Искушение

Диментор Килган
Устроился я после школы работать в хлебный магазин. Должность моя называлась витиевато – приёмщик товаров. В мои обязанности входила приёмка и разгрузка хлеба, а также кондитерских и бакалейных изделий. В течение дня я принимал машины с товаром, отмечал фактуры, а в промежутках занимался выкладкой в торговом зале. График «скользящий» - два дня работаешь, два отдыхаешь. Заработок для вчерашнего школьника вполне приличный. Персонала в магазине было немного – кроме меня в смену выходили кассир и заведующая. Кассирша – пожилая грузная тётка, страдающая одышкой, а потому у меня имелась ещё одна неофициальная обязанность – относить дневную выручку в главный магазин, филиалом которого являлось наше учреждение и сдавать деньги в центральную кассу. В общем, я был не против, во-первых, «головной» магазин находился по дороге домой в двух кварталах от нашего, а во-вторых, меня отпускали с работы почти на час раньше положенного времени. Как-то из-за этой дополнительной «обязанности» и произошёл один забавный случай.               

Я шёл с работы, небрежно помахивая бумажным пакетом, в котором лежала кругленькая по тем временам сумма – четыре с половиной тысячи рублей – вся выручка за день. Пакет не привлекал внимания прохожих, потому что это был обычный упаковочный пакет из плотной бумаги, подобные тогда наравне с целлофановыми применялись при упаковке различных товаров. Вскоре я дворами вышел к «головному» магазину. Он располагался в жилом девятиэтажном доме «брежневской» постройки, первый этаж которого находился в полном «распоряжении» работников прилавка. Там имелось сразу две торговые точки – большой продовольственный универсам и мебельный магазин. Войдя под свод арки-тоннеля, «разделяющей» дом пополам, я повернул направо и открыл дверь универсама.

Народу в магазине, как и всегда в вечернее время, когда все валом «прут» с работы, было предостаточно. Скоро я очутился в торговом зале, и ловко лавируя между покупателями, вошёл в гостеприимно распахнутые двери служебного помещения. Они никогда не закрывались, потому что через них осуществлялся подвоз продуктов со склада на прилавки магазина. Склад, кабинет директора и прочие «службы» располагались на первом этаже, моя же цель – касса, находилась выше.                               

По лестнице я протопал наверх и оказался в пустом коридоре второго этажа, который представлял собою небольшой и глухой тупик. Там была единственная дверь, обшитая жестью с зарешёченным окошком для выдачи зарплаты сотрудникам магазина. Это и была центральная касса, куда стекалась выручка с многочисленных филиалов магазина. Я потянул ручку на себя, но дверь не шелохнулась. Тогда постучал, а в ответ – ни звука. «Ушла куда-то, вот корова!», - помянул я «добрым» словом кассиршу, досадуя на задержку. В коридоре царил полумрак, единственная лампочка под потолком светила тускло, а потому меня вдруг привлекла узенькая полоска солнечного света, пробивающаяся из-под зарешёченного окошка на дверях кассы. Недолго думая, я ткнул в него пальцем, и окошко распахнулось. «Бардак – решил я, обозревая открывшуюся мне панораму комнаты, видать, торопилась куда-то». Напротив двери стоял раскрытый сейф, а в его стальных недрах явственно виднелись пачки денег. Ого, это оказалось настолько манящим зрелищем, что, стремясь рассмотреть подробности, я просунул руку в окошко кассы и крутанул колёсико накладного замка. Дверь, обшитая жестью, тихонько растворилась.               

Не помню, как я зашёл в комнату, прикрыв за собою дверь, помню только стоящим себя перед открытым сейфом, битком набитым разноцветными пачками денег. Маленькие жёлтые пачки - рублёвые купюры, маленькие зелёные – «трёшки», маленькие голубые – «пятёрки». Дальше по порядку возрастания номиналов, красные пачки – «червонцы», лиловые купюры по двадцать пять рублей, большие зелёные – «полтинники» и большие жёлто-коричневые «сотки». У меня аж в глазах зарябило от такого великолепия красок! Так это мне всё увиделось тогда. На самом же деле, может, сейф и не был так уж полон, и это мираж возбуждённого «запахом денег» подросткового воображения, своеобразный приступ золотой лихорадки? Так сколько там могло находиться денег? В центральную кассу стекались денежные средства с десятка филиалов, среди которых наш был самым незначительным в финансовом потоке, потому что являлся только хлебным магазином, причём  расположенным не в самом бойком для торговли месте. Но в некоторых продуктовых магазинах дневная выручка доходила до 7-9 тысяч рублей – и это в будние дни, а в праздничные сумма удваивалась! Таким образом, передо мной лежали в тот раз как минимум, тысяч сорок или даже пятьдесят.               

Сумасшедшие деньги по тем временам для простого советского обывателя! Можно было купить двадцать подержанных автомобилей или же десяток прямо с конвейера. Естественно, что тогда я об этом и не подозревал, и даже  не задумывался. Передо мной просто лежала «куча денег» и возникал вопрос, что же с ней делать? Вопрос, который «разъедал» подобно кислоте мой мозг был чем-то схож с гамлетовской дилеммой и звучал примерно так – брать или не брать? Сердце рвалось из груди, кровь бешено неслась по венам, а уши чутко ловили каждый шорох – ведь кассирша могла вернуться в любой момент. А если брать, то брать всё или ограничиться, например, пачкой «сторублёвок»? Это будет незаметно, я их возьму, закрою опять дверь, дождусь кассира, сдам выручку и спокойно уйду. А вдруг она хватится сразу и, заподозрив меня, вызовет милицию? Значит нужно «пристроить» куда-нибудь взятые деньги так, чтобы потом когда всё утихнет спокойно забрать их оттуда.               

Рассуждая обо всём этом, я вышел из комнаты, прикрыл дверь, услышав, как щёлкнул английский замок, и захлопнул окошко кассы. Я гулял по тесному коридорчику как зверь по клетке, и пульс мой постепенно приходил в норму. Конечно, я уверен был в том, что в сутолоке царящей в торговом зале, смогу вынести, не привлекая внимания все деньги, ну или большую их часть, если проигнорировать пачки с мелкими купюрами, а сосредоточиться только на крупных. Но как быть с алиби? Ведь в моём магазине знают, во сколько отправили меня с выручкой, и возникает вопрос – где же я был всё это время? Это если я, к примеру «почищу» кассу и заявлюсь снова несколько позже «как ни в чём не бывало». Могу сказать, что кого-то встретил по пути и заговорился, но тут обязательно попросят назвать этого человека и «выложить» все его паспортные данные до кучи и только после всех предварительных допросов и очных ставок можно будет почувствовать себя в относительной безопасности. Да и то, только в том случае, если всё пройдёт «без сучка, без задоринки». Но где взять такого человека? Вариант другой – шёл мимо палатки с мороженым, взял порцию, а лучше – две, и посидел где-нибудь на лавочке, наслаждаясь сливочным десертом. С пакетом денег в руках? Очень слабо и неубедительно – это и ежу понятно.               

И тогда я успокоился и плюнул на эту затею, решив «перебиться» как-то без этой «кучи денег». Это дьявольское искушение, но я его выдержал. Неохота мне всё же было идти дорогой, проторенной по этапу моим другом Андреем из-за какой-то там пустяковой «макулатуры», хоть и с водяными знаками. А потому, дождавшись кассира, я сдал дневную выручку нашего филиала и покинул «чертог искушения». Кстати, кассирша появилась сразу же, как я твёрдо решил не брать, эти чёртовы деньги, будто стояла где-то поблизости и дожидалась моего решения. Корова этакая!..