Путаный случай

Владимир Воропаев
«Самая высшая и первая добродетель – послушание. Это – самое главное приобретение для человека. Христос ради послушания пришел в мир. И жизнь человека на земле есть послушание Богу».   
Преподобный Нектарий Оптинский

Лет двадцать пять назад я попал в прелесть бесовскую. Как мне сказал позже духовник: демон воздействовал на меня телепатически. Три дня я добровольно провёл во власти бесовской, ибо не противился ей, ещё не понимая своего духовного положения. Слава Богу,- освободился из этих пут по молитвам священника.
Опыта этих трёх дней мне хватает и до сегодняшнего дня: бывает, приходит какое-то мысленное разъяснение по тому или иному случаю, непосредственно связанному с этим трёхдневным состоянием. Сознательно я не копаюсь в событиях тех дней, но вдруг понимаю пришедшую ко мне ясность того или иного эпизода.
Из этого делаю вывод: всё, что происходит с человеком по жизни, случается не просто так, но имеет либо сиюминутную духовную пользу, либо осмыслительная польза растягивается на долгие, долгие годы.

По тогдашней неопытности, я легко входил в словесные и зрительные контакты с бесом, ибо переживал разные визуальные впечатления, думая, что нахожусь под Господней властью, легко подчинялся голосовым командам и даже с удовольствием слушал его лукавые речи, которые казались мне тогда верхом мудрости.
Одним словом, в эти сети я попал по гордыне, потому и стараюсь, с того времени, смирятся, по каждой мелочи отдавая себя в руки Божьи.

Последний опыт, который я постиг недавно, было понимание путаного случая в себе.
Безусловно, на всех людей бывших участниками этого случая действие его оказало свою видимость и своё понимание.

В то время, когда я попал в духовное состояние прелести, я работал в художественно-оформительском кооперативе, хозяином которого был армянин, мой друг и соратник Гагик Казарян. По образованию он был архитектор, потому все проекты были под его добровольным началом, а я и остальные художники распределялись по ходу исполнения работ: кому, что ближе было по душе и способностям. Что-то делали сообща, а что-то каждый в своей индивидуальности. Работа была интересной, и каждый художник находил в ней самого себя.

В наше отдельно стоящее здание кооператива бывало, захаживали армяне, друзья-товарищи Гагика. Вот в такой момент их пришло человек пять: они принесли с собой армянскую домашнюю водку, и некоторые армянские домашние изыски, присланные кому-то из них с далёкой родины.
Они накрыли небольшой круглый стол, выдвинув его на средину комнаты, собрали с других помещений стулья и расположились вполне комфортно. Пригласили и меня, но я отказался, ссылаясь на свою занятость. Я сидел тут же, за бухгалтерским столом, крепко прижимая к яблокам глаз свои ладони – это якобы «господь» дал мне команду: «прижми к глазам ладони, и вскоре ты будешь видеть за пределами мастерской». Я исполнял своим послушанием демонскую волю.
Действительно, вскоре сидя за столом с прижатыми к глазам ладонями я видел другим – духовным зрением, как по параллельной к нам улице идет ожидаемый мною заказчик с двумя женщинами.
Я сказал об этом Гагику и попросил его принять их. Ребята армяне, разогретые домашней водкой, решительно проявили своё участие к моим «непоняткам».
-Володя, оторви ладони от лица!
-Да, просто оторвите ему руки, да и всё! – послышались остроумные советы и весёлый смех.
Я спросил в себе «голос»:
-О, Господи, мне убрать руки от лица?
«Нет, не убирай и никого не слушай!»

Смбат, брат Гагика, сапожник с сильными руками, попробовал оторвать мои ладони от лица, но это ему не удалось, что задело его самолюбие, ибо он считал, что из всех присутствующих он обладал самыми сильными руками. Смбат вошел в раж: схватил меня за запястья и легко поднял всё моё тело над полом!
Ладони словно припаялись к лицу! Немного поносив, потряхивая, меня по комнате, он помотал головой и в сокрушении сказал:
-Не знаю, что за сила такая! Володя никогда не отличался силой в руках, а их не оторвать от лица.
И другие ребята из спортивного интереса пробовали это сделать, но безрезультатно.
Гагик, отстранив всех, взял меня за плечи и локоть:
-Пойдём, Володя, на свежий воздух. Ты просто устал.
Я мысленно спросил:
-Мне идти с ним, о, Господи?
«Что написано? Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два…»
Мы вышли на крыльцо, я всё ещё не отрывал ладоней от глазных яблок.
-Посмотри, Володя, какое сегодня небо: солнышко светит... Посмотри!
-Мне посмотреть, о, Господи?
«Да, его слушай».
Я убрал ладони от глаз, поднял голову к небу: оно было чистое и  глубокое в своей синеве.
-Вот, видишь, как хорошо! Видишь! Мир прекрасен. Ты просто устал немного. Лучше пойди домой, отдохни, с детьми поиграй.
Спросив «господа» и услышав утвердительный ответ, я уехал на троллейбусе.

С тех пор прошло много лет: я воцерковился, многое стал понимать в духовной жизни. Гагик стал батюшкой - отцом Георгием в другом городе и за свои непослушания заболел раком, от которого вскоре умер. Каждый из участников шёл своим жизненным путём…

Какое же новое понимание открылось мне? – я неожиданно усвоил, что всякое послушание должно быть разумным и соизмеряться с голосом совести. Но совесть под действием грехопадения всякого человека имеет свою меру искаженности, как же доверять ей в истинности?
Не знаю, лично во мне этот процесс проходит необъяснимо…
Наверное, не ошибусь, если скажу, что и в каждом человеке он поистине протекает индивидуально.

Июнь, 2017
г. Алчевск