было предложить — только ледокол, который, возможно, сможет пробиться сквозь льды к затёртому льдами "Михаилу Сомову" (25:00 — 26:30 — Западня для ледокола).
     К этому времени прошло уже 3 месяца и пошёл четвёртый, пока организовывалась спасательная экспедиция и пока сомовцы дрейфовали во льдах в темноте и холоде (24:20 — 24:26 — Западня для ледокола).
     Как они обогревались? Об этом ничего сказано. За бортом было уже минус 40. Питались они скудно, пили подсоленную воду, которая стала такой ещё в начале экспедиции из-за аварии у станции Молодёжная (5:00 — 5:20 — Западня для ледокола). Освещали судно максимально экономно, то есть наружного освещения уже не включали, и в полярной ночи среди айсбергов судно действительно было, как на другой планете. Тогда-то и погибла корабельная кошка, не вынеся всей психологической атмосферы, застывшей на судне среди людей, пребывавших в безысходности и неизвестности (7:29 - 8:39 — нужно побывать в их шкуре, чтобы пережить и суметь показать, 9:44 - 11:10 — «Мы со временем стали привыкать...», — из видео "Ледокол — рассказ капитана ледокола Михаил Сомов" (от Синемафия)).
     Когда "Владивосток" уже шёл через штормовой океан после Австралии к Антарктиде, то наступило в застывшем мире сомовцев оживление: они следили за передвижением "Владивостока" и больше переживали за людей на том ледоколе, чем за себя: до них ледокол может и не доплыть, погибнув среди шторма (26:30 — 28:10 — Западня для ледокола). Можно сказать, в документальном фильме красиво показали мощь ревущих сороковых, огромные волны и раскачку корабля. Безусловно впечатляет! Внутреннее передвижение по судну с проблемами и скрип всего корпуса ледокола тоже запечатлели в документальном видео на "Владивостоке" (26:40 - 28:10 — с тарелкой борща балансирует начальник экспедиции Артур Чилингаров).

В ФИЛЬМЕ был вставлен придуманный эпизод протеста вертолётчика и способ запуска вертолёта методом истерического тыка ногами по приборам. И "внезапно" вертолёт начал работать, как всегда неожиданно и в критическую минуту, как во всех фильмах с американскими приключениями: тогда, когда никто не ожидал, что это вообще возможно. Вертолёт как-то там ремонтировали, но почему-то не доремонтировали, но он и так заработал, когда его приборы попинали ботинками. И... всеобщее ликование! :) 
В РЕАЛЬНОСТИ, разумеется, этого тоже не было.


В ФИЛЬМЕ следующим эпизодом вставили игру на советском игровом автомате с имитацией посыла торпеды, который я прекрасно помню из своей юности. Такие игровые автоматы стояли у нас в кинотеатре и были популярны, так как обучали рассчитывать нажатие на "гашетку подводной лодки" так, чтобы в "перископ" было видно, что "торпеда" произвела взрыв прямо на движущейся цели, а не впереди и не сзади неё. Корабли на горизонте двигались достаточно быстро и поворачивались, потому тренироваться некоторое время было интересно. Мне тоже нравился именно этот тип автомата в отличие от другого, стоявшего рядом, где надо было стрелять по зверям и оленям из оружия. Этот второй автомат никакого интереса не вызывал, так как стрелять в беззащитных зверей — это не то, что посылать торпеды по боевым кораблям противника, способных расстреливать города из своих орудий и перевозить войска и танки. В фильме именинник сделал 127 удачных попаданий торпедами. Молодец.

Далее В ФИЛЬМЕ, вероятно, для разнообразия погибает при взрыве бочек горючего врач команды громовцев, и его гибель останавливает возникший бунт против назначенного капитана Севченко. Врача хоронят в образовавшейся от взрыва полынье по его завещанию, высказанному ранее по старой дружбе капитану Севченко. Взрыв не смог создать трещину, а создал только полынью, которая сгодилась лишь для захоронения.
В РЕАЛЬНОСТИ и этого эпизода не было. Но в фильме решили показать, что самоуправство капитана и самоуправство части команды ни к чему хорошему не приводит, что необходимо всё продумывать и согласовывать не в нервной обстановке.
     Далее по фильму в итоге всех приключений капитан Севченко остаётся в одиночестве, а старпом подумывает о самоубийстве: "Дальше без меня". Но именно преданный старпомом капитан Петров оказывается рядом и словами выводит его из состояния обречённости. Так создатели фильма старались передать подавленность и смятение, которые преодолевали люди на ледоколе.
     Опять-таки, на самом деле всё было совсем не так... Не так преодолевалась главная проблема психологической подавленности команды: реальность  чаще интереснее выдумки.

В РЕАЛЬНОСТИ некоторое спокойствие к команде "Михаила Сомова" пришло, когда "Владивосток" добрался до холодных, более тихих океанских вод у Антарктиды, и теперь можно было ожидать только одного: удастся ли ему пробиться поближе  к "Михаилу Сомову"? На большом расстоянии ледокол "Владивосток" так же был бесполезен сомовцам, как и в порту во Владивостоке. Единственно, чем могло порадовать приближение "Владивостока" - это моральная поддержка, что где-то рядом есть ещё один ледокол, застрявший во льдах, с которым можно переговариваться по рации (28:10 — 28:40 — Западня для ледокола).
     Ледоколу "Владивосток" удалось находить трещины благодаря опыту и особому чутью его капитана Геннадия Антохина, который шестым чувством вёл судно среди льдов в темноте, нащупывая проходы между льдами, освещённые прожекторами впереди на некотором расстоянии (29:30 — 30:15 — Западня для ледокола). "Владивостоку" тоже повезло благополучно пройти между айсбергов. Так удалось подобраться в сторону "Михаила Сомова" на расстояние, доступное вертолёту, — 170 км (для вертолёта было доступно суммарное расстояние туда и обратно — 400 км). На этом расстоянии оба судна были плотно затёрты льдами без возможности выхода (30:15 — 31:05 — Западня для ледокола).


В ФИЛЬМЕ выход из ледового плена был показан так: айсберг своим движением создаёт трещину, освобождает ото льда судно и открывает мимо себя проход на крупную жилу полыньи. Однако, проходить следовало с риском у самого айсберга, молясь о том, чтобы во время прохода впритирку к айсбергу с него не рухнула на корабль глыба льда, которая от вибрации двигателей и при постоянном осыпании всего айсберга может ускориться и упасть в неподходящий момент. Так создатели фильма дополнили приключения полярников и щекотание нервов зрителей. Красиво и впечатляюще получилось с помощью компьютерной графики передать всю сцену от взлёта вертолёта до прохождения мимо айсберга, - ради таких красивых ледовых сцен и бурления воды от работы двигателей ледокола стоило сочинить этот эпизод фильма.
     Далее сцена задевания вертолётом за айсберг и гибель машины со спасением лётчиков. Это чтобы не скучно было дальше смотреть: как-никак — фильм-катастрофа, а в них одна катастрофа должна следовать за другой "по законам жанра" до самого хэппи-энда.
     Во время катастрофы вертолёта чуть не происходит параллельная катастрофа с рождением сына второго капитана, но со спасением жизни малыша спасает свою жизнь и тонущий капитан, так как "ему есть ещё что делать на этом свете" — воспитывать сына. В этом эпизоде создатели фильма мало присочинили, так как в семьях трагические и счастливые события действительно частенько происходят параллельно, вне зависимости от того, как далеко друг от друга находятся члены семьи, если их связывает единое чувство и судьба.

В ФИЛЬМЕ — правильная советская сцена: принятие решения капитаном Петровым о самостоятельной попытке спасти тонущих вертолётчика и второго капитана Севченко, и они снова возвращаются к опасно осыпающемуся айсбергу. Традиционно в Советском Союзе поступали так, а не иначе.
     И всеобщее ликование, когда разрушился окончательно на их глазах опасный айсберг. Этот эпизод показывает, как мало наши люди знакомы с жизнью Антарктиды и её айсбергов. Мало знают о том, как они существуют и где разрушаются. Киношники ради эффектных сцен пренебрегают знанием реальности, потому современные фильмы мало чему полезному для практики могут научить, так как "заточены" только на вызов эмоций без накапливания выводов и опыта на будущее. Приятно качаться на волнах эмоций, - только это не пригодится, когда человек на самом деле попадёт в сложную ситуацию. Для фильмов-катастроф у МЧС есть столько интересных реальных сюжетов о действиях МЧСников и обычных граждан, что если взять их за основу, то не только не нужно ничего надумывать, но и народ будет знать своих героев, получая от них бесценный опыт преодоления реальных сложных обстоятельств с настоящими подвигами, находчивостью и отвагой. МЧС — это такая служба, которая в будущем будет только расширяться и совершенствоваться, так как даже если прекратятся войны и преступления, то катастрофы и несчастные случаи останутся всегда, и будет куда приложить ум и силу настоящим мужчинам (да и женщинам) при любой ступени развития техники. В будущем не военный будет популярным идеалом мужчины, а спасатель службы МЧС.


В ФИЛЬМЕ ледокол "Михаил Громов" выходит из ловушки благодаря внезапным обстоятельствам и собственным усилиям и риску при прохождении мимо айсберга, а в жизни произошло событие ещё более удивительное.
В РЕАЛЬНОСТИ в спасении обоих затёртых ледоколов "Михаил Сомов" и "Владивосток" приняла участие сама планета или, как сейчас принято говорить, божий промысел!
     Сначала, когда "Владивосток" подошёл на расстояние,  доступное для вертолёта, свою героическую работу совершил пилот вертолёта Борис Лялин, который доставил сомовцам самое необходимое и, прежде всего, почту, то есть письма родных (31:05 — 31:47 — Западня для ледокола), а затем и остальные грузы. Первая встреча с сомовцами произвела большое впечатление на пилотов и журналиста Виктора Гусева, так как глаза людей смотрели как из потустороннего мира (31:47 — 32:55 — Западня для ледокола). Да и вертолёт прилетел из темени, как из иного мира: в таких условиях вертолёты не летают, даже по инструкции не положено взлетать при таких погодных условиях и в темноте, при каких семь раз летал Борис Лялин. Его наградили за это "нарушение" званием Героя Советского Союза (36:58 - 38:44 — награждения и наказания — Западня для ледокола). Его вертолёт с "Владивостока" ещё на подходе к "Сомову", нарушая правила, искал в полярной ночи трещины и разводья, чтобы подобраться поближе, то есть летая в полярную ночь, а также при ветре более 15 метров в секунду (28:36 — 29:30 — Западня для ледокола).
     Теперь можно было обоим ледоколам "зимовать" в случае невозможности выхода из ледового поля, если корпуса выдержат давление нарастающего льда. В случае опасности можно было вертолётом переправить всех на "Владивосток", который застрял на 170 км  ближе к выходу из моря Росса и ещё не был помятым. Никто не хотел покидать "Михаил Сомов", хоть и насиделись за эти 4 месяца на нём, и настрадались. Никто не рассчитывал, что что-то в ледовой обстановке переменится, так как в эту пору года льды однозначно укреплялись и заполняли собой всё море Росса.
     Однако, В РЕАЛЬНОСТИ СЛУЧИЛОСЬ ТО, ЧЕГО НЕ ОЖИДАЛ НИКТО: вблизи моря разразился сильнейший шторм, который взломал лёд до самых ледоколов и создал достаточно трещин, по которым кинулись спасаться оба судна. Подтверждением участия планеты в спасении мужественных полярников можно считать и то, что, как только оба судна — "обе букашки" с людьми на борту — выбрались своим тихим ходом на чистую воду, льды сдвинулись вместе, и это — уже до самой антарктической весны (32:54 — 34:25 — Западня для ледокола). В мае, в ту пору, когда все мы грелись на солнышке, люди мёрзли и спасались ото льдов: в Антарктиде наступила зима, и "гайки стали закручиваться" (36:00 - 36:58 — Андрей Андреевич Громыко сказал капитану Родченко: "Вас Бог спас!" - Западня для ледокола).
     Далее ледоколы "Владивосток" и помятый "Михаил Сомов" отправились домой. Вернулись они в Ленинград 15 октября 1985 года.
     Так завершился этот поход, который начинался с рядовой ежегодной доставки грузов и смены полярникам на станции Русская со ставшим уже обычным запозданием по срокам (об условиях проживания на разных полярных станциях России, в том числе на станции Русская в видео: "Как русские живут в Антарктиде. Дух захватывает" https://www.youtube.com/watch?v=aEOBDiJzZrs). После этих экспедиций в Ленинграде и Москве закрыли станцию Русскую, а потом и несколько станций из-за невозможности продолжать финансирование.
     У СССР было 7 стационарных и несколько сезонных полярных станций. Открытие полярных станций в Антарктиде начиналось с героизма советских людей и закрытие деятельности станций тоже сопровождалось героизмом, как мы видим в том числе из этой истории 1985 года.


В КОНЦЕ ФИЛЬМА звучит песня Виктора Цоя, как символ той эпохи надвигающихся перемен для Советского Союза, где правительство поменялось и предчувствовалось, что перемены только начинаются: был выбран Генеральным Секретарём М.С.Горбачёв и провозглашена новая политика партии с гласностью, плюрализмом мнений и перестройкой, - и всё, как обычно, без подготовки и с размахом...
     В видеофайле на You Tube конец фильма "Ледокол" обрывается на песне Виктора Цоя "Красно-жёлтые дни", а смысл её такой (www.karaoke.ru/artists/kino/text/krasno-zheltye-dni/):

Застоялся мой поезд в депо,
Снова я уезжаю, пора.
На пороге ветер заждался меня,
На пороге осень, моя сестра.

После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима,
Горе ты моё от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а может быть, на щите,
В серебре, а может быть, в нищете,
Но как можно скорей.

Расскажи мне о тех, кто устал
От безжалостных уличных драм
И о храме из разбитых сердец,
И о тех, кто идёт в этот храм.

После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима,
Горе ты моё от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а может быть, на щите,
В серебре, а может быть, в нищете,
Но как можно скорей.

А мне приснилось - миром правит любовь,
А мне приснилось - миром правит мечта,
И над этим прекрасно горит звезда,
Я проснулся и понял - беда.

После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима,
Горе ты моё от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И я вернусь домой
Со щитом, а может быть, на щите,
В серебре, а может быть, в нищете,
Но как можно скорей.

     Песни Виктора Цоя внешне чуточку грубоватые по музыке, но внутренне они — философские, тяжёлые, мужественные и зовущие к свету. Чем-то напоминают песни о войне, но они совершенно не военные и по смыслу, и по атмосфере; даже когда в них встречаются слова о «павших в бою», всё равно это — песни о борьбе в мирной жизни. В них — огромная сила, зовущая к переменам, к борьбе за светлое будущее. Но «крамольными» их назвать нельзя. Если бы Виктор Цой пел о борьбе и переменах, подспудно подразумевая смену политической системы, его можно было бы назвать либо идеалистом, либо предателем. Но он пел не о политике, не о чём-то внешнем, а о тяжести, борьбе и переменах во внутреннем состоянии человеческой души.

     Когда слушаешь, как он сам поёт свои песни, понимаешь, что в них заложен гораздо более глубокий и многогранный смысл, чем в их тексте и даже в музыке. Когда Виктор Цой пел, он вкладывал в песню целый пласт своих размышлений, своих чувств, своего жизненного опыта, своего мировоззрения, — то есть того, из чего и родилась эта песня, из-за чего она так хотела появиться на свет. Именно это и придавало им ту огромную силу, зовущую к переменам, к светлому будущему, которое никогда не достигалось легко и спокойно, как на блюдечке с голубой каёмочкой, а добывалось долгой и трудной борьбой, когда каждый сантиметр нужно брать с бою.
     Эти песни слушают и любят и по сей день, потому что каждому они отзвучат какой-то своей гранью и каждый, слушая их, задумывается о чём-то своём. Люди предперестроечной эпохи Советского Союза задумывались о том, что страна в её теперешнем состоянии далека от провозглашённых в начале идеалов, и что она должна стать другой, потому что дальше так жить нельзя.
     События во время этой 30й экспедиции тоже показали, что дальше так жить нельзя.

Продолжение Часть 2 http://www.proza.ru/2017/06/20/1173