Сколько живут игрушки?

Эль Ка 3
Фото из архива автора. На нём Герда, Филимон, Марго и Винни Пух

СКОЛЬКО ЖИВУТ ИГРУШКИ?

          Сколько живут детские игрушки? И где они живут? И детские книжки. Моим повезло. Для них нашлось место. Сначала в двух чемоданах, таких, с железными уголками, а потом в большом коробе из гнутой фанеры очень красивой формы, с кожаными ремешками, оставшемся из далекой прошлой жизни моих прабабушек. И вот уже я бережно держу в руках куклу, которой исполнилось 62 года, а вот плюшевый мишка, которого звали просто Миша, он старше, и Маргарита. С ними не играли мои дети, да и мальчишкам-внукам это не интересно. Современные дети - это вообще космос. Инопланетяне, погруженные в комп. Вот Винни-Пух, сколько ему? Тоже не маленький - 43 (мне муж купил его в Феодосии, производства тамошней фабрики, когда привез меня на "смотрины" к своим родителям). Вот он то, Винни-Пух, детям запомнился потому, что жил на кровати то в нашей, то в их комнате. А  куклы мои извлекались на свет только по великим праздникам. Так. Для украшения. Зато сейчас, открыв стенной шкаф со своими запасами для творчества, я сразу вижу Марго и Герду.

          А какие книжки! Сказки А.С.Пушкина, какая там красавица Наина, с толстенными косами, ( "Я не люблю тебя, герой!") на мелованной бумаге, Г.Х.Андерсен с иллюстрациями Густава Доре, "Калевала", "Путешествия Гулливера", Джанни Родари, Грузинские сказки, "Конек -Горбунок", всех не перечислить, и все обёрнуты в бумагу-крафт и подписаны мамой. И формат большой, так что иллюстрации разглядывать одно наслаждение. Год издания-1951, 52, 53-й, то есть эти книги, я узнала очень рано. Мои дети всё это тоже читали в достаточно раннем возрасте. Жаль, что внуков не привлечь к этому  священному действу - чтению!

          Вот моя Герда. Я помню, как мы с мамой поехали в центр, в Гостиный Двор. Там, по Садовой улице под сводами галереи,  плотным строем стояли дощатые ларьки, и вот в таком ларьке, покрашенном в синий цвет, я увидела большого голого  пупса! Кукла была самая большая из всех мною виденных!  И я сразу назвала её Гердой. Странно, но видимо, только размером  и привлёк моё внимание этот голый пупс из целлулоида с совершенно серьёзным лицом. Почему эти куклы были такие неулыбчивые? А у отважной девочки Герды такое горячее сердце, доброе и любящее. Но, тем не менее, назвалась эта кукла Гердой. Мама сшила ей несколько платьев из крепдешина. Папа просверлил  в темечке куклы малюсенькую дырочку, тоненьким гвоздиком  проткнул  бант из атласной ленты, согнул этот гвоздик буквой Г и вставил в макушку. Кукла была моей любимой.  Менялись бантики, платья. Сколько уколов пришлось пережить бедняжке! Следы от йода еще видны на целлулоидной попе. Бантика давно нет, да и платье сохранилось только одно. Но Герда жива.

           У меня был уголок. Свой собственный. Мебель сейчас так не ставят. А во времена моего детства высокий буфет мог стоять наискосок, как гипотенуза, к стенам. И вот за таким буфетом и был мой уголок, я там свободно помещалась с соседской девочкой, там была маленькая табуреточка, кукольная кровать с полосатым матрасом , с простынками, и фиолетовым одеялом, и, конечно, Герда. А ещё мы играли под столом и под кроватью. Кровать бабушкина была очень высокая, она забиралась на неё со скамеечки. Под кроватью стояли друг на друге два чемодана, а на кровати, закрывая пространство почти до пола, висели чудесные белые подзоры из тонкого батиста и вязаного кружева. Удивительно, но пыли под кроватью никогда не было. Паркет натирался желтой восковой мастикой, а потом наводился блеск специальной щёткой с ремешком на ноге, как на лыжах. У художника Кончаловского есть прекрасный портрет полотера. Да, а мы забирались под кровать, нас никто не трогал, мы никому не мешали и играли в «больницу», в «дочки-матери».

         Папин младший брат служил в Германии. Какие красивые открытки присылал он своей любимой племяннице! С домиками пряничными, с гномами, феями, толстенькими немецкими детками, с ангелами и рождественскими свечками. С блёстками. Ну не было у нас таких! (Вот ведь я все храню, как Плюшкин.)

Да, так вот как появилась у меня Маргарита. В это время мечта почти каждой девочки была кукла с закрывающимися глазами, это как во время детства моих детей - кукла, которая умеет ходить.


         Дядя отслужил «срочную» и возвращался в Ленинград. И вёз он в подарок любимой племяннице Любочке куклу. Говорящую куклу, с закрывающимися глазами, с ресницами и длинными косами в национальном наряде, в красных сапожках. В это время в ГДР случился бунт, восстание*. Чемоданы  дембельские спешно кидали назад на платформу и дальше не особенно церемонились. Был задан вопрос об участии добровольцев и попросили всех желающих сделать  шаг вперёд. Шагнули все. Чемоданы снова покидали. Видимо кидали их не один раз, так как обстановка была нестабильна. Потом правда, справились с "заварушкой" без их помощи, и багаж, то есть чемодан с личными вещами, благополучно приехал домой.


Вернее не совсем благополучно. Лицо куклы было покрыто  мелкой сетью трещин, теперь бы сказали кракелюры времени, и механизм глазной не срабатывал, мне приходилось закрывать ей глаза, дергая за ресницы. От этих манипуляций, ресницы,  конечно же, отрывались, но глаза удавалось закрыть (открывались то они сами). Зато кукла исправно говорила "МА-МА". Полуоткрытый ротик, в котором видны зубки, загадочная полуулыбка, а какие косы!  Заплетать -расплетать было большим  удовольствием. Теперь все внимание мое сосредоточилось на Маргарите. Моя подружка. Сейчас опустить глазки не удается. Ресниц не осталось, но серые глаза прекрасны и смешно  шныряют из стороны в сторону, как у ходиков-котов. Они такие прозрачно-живые, что даже сейчас мне всё время хочется смотреть в них и любоваться. Они притягивают своей настоящностью. А вот почему Марго? Этого не помнит и мама. Я сейчас всё стараюсь сверять мои осколки памяти с мамиными, чтобы не сочинить лишнего.

       А вот эта ГДР-овская игрушка вполне себе молодая. Этому клоуну  Филимону -33 года. Тогда он был выше сына, которому дарился. Попыталась вспомнить стихи, нет, не вспомнить, забыла, довольно длинный текст был. А так как писалось только для вручения подарка, то не зафиксировала нигде. Потерялся фрак и смешная огромная кепка, как у Олега Попова. Но я, как память, храню и эту игрушку.

      Сейчас, вытащив из шкафа для фотосессии Марго, обнаружила на затылочной части у неё клеймо с инициалами «М и А» , и номер, и в третьем ряду цифры. В детстве меня очень эти циферки интересовали, но никто мне не мог пояснить, для чего они, а потом я про них забыла. И только сейчас, проверяя, где что отклеилось, порвалось, увидела их. И поняла значения каждой строчки, кукла-то оказалась раритетная, знаменитой немецкой фирмы Марсель Арманд, только редко встречающаяся.
 

     Современным детям, когда вокруг такое количество радиоуправляемых игрушек, поющих, говорящих кукол и животных всех мастей и всевозможных  фирм, не представить и не понять, что такое полки неулыбчивых кукол из папье-маше и пластмассы,  железные и деревянные конструкторы, обыкновенные картонные плоские голышки, для которых можно и нужно было самим рисовать и вырезать из бумаги наряды. Зато как эти игрушки развивали фантазию!

      Медведя своего я не сфотографировала. Поверьте на слово, медведь существует не в мифе, он не выброшен, просто спит где-то на антресолях, а при нашей высоте потолков, мне сейчас не добраться до него. Ну, он обычный послевоенный тёмно-коричневый плюшевый медведь, набитый опилками, размером с моих кукол.

      Наши маленькие подружки, хранительницы больших и не очень, но таких важных секретов, мечтаний. Игрушки, с которыми мы засыпали, наши друзья, поверители наших тайн. Тяжёлый медведь с опилками внутри, лёгкая кукла из целлулоида, и последняя моя любовь Маргоша, которую, если положить-повернуть как новорожденного, с ладошки на ладошку, можно услышать тихо шуршащее "МА-МА".

     Я бережно храню этих свидетелей моего детства,  ведь оно - мой драгоценный
источник вдохновения и жизни.


* Берлинский кризис июня 1953 года, известен как «Берлинское восстание»



12 сентября 2014 года.

Список тем "ИГРЫ"  и участников.  http://www.proza.ru/2017/11/14/1142


А здесь продолжение про Марго http://www.proza.ru/2017/11/21/1864