Такие беззащитные и такие прожорливые

Татьяна Самань
Несколько лет в подряд у нас в Карелии лето было дождливым – непогода привела к тому, что всюду, в нашем районе,  развелось много улиток. Беззащитные на вид, брюхоногие моллюски приносят большой вред культурным растениям на дачах и приусадебных участках – это настоящий бич для садоводов и огородников.

Собирая утром и вечером улиток вдоль забора, я вспоминаю, как в молодости, приезжая в отпуск на родину мужа в Винницкую область, я видела, что точно так же, вручную, боролась с колорадским жуком, моя свекровь.
Теперь и нам приходиться заниматься бестолковым делом, сбором моллюсков. За два дня я наполняю улитками двухлитровую кастрюлю….на это уходит не менее часа драгоценного времени. Потом «лакомство» отдаю родственникам, у них куры поедают  угощение с огромным удовольствием – белковая подкормка поднимает яйценоскость.

Некоторые односельчане не тратят на бесполезное занятие время…
- Толку мало……ведь они ползут отовсюду снова!
Но я думаю, если улиток не уничтожать, они тогда размножатся везде – на грядках, на ягодных кустах….будут хрустеть под ногами на мостках….просто съедят весь урожай! Я уже видела, как они висят на ветках и листьях черной смородины у соседки – зрелище я вам скажу…..пренеприятное…

Когда приезжают внуки, я прошу их помочь мне в сборе ракушек с моллюсками,…но дети с удовольствием с ними играют - делают домики для улиток, кормят их травой…наблюдают за их жизнью и передвижениями….
 На самом деле улитки не такие уж и противные на вид….двигаются довольно быстро, собираются разновозрастными кучками, вытягивая свои головы с рожками. Беззащитные по сути, они не пытаются вас укусить….и убежать не могут….только прячут голову в сой домик.
 С другой стороны, с этими моллюсками, благодаря их раковине, очень трудно бороться – они не боятся никаких химикатов и народных средств, в виде горчицы, табака, перца, соли и даже кипятка – улитки очень живучи и плодовиты.
Как появляются в мае, июне, так и ползают и едят все в подряд до самых морозов (в общем, весь дачный сезон) и портят тем самым урожай, и нервы хозяйкам, да отнимают уйму драгоценного летнего времени.

Я бы могла собрать, за несколько раз всех улиток,и тем самым избавиться от них совсем, ЕСЛИ  БЫ, они не лезли с соседних участков и со стороны леса!  Как посмотрю за изгородь – страшно становится….они сотнями висят на кустах и травяной растительности….а скошенную траву улитки едят еще лучше…

С содроганием вспоминаю прошлогодний «фильм ужасов» поздней осенью. Уже было темно, когда я решила вынести кухонное ведро с отходами на компостную кучу…..посветила фонариком и чуть не упала в обморок от страшной картины – со всех сторон к яме, с остатками пищи и сорняков, ползли полчища улиток и слизней. Они хрустели кучами под ногами!
Я стала собирать их горстями в пустое ведро…..на дворе было очень темно и холодно – пришлось вернуться домой за большим фонарем и теплой одеждой. Целый час, я в буквальном смысле, гребла ненавистных «тварей» и чуть не плакала от бессилия. Видно это был их день миграции на зимовку….тогда я собрала живых ракушек  почти полное ведро, выходила на «охоту» еще два вечера….до самых морозов.

Парадокс в том - что осень была теплая, и после минусовой температуры, в каждую оттепель улитки «оживали» от спячки и снова начинали «жрать»…..компостную кучу они выбрали не случайно. Ведь там очень тепло и влажно, можно легко пережить длинную зиму, в чем я и убедилась нынешней весной!
Когда стала доставать в мае компост для грядки, то наткнулась на гнездо с улитками - лопатой нарыла опять целую кастрюлю!
 Представляете, сколько бы там моллюсков жировало в спячке, если бы я СЛУЧАЙНО!!! Не наткнулась на их осеннюю миграцию!

У одной соседки по улице улитки залезли в парник и каждую ночь портят рассаду….другая моя знакомая вообще отказалась что-то садить.
- Все равно эти твари все съедят! – говорит она прямо.
Вот какое бедствие напало, на наши огороды,…..каждый борется с этой бедой как может.
Кто-то отсыпает двор и дорожки у грядок щебнем (дороговато получается) а стопроцентной гарантии нет….трава лезет со временем и там.
Другие применяют малоэффективные народные средства и химию,….но большинство, все же собирают улиток вручную.

Правда сейчас их стало чуть-чуть меньше…..я посыпаю вдоль забора и сетки – кукурузную крупу (в местах большего скопления),….. прочитала про такой способ в интернете. Якобы моллюски крупу едят и дохнут….они и правда приходят на «обед» семьями, от мала до велика….где я их и собираю всех вместе. Мертвых улиток и слизней не видала, НО! Обходя свой участок последние дни, по утрам и вечерам – с радостью замечаю, что надоедливых слизняков с домиками, стало гораздо меньше.

Может все-таки кукурузная крупа ПОМОГАЕТ!!! Я на всякий случай заказала дочке купить еще пару пакетов полезной приманки и посоветовала соседям опробовать новое предложенное средство на их огородных «плантациях».

Внучка Аленка, любуясь «своими» ракушками в красивой коробочке, говорит мне жалобно:
- Бабушка! Посмотри здесь целая семья…..они такие милые и беззащитные, а мы их убиваем…
- По честному, мне улиток тоже жалко…..но как же быть!? Если будем плодить – они съедят нас!!!
Аленка уже большая, и я не могу ее обманывать….говорю прямо неприятную для нее и меня правду….
Может, кто из читателей знает верный способ борьбы с брюхоногими моллюсками на большой территории – тогда подскажите….буду очень признательна