Post Scriptum

Алексей Ратушный
 Post Scriptum к «Почему я не участвую в обсуждении Концепции»

http://www.proza.ru/2017/06/14/949 


Во первых строках своего письма в Интернет (ибо опубликованное в Интернете – это «письмо в Интернет», то есть в Космос Информации) я заявил, что «я не вижу ни обсуждения, ни Концепции»!
Обратите внимание: это моё сугубо личное восприятие.
Я не сказал, что их вообще нет в наличии.
Я честно определился о себе самом: «я не вижу».
Если я чего-либо не вижу, это ещё не означает, что невидимого мною нет.
Вот рентгеновских лучей я не вижу.
А оне – лучи! – таки есть!
Более того: как ни стараюсь увидеть собственные мозги, никак не удаётся.
Но значит ли сие, что оные отсутствуют?
Я – счастливый человек.
Во время операции по удалению воспалённого аппендикса я видел собственные кишки – частично! – разложенные  на своем вскрытом животе сквозь тонкую простынку. Неясно, нечётко, но видел.
А вот почек своих доселе не наблюдал.
Это я всё к тому, что изложено моё сугубо личное видение – а точнее  - не видение – Концепции и обсуждения.
Вот я задумался: а вдруг теперь, в наш новый век, «обсуждением» называют не взаимный обмен мнениями и логиками, возражениями и аргументами, а именно посылку «своего» в некую общую «копилку» на определённый электронный адрес? Неужели так сильно отстал?
О «Концепциях» скажу прямо: мне лично известны не менее сотни концептуальных развёрток по поводу обучения детишек шахматам.
О моей собственной авторской развёртке, успешно реализованной например в городе Качканаре в 1985-88 годах газета «Качканарский рабочий» публиковала серию материалов еще в 1985-87 годах и в том числе «Школьный шахматный кодекс», «Быть или не быть шахматному Всеобучу в Качканаре»  и целый ряд других, а газета «Советская Россия» - центральная тогда Российская газета, между прочим, информировала своих читателей в октябре 1991-го года.
Для сравнения: Сатка началась в 2002-ом, Калмыкия в 1995-ом. Понятно, что речь о Всеобуче мы вели ещё в 1968-75-ом годах, а наши предшественники занимались этими опытами на десятки лет раньше.
Даже Михаил Иванович Чигорин  уже вовсю интересовался этой идеей.
Всеобучем грезили и Крыленко и многие видные педологи 20-30-х.
Помимо идеи «действовать в уме» шахматные исследователи обозначили целый ряд других глубоких идей, и в том числе идеи сценарных перевоплощений, хореографических и лингвистических идей, идей «сенситивных периодов» и многое иное.
Пройденная мною школа истории философских учений позволяет мне достаточно уверенно говорить о том или ином конкретном предложении.
Назову ряд ранее не упоминавшихся мною школ и течений.
Имеется интересная разработка Шакурова (Казань), имеется прекрасная разработка школы «Фора», имеется ряд современных интернет-решений из которых выделяется мною школа «Чесс-Мастер» Омариева.
Мир обучения детей шахматам огромен, разнообразен, необычайно глубоко проработан. Концептуально Игорь Георгиевич Сухин проработав гигантский материал вышел на ряд принципиальных решений, с которыми лично я полностью солидарен.
И суть его Концепции – «Не повреди!»
Концепция – это всегда предельно кратко изложенная основная идея, а не многостраничный напичканный цитатками "документ".
Концепция – это несколько слов, позволяющих новому слушателю сразу схватить суть нововведения.
Шахматы – один из самых жестоких видов спорта.
Об этом писал например Давид Бронштейн в своей блестящей работе в соавторстве со Смольяном.
Об этом писал и Виктор Корчной.
Многие мальчишки, проиграв первую партию в турнире уходят из шахмат навсегда.
В шахматах под ударом находится центральное ядро Личности – «я» как таковое.
И потому Сухин прямо показывает путь в шахматный мир через серию осторожных движений, почти касаний. Главное – не повредить, не нанести личности ребёнка непоправимого ущерба.
Помочь ему взять от шахмат в первую очередь инструменты собственного усиления.
Потому мы – старые тренеры с огромным стажем являемся очень осторожными в отношении ранних состязательных практик.
Я понимаю нетерпёж у некоторой части администраторов, считающих что чем больше детей просеяно сквозь сито отбора, тем больше будет найдено талантов.
Об этой иллюзии я еще надеюсь успеть кое-что сообщить изумлённым читателям.
Но цель Всеобуча – не спортивный отбор!
Цель Всеобуча -  овладение универсальным языком самопознания, овладение инструментами постановки собственной дисциплины мышления.
Цель Всеобуча – воспитание вполне определённых человеческих качеств.
Цель Всеобуча – ранняя профилактика игромании и аутизма.
Цель Всеобуча – создание еще одного канала коммуникации между людьми и между народами.
Шахматы  как Конкретное Универсума Игры, а «человек только тогда Человек, когда он Играет!» (Шиллер), как одна из форм общественного сознания, то есть опережающего отражения действительности, как неотъемлемая составляющая общечеловеческой культуры – вот что может и должно быть предметом Шахматного Всеобуча в школе.
И в этом смысле практики Сатки, как некое приближение к практикам Качканара и Урая могут быть исследованы на предмет формирования тела будущей «Концепции». Но на самом деле это – Процесс!
И Концепция как Процесс её выработки представляется мне гораздо более интересной идеей, чем поспешное «утверждение» какого-то конкретного набора листочков с каким-то неясным набором гипотез выдаваемых чуть ли не за истину в последней инстанции.