Учитель

Юрий Сапожников
       
Знакомство мое с профессором Владимиром Константиновичем Миначенко состоялось зимой 2000 года. Завершая клиническую ординатуру на кафедре факультетской хирургии, поехал в родную Вологду, присмотреться к будущему месту работы, познакомиться с коллективом, взглянуть попристальнее на учреждение.

Честно сказать, на фоне ординатуры в многопрофильной больнице, труд в поликлинике представлялся мне рутинным и малоинтересным.

После существенной дистанции с профессорским составом академии, где, естественным образом, старшие коллеги воспринимаются с высоким субординационным пиитетом, Владимир Константинович как-то сразу убрал дистанцию учитель-ученик. Отношения сложились по принципу коллегиальности, наставничества, товарищеских советов.
В то время на базе Вологодской поликлиники № 3 уже начал работу Центр амбулаторной хирургии. К слову сказать, энергия двух людей – профессора Миначенко и главного врача Соколова позволила устранить многие формальные барьеры и быстро решать организационные вопросы.
Владимир Константинович для всей нашей поликлиники, да и для большинства вологодских хирургов, практически сразу стал ярчайшим явлением. Конечно, это и неудивительно, учитывая его уровень знаний и общей эрудиции. Блестящий оратор, интеллигентный человек, ученый с большой буквы, он действительно умел увлечь людей, заразить идеей.
Помню, когда мы начинали заниматься амбулаторной хирургией, уделяя большое внимание патологии периферических вен, диабетическим поражениям конечностей, субкритической ишемии, вокруг было очень много скепсиса. Да и как тут не понять коллег? Оперировать в поликлинике, пусть и в обособленном оперблоке, пациентов с дефектным кровотоком, подвергая риску инфицирования, интраоперационных или ранних послеоперационных осложнений?!
Критики было выдержано много. Справедливости ради отмечу, что, все-таки, учитывая высочайший авторитет Владимира Константиновича, все замечания и пожелания в наш адрес оставались весьма корректными.
Оценивая сегодня работу профессора Миначенко в Поликлинике № 3 и Вологде в целом, вспоминая и восстанавливая в памяти события, поражаешься, - сколь много удалось сделать ему, приехавшему, по сути, в новый для себя город и погрузившемуся в городское врачебное сообщество.
Ведь поэтапно, шаг за шагом, Владимир Константинович реализовал идею стационарзамещающей технологии, в ту пору в стране еще инновационной. Мотивируя руководство Департамента здравоохранения, Фонда ОМС и городскую власть, профессор добился открытия дневного стационара с манипуляционным блоком, операционного блока с палатами для прооперированных пациентов, внедрил в амбулаторную практику процедуры экстракорпоральной детоксикации. Талантливый ученый, он замечал и поддерживал разработки вологодских производителей медицинской ультразвуковой техники.

Прошло какое-то время, и открылся дневной стационар на базе больницы Водников. Там, взаимодействуя с круглосуточным стационаром, профессор получил возможность расширить спектр операций на принципах хирургии одного дня.
Трудно описать всю широту лечебных интересов Владимира Константиновича – от вертебрологии, плексопатий – до сосудистых поражений различного характера, от эстетической хирургии – до травматологии и герниологии.
Профессор, после проведенных с утра пары операций и десятка манипуляций, мог тут же продолжить консультативный прием, прерываясь на просьбы о помощи дежурных врачей хирургического отделения. Таких случаев было множество. Помню, как помогал мне и коллегам, мягко направляя в операционной, демонстрируя высочайшую хирургическую технику в малом и большом – искать ли инородное тело, бережно выделяя из мышечного массива обломок швейной иглы, или пойти сделать большую обработку размозженных тканей голени с повреждением магистральных артерий в условиях травмкабинета поликлиники.

За годы работы мы опубликовали в соавторстве более 30 статей в медицинской печати. Когда пришло время подвести итоги по амбулаторному лечению ишемических расстройств конечностей, Владимир Константинович сказал – садись, обобщай все с самого начала, вызывай пролеченных пациентов, смотри отдаленные результаты и делай выводы. Так, при поддержке кафедры факультетской хирургии ЯГМА и профессора Александра Алексеевича Чумакова, получилась моя диссертация. Безжалостно критиковал меня Миначенко за глупость и поспешность. Не щадил самолюбия, говорил – раз уж взялся писать науку, делай на совесть, без халтуры. Переписывал многократно, зато на защите глаз опускать не пришлось.

А еще Владимир Константинович умел замечательно объединять людей. Не секрет, медицинские и педагогические коллективы – сложная психологическая среда. Профессору удалось сделать так, что наша небольшая группа единомышленников – три врача и восемь-десять медицинских сестер – работали, как один механизм. Многие не считались с личным временем, невелики тогда были заработки, - а вот трудились все с энтузиазмом. Скажу свои мысли – мне работа доставляла огромное удовольствие, а в случае клинических успехов – удовлетворенности не было предела. 

Говорить сегодня об итогах нашей лечебной работы за прошедшие 5 - 6 лет, когда работали вместе, можно много. В памяти стираются мелкие неудачи, забываются досада и непонимание, остается только хорошее.

Вологда – тихий, провинциальный, северный город. Достаточно еще на наших улицах деревянного и каменного кружева и небольшие скверы зелены и уютны. Вологжане – народ северный, обстоятельный и добрый. Хорошие дела помнятся долго.

Работа моя нынешняя – круговерть лиц и рукопожатий, вопросов и ответов, общения приятного и не слишком. Я ведь сам местный, родился и вырос в Вологде. Встречаю товарищей и просто знакомых, и незнакомых вовсе людей. Сколько уж минуло времени, как нет с нами моего наставника. А ведь нет, да и придет на прием, или во дворе встретится, или на празднике вдруг подойдет кто-нибудь, и скажет:

 – Здравствуйте. Вы не помните меня, наверное. Профессор был, не помню,как звали. И вы с ним работали. Ногу мне вылечили, язву, от диабета. Глядите, нога-то – на месте по сей день. Спасибо ему и поклон низкий…

И вот я сегодня хочу сказать:
- Спасибо Вам! От Ваших пациентов. От коллег…  И от себя лично – благодарю, Учитель!..