Алексей Баталов - чеховский герой

Елена Грислис
               

               
                светлой памяти артиста-интеллигента
                Алексея Баталова.


                15 июня 2017 года ушел из жизни Алексей Баталов. Всенародную известность Баталову принесли его работы в кино. За свою жизнь актер снялся более чем в 40 фильмах. Послужной список его поистине неисчерпаем. Он кинорежиссёр, сценарист, педагог, писатель, общественный деятель. Но прежде всего  артист, объявший своим творчеством не одно поколение людей. Причем, роли  канонически красивых и романтичных героев, которыми славились В.Тихонов или В.Лановой это изначально не его роли. Он вообще был  далек  от подобной невероятной «звездности». Он был  первым, хотя стоял особняком от всех остальных. И потеря таких людей особенно остро ощутима, ибо  умер человек, олицетворяющий породу людей, кого принято считать интеллигенцией. Потому что,( и тут ненароком вспомнишь Чехова), глядя на него, видишь все лучшее в человеке –  обаяние,  ум, юмор и силу.


                1. По вехам биографии


               Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в театральной семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе.  Мать Алексея Баталова, Нина Ольшевская, родилась во Владимире в 1908 году в семье сына главного лесничего Владимирской губернии, женатого на польской аристократке, графине Понятовской. По семейному преданию, был Антон Ольшевский незнатным дворянином, и тайно обвенчавшиеся влюбленные бежали из Польши во Владимир от гнева высокородной родни. Владимирский дед Баталова точно был непокорным шляхтичем, он собирался стать врачом, но с медицинского факультета вылетел за то, что во время пения «Боже, Царя храни» не встал по стойке смирно. И поневоле сделался ветеринаром. Бабушка Баталова, Антонина Ольшевская, была известным во Владимире зубным врачом, а родилась она в дворянской семье Нарбековых, имевшей татарские корни. Прямо из их дома (в нем и родился Алексей Баталов) детей пешком водили на службу в Успенский собор.

               Алексей Баталов рассказал о своих предках следующее. "Родители моей мамы, актрисы Нины Ольшевской, — замечательные врачи, почетные граждане города Владимира. К сожалению, в 1937 году они были арестованы. Дед попал во Владимирский централ и умер там, а бабушка отсидела десять лет. Тогда, конечно, я не понимал, что происходит в стране. Я был обычным счастливым ребенком. Моего дядю, Николая Баталова, еще в 1916 году Станиславский пригласил в Московский Художественный театр. Именно благодаря дяде туда попали и другие родственники, в том числе и мой отец, Владимир Баталов".

             
              Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром. Баталов буквально вырос в театре, во МХАТе. Жил с мамой, мхатовской актрисой Ниной Ольшевской, во дворе театра - в бывшей дворницкой. Лет до пяти двор с мхатовскими кошками был его единственным миром. Там бродили, курили, разговаривали персонажи в гриме и костюмах, там носили туда-сюда декорации. Там играли мама, отец под фамилией Аталов (чтобы не соперничать с братом, знаменитым белозубым красавцем Николаем Баталовым), дядя Виктор Станицын. А всего у него 9 родственников были мхатовцами! Когда родители расстались, Алёша с матерью переехали на Большую Ордынку, в Замоскворечье. Не отсюда ли его особый выговор, чуть с оттяжечкой, акающий?

             Сам он впервые вышел на сцену подростком в годы Второй мировой войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.  В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова, с которым у него сложились по-настоящему родственные отношения, особенно когда на свет появились братья — Михаил и Борис. Писательский дом, отчим Виктор Ардов, дача на Клязьме в писательском посёлке… Счастливое детство, где гостями дома были великие мхатовцы В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.

            Особенно духовно близка юному Баталову была поэтесса Анна Анреевна Ахматова. В одном из последних интервью он сказал о ней следующие слова:
  - Я ей благодарен, ведь мне пришлось на своем пути повстречать людей, которые научили меня настоящему мужеству. В первую очередь, конечно, это Ахматова. Анна Андреевна начала появляться в нашем доме в тридцатые годы. … А наверху, в нашем же подъезде, жил Мандельштам. Когда пришли его арестовывать, Анна Андреевна как раз была у него в гостях. И пока в квартире шел обыск, ее не отпускали. Она вернулась на рассвете, когда его увезли… В 1946 году Ахматову и Михаила Зощенко исключили из Союза писателей, лишив таким образом средств к существованию. И Анна Андреевна нашла приют в нашем доме уже навсегда. Она поселилась в комнатке, куда помещался только небольшой столик и топчан. Там она целыми днями работала над переводами... . Именно у нас Анна Андреевна впервые увиделась с Мариной Ивановной Цветаевой…  А вообще, ближе всех из нашей семьи к Анне Андреевне была моя мама. Свой короткий летний отдых Ахматова проводила только с ней. И в день смерти мама тоже была с ней рядом… Конечно, после смерти Анны Андреевны журналисты жаждали взять у мамы интервью, но она не сказала об Ахматовой ни одного слова!

               Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.

               Второй избранницей Баталова стала девятнадцатилетняя артистка цирка - наездница Гитана Леонтенко. Она работала в цирке с 4 лет и виртуозно исполняла смертельно опасные номера. Актер увидел ее во время циркового представления и без памяти влюбился. Это произошло во время съёмок фильма "Дело Румянцева",  поставленном на киностудии «Ленфильм» в 1955 году режиссёром Иосифом Хейфицем. Почти десять лет они встречались эпизодически, без взаимных обязательств, пока в 1963 году не сочетались узами брака. Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»).

              Творческий путь Алексея Баталова был триумфальным. В 1950 году Баталов закончил школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко. Играл в Центральном театре Советской армии и на сцене МХАТ. Мама Алексея Владимировича Нина Ольшевская много лет служила режиссером в Театре Советской Армии, где Баталов играл в нескольких спектаклях. В кино Алексей Баталов дебютировал в 1944 году в эпизоде фильма "Зоя". Баталову удавались любые характеры и роли - и лирические, и трагические.
              Фильм 1957 года "Летят журавли", в котором Баталов сыграл вместе с Татьяной Самойловой, стал единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.
              В драме 1962 года режиссёра Михаила Ромма "Девять дней одного года" Баталов сыграл физика-ядерщика, продолжающего работать, несмотря на полученную дозу радиации. Этот фильм стал лучшим фильмом года по опросу журнала "Советский экран", а Баталов был признан читателями журнала лучшим актером года.
              В фильме Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жен "Звезда пленительного счастья", снятом в 1975 году, Баталов сыграл роль князя Сергея Трубецкого, сосланного в Сибирь после восстания декабристов.
              В 1980 году на экраны вышла мелодрама Владимира Меньшова "Москва слезам не верит", где Баталов сыграл одну из главных ролей - слесаря Георгия Ивановича ("он же Гога, он же Гоша"). В 1981 году этот фильм получил премию американской киноакадемии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и Государственную премию СССР.

           Картины с его участием  показывали простых и ответственных советских парней, эпохальные образы которых были запечатлены им в фильмах режиссера Иосифа Хейфица "Большая семья", "Дорогой мой человек", "День счастья", или людей "новой формации", таких как ученый-атомщик Дмитрий Гусев, жизнь которого была заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом.
           Но мне хотелось бы остановиться не на них, а коснуться более сложной темы: встреча двух "несвободных" людей - мужчины и женщины - и рождение любви между ними, переворачивающей весь их прежний уклад жизни. В этом смысле его главная роль Гурова в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённого рассказа Антона Чехова, стоит совершенно отдельно. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с данным образом.


                2) Настоящий чеховский герой.


                «Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей...». Эти слова принадлежат выдающемуся мэтру советского кино Иосифу Ефимовичу Хейфицу ( 1905 — 1995). Начало же истории одной из лучших экранизаций Чехова весьма прозаично. Приближалось 100-летие со дня рождения писателя, и руководство киностудии "Ленфильм" не стало нарушать традицию постановок "к датам". На заданный в упор вопрос "Хотите поставить к столетию со дня рождения Чехова "Даму с собачкой"?" - режиссер ответил так же прямо — "Хочу!" Это предложение "от лица руководства" киностудии "Ленфильм" ему было сделано летом 1958 года литературоведом Георгием Бердниковым, в то время возглавлявшим сценарный отдел.  Перечитав же чеховский рассказ, он, по собственному признанию, осознал недостаточность своего солидного к тому времени киноопыта, знаний о Чехове и даже "жизненного багажа". И конечно же режиссер знать не знал, ведать не ведал, что впоследствии критики назовут его будущий фильм выдающимся, событием русской культуры.

                Произведение А.П.Чехова "Дама с собачкой" с момента его публикации вызывало совершенно неоднозначные отклики критики. И какой! Вот буквально несколько откликов его современников и собратьев по перу. Рассказ резко осудил Л. Н. Толстой, записав в своем дневнике: «Читал Даму с собачкой Чехова>. Это все Ничше. Люди, не выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, т. е. почти животные». Как бы вторит, уже "в картинках", прижизненному классику редактор «Осколков» Н. А. Лейкин, когда пишет: «Небольшой этот рассказ, по-моему, совсем слаб. Рассказывается, как один пожилой уже приезжий москвич-ловелас захороводил молоденькую, недавно вышедшую замуж женщину, и которая отдалась ему совершенно без борьбы. Легкость ялтинских нравов он хотел показать, что ли!»   
                И совершенно противоположенная оценка рассказа принадлежит М. Горькому, писавшему Чехову в январе 1900 г.: «Читал «Даму» Вашу. Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм (…). Дальше Вас — никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких вещах, как Вы это умеете». И далее: «После самого незначительного Вашего рассказа — все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом. И — главное — все кажется не простым, то есть не правдивым. Это — верно… Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни — черт бы ее побрал!» Положительные оценки дали известный публицист и литературный критик В.А. Гольцев, читавший «Даму с собачкой» в Литературно-художественном кружке в Москве, знаменитый художник И.И.Левитан, учёный с мировым именем, доктор Г. И. Россолимо и многие другие.
               

                Большинство чеховских рассказов не укладываются в прокрустово ложе жанра. Но сценарий, написанный по повести Антона Чехова, был сделан, по воспоминаниям режиссера Иосифа Хейфица, как-то уж очень легко и быстро. Возможно, это было связано с особой  кинематографичностью чеховских текстов, а может быть, с особенным отношением к Чехову самого режиссера, который считал «неоспоримым достоинством писателя умение видеть необычное в самых простых вещах». Кинофильм снимали в Крыму. По знаменитой набережной Ялты, на которой произошла встреча главных героев, любил прогуливаться сам Антон Павлович. В своем рассказе он в мельчайших деталях обрисовал окружающую местность.Рассказ писался Чеховым в период начала романа с Ольгой Леонардовной Книппер, когда в июле 1899 года она посетила Чехова в Ялте. Они были вместе с 20 июля по 2 августа 1899 года. И его курортный роман оказался не интрижкой, а истинной и единственной на всю оставшуюся жизнь любовью! Свою возлюбленную "даму" Чехов явно писал  со своей будущей жены  в период начавшегося увлечения ею во время ялтинских "горячих" дней. Правда, его героиня была не из Москвы, а из Саратова.
Серая Ялта и "Дама с собачкой" -
Грустная весточка Крымской весны,
Что родилась не под солнцем дарящим,
А под под саратовским, веруя в сны.
(Здесь и далее публикуются фрагменты стихотворения Е.Грислис "Серая Ялта и Дама с собачкой...")


                На главную роль Гурова Хейфиц утвердил Алексея Баталова.  Хейфиц конечно же учитывал сложившийся в зрительском сознании артистический образ Алексея Баталова, шлейф ролей  сыгранных актером, многие годы остававшимся негромким кумиром целого поколения.   Этот выбор удивил многих. Баталов был, как казалось тогда многим, слишком простоват для экранизаций Чехова. Считалось, его творческий потолок — привычное амплуа советского труженика, простого и слегка грубоватого работящего парня. Сам же  Алексей Баталов мечтал сыграть эту роль. Он  искренне любил  творчество Чехова и сразу  же начал экспериментировать над своим персонажем. Чтобы  «утяжелить» себя и стать солиднее Баталов даже туфли купил  на размер больше,   к тому же отпустил бороду и начал сутулиться, дабы  приблизиться к возрасту героя, а на его руке заблестел старинный перстень.   Но усилия и актерские предложения Баталова  встречали сопротивление со стороны режиссера. Бороду он назвал пошлой, попытку казаться старше — ребячеством, а походка его раздражала в принципе. И он постоянно делал замечания молодому актеру, чтобы тот не косолапил. Позже эту своеобразную «фирменную» походку Алексея Баталова полюбят миллионы отечественных кинозрителей.

         Но в главном они были едины. Режиссер видел смысл "Дамы с собачкой" в развитии внутреннего сюжета рассказа, когда перерождение Гурова происходит постепенно, это переход из одного психологического состояния в другое: от обычного, "как все" живущего человека, к личности, преображенной счастьем.  Дмитрий Дмитриевич Гуров не глуп, не зол, не красив и не уродлив, он - обыкновенен. Не отказывается от приключения, если оно само идет в руки, и, судя по пристальным взглядам, которые бросает на него яркая брюнетка из шумной компании отдыхающих, роман с Анной Сергеевной - не первая его интрижка. С приходом глубокого чувства происходит метаморфоза, которая проявляется в "зарождении второй жизни, тайной, но главной; в ее постепенном перевесе над жизнью явной, но теперь уже второстепенной, автоматической". Анну Сергеевну сыграла никому в ту пору неизвестная Ия Саввина. История ее жизни почти сказочная. Ия Саввина, миловидная девушка из-под Воронежа, училась в это время на втором курсе  факультета журналистики МГУ, не ведая, что суждено ей стать одной из лучших и знаменитейших русских актрис.  А рекомендовал ее на эту роль никто иной, как Баталов, встретившийся с ней в студенческом  театре МГУ. Будущий Гуров сам нашел героиню своего романа! Вернее сказать, два персонажа встретились и нашли друг друга.

       Первая половина как рассказа, так и фильма имеет сюжетную законченность. В ней описывается в общем-то обычный «курортный роман». Гуров, простившись с Анной Сергеевной, подумал, что «вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось». Между тем все случившееся в Ялте было лишь экспозицией; «похождение» обернулось большой, настоящей любовью, которая «изменила их обоих». И виновницей тому тайная прелесть его душечки... Они продолжают встречаться, Гуров повторяет Анне Сергеевне, как она обворожительна, соблазнительна, не отходит от неё ни на шаг.
Анна Сергеевна... Гуров приблудный...
Что может дать адюльтера союз?..
Ветер Любви вдруг подхватит попутно
Странников, ждущих немыслимых уз.
Душеприказчицей, странною дружбой
Входишь в сердца, как знакомый типаж -
Против тоски и глухой, и безвкусной,
Скрытой расчетом и сжатой в коллаж.

          Любовница же по-прежнему уверена, что потеряла его уважение. Наконец, Анна Сергеевна уезжает в свой город Саратов. Они думают, что расстаются навсегда. В Москве Гуров возобновляет привычный образ жизни, но он не может забыть свой ялтинский роман, а на улицах он взглядом ищет в толпе женщин, похожих на неё. Без любви его жизнь сера и непривлекательна. Символично, что когда Гуров приехал в город Саратов, чтобы встретиться с Анной Сергеевной, то постель в его гостиничном номере была застлана серым одеялом, пол покрыт серым сукном, чернильница оказалась серой от пыли, а напротив дома, где жила Анна Сергеевна, тянулся длинный серый забор. Им просто необходимо ездить друг к другу!
Ялта, Москва и мещанский Саратов -
Временный дом для двоих, но родной:
Крохи отпущенной радости "сняты"
С жизни... что шла стороной.


                В этом рассказе и соответственно, в фильме много от А.П. Чехова и О.Л.Книппер. С той поры в письмах они стали обращаться друг к другу на «ты» — писатель и актриса стали близки во всех смыслах этого слова, хотя не спешили официально объявлять о своих отношениях. Отношения на расстоянии стали единственным возможным вариантом для обоих. Жизнь Ольги Книппер проходила в Москве — она не могла без сцены, оваций, бенефисов и богемных вечеров с шампанским. Чехову, наоборот, нельзя было оставаться в городе — в 1899 году он продал своё имение в Мелихово и окончательно перебрался в Ялту. Их роман, а затем и брак представлял собой вереницу редких встреч и мучительных расставаний.

                Картина Хейфица не сорвалась ни в мелодраму, ни в романтическую драму. "Дама с собачкой" – история не только о  встрече женатого мужчины и женщины замужней,  но прежде всего история счастливой и несчастной любви. Гуров и Анна Сергеевна, полюбившие друг друга «как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья», мучительно думают, «как уберечь себя от необходимости прятаться, обманывать».
Свята душа, прирастая надеждой
В завтрашний призрачный день.
Не оттого ли теперь, как и прежде,
Свет излучает их тень?!


---------------

              Светлая и грустная элегия Хейфица прекрасна и пронизана пристальным вниманием к человеческой личности, осознанием ее как величайшей ценности. Фильм признан одним из выдающихся мировых кинопроизведений. Он и режиссер Иосиф Хейфиц удостоен Почетного диплома на МКФ лучших фильмов в Лондоне, Англия (1960);Специальная премия за гуманизм, на XIII МКФ в Канне, Франция (1960). Фильм признан лучшим иностранным фильмом, показанным в Лондоне в 1962 году, а также на экранах Швеции в 1962 году. Исполнители главных ролей Ия Саввина и Алексей Баталов разделили мировой триумф.  Анна Сергеевна стала первой ролью в кино Ии Саввиной, за которую она была удостоена специальной премии на XIII МКФ в Канне(1960). За роль Дмитрия Дмитриевича Гурова в одноименной экранизации Иосифа Хейфица "Дама с собачкой" Алексей Баталов был удостоин премии «Юсси» в Хельсинки (Финляндия): Почётный диплом иностранному актёру(1962).               


*      *       *

            15 июня 2017 года Народный артист СССР  и настоящий российский  интеллигент скончался.  Кинорежиссер, первый зампред думского комитета по культуре, гениальный режиссер Владимир Бортко с большим сожалением воспринял новость о смерти Баталова. "Уходят люди, составляющие славу нашего кинематографа. Это очень большая потеря для нашего кино. Это человек, который никогда ни одну плохую роль не сыграл".
            Великий актер и поэт Валентин Гафт подчеркнул, что такие люди и такие талантливые артисты, как Баталов, крайне редки: для многих Баталов стал образцом, который "меняет жизни". 
           Выдающийся советский и российский режиссер Никита Михалков назвал Баталова "легендой, абсолютным образом национального кинематографа, олицетворением поразительного сочетания тонкости и мужественности, ума, самоиронии, юмора и удивительной человеческой цельности и принципиальности".        Сам Алексей Баталов в конце жизни сожалел, что не снимался в фильмах Михалкова, которому по горькой иронии судьбой была отведена роль только организатора его похорон. Председатель союза кинематографистов РФ их взял "на себя". Михалков подчеркнул, что Баталов "от начала и до конца служил только русскому искусству".
           Как справедливо заметила яркая представительница кино-театральной династии, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», народная артистка России Светлана Немоляева, с уходом Баталова ушла целая эпоха "высокого стиля жизни, искусства".  В памяти же многих он останется и лицом старой московской мхатовской чеховской интеллигенции, которая у нас сейчас уже не встречается.

                Июнь, 2017


___________________________

Алексей Владимирович Баталов (20 ноября 1928, Владимир — 15 июня 2017, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, мастер художественного слова (чтец)и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).

В эссе приведены фрагменты стихотворения Е.Грислис "Серая Ялта и Дама с собачкой..." http://www.stihi.ru/2017/06/13/6440