Энтомология и геноцид

Алекс Хаммер
Энтомология.

  Сопка, на которой стоял наш дивизион, была из песка. Океан на этом месте был недавно, по историческим меркам, поэтому слой почвы составляет сантиметров десять-пятнадцать. Содранная колесами наших грузовиков, почва эта будет восстанавливаться десятилетиями.

   Вся эта поверхность сопки, буквально каждый квадратный метр, была занята муравейниками. Не конусообразными, как в лесу, а в виде множества нор в песке, предполагающих наличие большой подземной структуры.

   С детства, прочитав какую-то пионерскую сказку, я был уверен, что например, красные муравьи воюют с черными. В 1990 году, когда в армии у меня появилось время на ничегонеделание, я выяснил, что муравьи не воюют друг с другом. На сопке жило три вида муравьев - черные большие, черные маленькие, и красные маленькие. Все три вида мирно соседствовали - их муравейники находились рядом.

    Любопытнее всего было наблюдать за большими черными муравьями. Среди них выделялись солдаты - более крупные, головастые особи с огромными челюстями. Мы, конечно подкидывали им жертв - гусениц и жуков, это был цирк. Но, оказывается, такая форма и размер головы обусловлены спецназначением - на ночь рабочие муравьи прячутся в норах, а солдаты своими головами закрывают входы в муравейник. Всю ночь из каждой норы торчат челюсти охранников. Входы сделаны точно в размер солдатских голов.

Муравьиный геноцид.

    На вершине сопки у нас был склад ГСМ. Однажды там обнаружилась банка вонючей жидкости непонятного происхождения, а потому ненужной. Я вылил ее в муравейник ради эксперимента (поступил плохо, но ради науки). Естественно, часть муравьев сдохла у меня на виду, а что за ад там творился внизу, в подземелье, я думал, что никогда не узнаю.

    По законом сказки, я должен был в наказание уменьшиться, и долго раскаиваться в содеянном, блуждая в подземельях, наполненных муравьиными трупами.

    Снизу от казармы к ракетной позиции и радарам шли несколько дорог - песок с колеями и глубокими дождевыми промоинами по обочинам. Через три дня после этого геноцида, в пятидесяти шагах от муравейника я обнаружил своеобразное кладбище - несколько сотен дохлых муравьев были сложены в такой промоине. То есть, оставшиеся в живых вынесли трупы именно туда, где их смоет первый же дождь. Я не сразу сообразил, что это моих рук дело.