Писал с ошибками...

При работе с подлинниками  Максима Горького  я был несколько смущён, когда впервые  читал письмо знаменитого писателя с ошибками и тем, что 30-летний Горький писал полуграмотно, а его собственноручно написанная  «Биография» (1893 год) позволяла считать, что он вообще  не принимает во внимание запятые как знаки препинания в русской грамматике. Павел Басинский. // Грамматик может быть весьма плохим автором; хороший автор – плохим грамматиком. Пьер Буаст. // Грамотно писать Поплавский ни на одном языке так и не выучился, и рукописи его пестрели просто чудовищными ошибками. Но отсутствие грамотности, как известно, не помеха таланту. Гумилёв был почти так же безграмотен, как и Поплавский. Ирина Одоевцева. // Правописание не создаёт гениев. Фредерик Стендаль. // Ханс Андерсен страдал дислексией и до конца своих дней писал с ошибками. Из периодики. // Современники сетовали, что Байрон в каждой строчке делал по три ошибки. Юрий Никитин. // После выхода «По направлению к Свану» критики, во всяком случае большинство из них, сокрушались, что автор не знает грамматики, и упрекали Марселя Пруста в неумении писать. То же самое говорили о Бальзаке и о многих других писателях. Жорж Сименон. // Подумать только: грамоту выдумали неграмотные! Лешек Кумор.


Рецензии
Неграмотный писатель - то же, что безголосый певец.

Аглая Львова   20.06.2017 01:15     Заявить о нарушении
Кратко и верно, согласен.

Анатолий Шуклецов   20.06.2017 01:28   Заявить о нарушении
Неграмотный писатель - то же, что и талантливый и способный певец, поющий живым голосом.
И я не понимаю, почему писательский талант, связывают с грамотностью? Умение правильно писать то или другое слово – только говорит о том, человек знает теорию русского языка. Например, Донцова – она пишет без ошибок, но можно ли по этому основанию, заявить, что она талантливый писатель? Нет, Донцова – лишь раскрученный бренд. Или взять хотя бы Толстого – его тексты грязны, и стилистически и структурно и слишком тяжеловесны. Достаточно вспомнить, корявые предложения, тавтологии, повторы, смысловые избыточности, и тем ни менее это не указывает на безграмотность Толстого. Это свидетельствует лишь о том, что он высказывает, настолько сложные, и неоднозначные мысли, что их невозможно описать двумя-тремя предложениями.
Хорошо, я понимаю, что текст с немалым количеством ошибок трудно читать, но даже если вы и устраните все ошибки, так сказать «Вычистите его» более талантливым он не станет. Такой текст, все равно будет свидетельствовать о творческой импотенции автора.

Алексей Брайдербик 6   21.06.2017 15:46   Заявить о нарушении
Язык - главный инструментарий писателя. Профессия писателя, как и всякая другая, обязывает свободно владеть им, и уж во всяком случае знать, как правильно пишутся слова, составляются предложения и ставятся знаки препинания. Это азы, первый класс, начальная школа писательства. Мастера знают в своей профессии всё, безграмотны графоманы и дилетанты!

Анатолий Шуклецов   22.06.2017 00:00   Заявить о нарушении
Если Бог даёт человеку прекрасный оперный голос, он обязательно даёт ему и слух. Можно иметь слух и не иметь голоса, но невозможно, имея голос, не иметь слуха. Точно так же и литературный талант. Если человеку дан литературный - особенно поэтический - талант, ему дана и врождённая грамотность. Попробуйте-ка, будучи не особенно грамотным, расставить знаки препинания в стихотворном тексте! Цветаева обладала стопроцентной грамотностью, Пастернак тоже, Юнна Мориц работала корректором. Тургенев и Бунин были грамотны. Да и Толстого безграмотным никак не назовешь, хотя он и не такой прекрасный стилист, как Тургенев. А насчет Донцовой не знаю - не читала. Согласна, что можно быть грамотным и не иметь литературного таланта, но в обратное верится с трудом. Можно быть безголосым певцом - и при этом иметь успех у невзыскательной публики, но вообще безголосый певец - это оксюморон, как и безграмотный писатель.

Аглая Львова   22.06.2017 00:00   Заявить о нарушении
Вот именно, что Бог дает прекрасный голос и слух певцу, сам певец только отшлифовывает то, что с чем он родился. Это как с алмазами, их ограняют, а не сразу, добыв, выставляют в магазинах на продажу. «Можно иметь слух и не иметь голоса» а что именно вы тут имеете в виду? Например, музыкальный критик Сергей Соседов не обладает певческим голосом, зато он талантливый критик, который прекрасно разбирается в музыке. Он понимает её, чувствует – и этого уже достаточно.
Человеку не дана с рождения грамотность. Если бы это было так, то все бы без исключения умели писать правильно с пеленок, в школах не было бы таких предметов, обучающих детей грамотно писать. Все приходит с опытом, с начитанностью».
«Попробуйте-ка, будучи не особенно грамотным, расставить знаки препинания в стихотворном тексте!» Простите, а на что редакторы и корректоры? Мне важно наполнение стиха, а не то, как он написан по правилам стихосложения. Они важны - я не спорю, но как правила стихосложения влияют на художественность самого стиха? Как они придают стиху глубину или интеллектуальность? Это все равно, что говорить, будто макет книги «Мёртвые души» красиво и умело сделан и оформлен, но при этом не знать про, что сам роман.
«Цветаева обладала стопроцентной грамотностью, Пастернак тоже, Юнна Мориц работала корректором. Тургенев и Бунин были грамотны». Так мы любим Цветаеву и прочих, не за их грамотность, а за стихи, которые трогают душу и заставляют взглянуть мир под другим углом. Если бы я хотел читать грамотных людей, я бы читал учебник по теории русского языка. Уж там – то всё, так как надо…
Толстой и Тургенев - оба хорошие стилисты. Только Толстой стилист другого характера, его тексты избыточны, плотны, многомерны и особенно изобразительны. А Тургеневские тексты – наоборот, коротки, стремительны и без долгой и лишней патетики. А про певцов. Так у нас вся эстрада безголосая. И да, можно не иметь ни голоса, ни слуха, но при этом быть популярным певцом. И это как, не странно, не оксюморон, а действительность - постыдная и горькая. То, что мы воспринимаем, как прекрасное пение – на самом деле фанера. Выправка голоса на компьютере и прочих адских машинах. Я слышал ,как наши звезды поют в живую – это мрак и просто «тушите свет», что называется. И они собирают стадионы при том, что на самом деле молчат и только рот открывают, когда надо. И с писателями такая же история. Особенно, это хорошо можно видеть на примере одной книги, которая активно рекламируется по телевизору. Написано она грамотно, но по смыслу и посылу полный провал и глупость.

Алексей Брайдербик 6   22.06.2017 15:37   Заявить о нарушении
Ответ Анатолию Шуклецову
Язык – это лишь малая толика, в арсенале настоящего автора. Настоящий автор плюет на такие условности как язык. Все ошибки исправит корректор и редактор – это их работа и главная задача. Автор обязан писать заразительно и талантливо. Грамотность не показатель таланта автора, - это только техническая сторона, вот потому-то у нас много грамотных, но нет талантливых авторов, ибо все смотрят на то, как правильно точки и запятые расставлены, а не на то, какой смысл скрываться за словами. Грамотность дело наживное, а талант – он либо есть, либо его нет. Только литературные импотенты будут во главу угла ставить грамотность, поскольку ничего другого у них нет. И меня больше заботит не правильное написание слов, а то, как создать глубокий текст с точки зрения мысли. Мы любим классиков не по причине, того, что они грамотно писали, а за то, каким грандиозным философским взглядом и мировоззрением они обладали.
«Профессия писателя, как и всякая другая, обязывает свободно владеть им, и уж во всяком случае знать, как правильно пишутся слова, составляются предложения и ставятся знаки препинания.» Вот тут вы меня насмешили. Профессия писателя это не то же самое, что профессия строителя или врача. Профессия писателя опирается не на то, как буквы стоят правильно в слове, а на то способен ли человек рефлексировать. Профессия писателя обязывает запечатлевать действительность во всем её многообразии. Ваши слова насколько бы правильно они не были написаны всего – то оболочка, мертвечина, которая просто существует, не выполняя при этом никакой полезной художественной функции.
«Это азы, первый класс, начальная школа писательства» А ваша так называемая школа писателя, может придать талантливому автору еще больше таланта? А ваша школа может взрастить литературного гения? А ваша школа писателя может помочь определится с собственным авторским стилем? А Ваша писательская школа может помочь мне стать мега популярным автором?
«Мастера знают в своей профессии всё, безграмотны графоманы и дилетанты!» Скажите, а Кафка разве не дилетант? А русские классики разве не дилетанты? Графоман это не тот, кто пишет как одержимый и считает верхом таланта свои творения. Графоман это тот, кто в свою писанину не вкладывает не единого смысла. И скажите, а разве Хармс не графоман? А Чехов не графоман? Ведь Чехов тот же написал тридцать произведений – это не показатель его одержимости писательством? У нас вся классика сплошь состоит из графоманов, это сейчас они гении, а в свое время - та же Цветаева и тот же Маяковский считались писателями попсовыми.

Алексей Брайдербик 6   22.06.2017 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.