Размышления о символизме Дмитрия Жилинского

Галина Мажейкина
Размышление  значило для Жилинского больше, чем действие. Вот и я размышляю о Жилинском-художнике.  Размышление, по моему глубокому убеждению,  это  способ разговора мыслями между моим сознательным «Я»  и  тем, что называют -  бессознательным.  Очень интересно размышлять над  визуальным художественным образом, созданным художником. Я как-будто попадаю в  пространство мыслеобразов, переданным им  живописно и символично.
Первое, что  мне бросается в глаза при просмотре этой небольшой выставки в Государственной Третьяковской Галерее,  -   это сам художник, изобразивший себя с  его любимой, сбитой на дороге, собакой. Он  - обескраженный случившимся, почти обнаженный, выскочивший из сада и констатирующий  смерть друга,  держит  ее  на руках,  как мать держит погибшего растрелянного  ребенка. Мир – такой страшный своими неожиданностями, мы – люди обнажены перед ним,  и не случайно в левом нижнем углу картины, металлическая деталь, символизирующая мир машин. Подобных  символических зарисовок  в его творчестве очень много. Хрестоматийная работа «Гимнасты», которая была опубликована во всех учебниках начальной школы советского периода. Но какие портреты, характеры, личности! И главное,  как это сделано! Здесь нет небрежности к модели,  именно в спорте –  жестком виде деятельности, рождаются  атлетические черты спортсмена. Художник перемещался за советской олимпийской сборной,  чтобы схватить глазом этот момент высшей человеческой сосредоточенности на победе, воле к ней. Каждый образ в этой работе решен, нет ни одной случайной детали.
В картине «Под старой яблоней»  семья: мать художника и его дети, но главная здесь –  Мать.    Похожая на икону картина  символична религиозной мистикой. Яблоня,  много-много спелых румяных яблок, столь соблазнительных яблок;  ветви как змеи, которые переплетаются и  кружатся;  подпорки яблони  как кресты на погосте или Голгофе. Маленькие лютики и незабудки  в нижней части картины – характерные спутники кладбищ. Мать- старушка сгорбилась  под тяжестью бремени судьбы. Портреты отца  и брата Жилинского выполнены  со старых фотокарточек,  бережно хранимых  в семейном архиве – маленькие следы незабываемого прошлого. Манера написания этих двух портретов сознательно наивная,  так как  образ ушедших всегда романтически наивен, но никогда не забыт.  Крест, который несет Мать по жизни – это тяжелая ноша, которая только ей, она сама  берет ее сознательно, чтобы молодая поросль последующих поколений была счастлива, ярка и не страдала.
«Целинный цикл» Жилинского  триптих. Я выскажу свою позицию, так как у меня, как исследователя современного искусства, возникает ряд вопросов. ПОЧЕМУ Жилинский  при написании картины  в центральной части триптиха применяет обратную перспективу, а в двух боковых частях линейную?   Не потому ли, что его рабочие на вечерней трапезе чем-то близки к аппостолам на последней трапезе Христа. Их не двенадцать, а всего лишь десять. Окажись их двенадцать, Жилинского обвинили бы в религиозности. Их ДЕСЯТЬ - по количеству заповедей Нагорной проповеди.  Его герои  не очень похожи на апостолов, ну, а сами апостолы  в реальной жизни разве были похожи на  поздние иконографические их  изображения. Отнюдь! Почему нет радости в лицах целинников? Как это не характерно для программых картин художников соцреализма. Возможно, именно поэтому советские искусствоведы  причисляли творчество  Жилинского  к направлению «суровый стиль». Мне видится здесь другое – любое  внедрение во что – то новое требует полной самоотдачи, это ИСПЫТАНИЕ, которое проходили апостолы,  их ученики, да и сам Христос. Это проходим и мы, когда меняемся  сами и меняем все вокруг, если идем против принятых норм, приемов, убеждений. Испытание – это ПЫТка самих себя. Здесь уже не до улыбчивых лиц.
 Жилинский свое творчество никогда не идентифицировал и более того, отрицал свою причастность к суровому стилю -  направлению в живописи,  сложившемуся в  60-е годы  XX века.  Его творчество пронизано гуманизмом в части его личной и  глубоко романтичной, даже несколько гротесково-символичной образности его героев.
Историк искусства, независимый эксперт современного искусства Галина Мажейкина

p.s. Моя точка зрения может не совпадать с общепринятой  интерпретацией творчества художника!!!