Вы не поверите, но все дети из 6-а класса уже точно знали, кем они будут, когда станут взрослыми. Лиза, например, собирался стать дрессировщицей в цирке – вот только ещё не решила, каких зверей будет укрощать. Артёмка точно знал, что станет ветеринаром и совсем не обижался, когда ребята называли его Айболитом. Самый умный в классе мальчик Сеня заявил, что станет учёным и посвятит всю свою жизнь изучению вымерших животных – динозавров. Сёстры Аня и Таня были увлечены выращиванием овощей и фруктов прямо у себя в квартире – у них и лимон вырос из косточки, а в горшке с пахучей зелёной рассадой на подоконнике красовался огромный красный синьор-помидор. Его показывали всем гостям, и домашние ломали голову над тем, как продлить жизнь этому чуду. О том, чтобы съесть его, никто и не заикался. Девочки твёрдо знали, что станут садоводами или учёными. Их в классе так и называли - Мичуринки.
Все другие дети тоже мечтали о профессиях, связанных с фауной и флорой, а всё потому, что биологию в их классе преподавала Анастасия Павловна. Она просто обожала свой предмет, и эта любовь как-то незаметно передалась её ученикам.
- Биология, - проникновенно говорила учительница, - это «храм природы», потому что она изучает всю живую природу, все живые организмы, которые существуют на земле.
А лес для неё был не просто лесом, а «лёгкими» нашей планеты. Почему? Да потому, что именно лес очищает воздух и питает его кислородом, а ещё защищают землю от засухи.
А какие восхитительные прогулки по солнечным, светлым берёзовым полянкам или по сказочному, таинственному ельнику Псковских лесов совершали они с Анастасией Павловной! К этим лесным экскурсиям охотно присоединялись и родители детей.
- Дети, мы сейчас с вами в гостях у лесных обитателей, - торжественно говорила учительница притихшим детям и их папам и мамам. - Лес— это дом зверей, птиц, насекомых. Все они прекрасно уживаются на одной территории, несмотря на то, что среди них есть безобидные звери, а есть и хищники.
Гуляя по лесному дому, дети узнавали о том, какие животные обитают в псковских лесах и как они живут. Оказалось, что заяц-русак любит жить среди кустарников, а ещё на лугах и хлебных полях. А вот Заяц-беляк селится в смешанных лесных зарослях, чаще всего на опушках лесов, заросших молодым осинником. А белки тоже бывают разные. У белки-векши, например, дом на деревьях, и встречается она часто. А белку-летягу увидеть не так просто: обитает она в старых лесах, да и не так уж много их осталось.
Вопросы градом сыпались на Анастасию Павловну, и детям казалось, что она, если захочет, может отвести их к любому лесному зверьку, что она лично знакома с каждым.
- А выдры у нас есть? – спросил как-то раз Дима, и все почему-то засмеялись.
- Ещё как много! - весело отвечала Анастасия Павловна, - и обосновались они в болотистых и сырых лесах.
А потом все стали угадывать, какие хищные звери водятся в лесах Псковщины, и были сильно удивлены, узнав, что здесь можно встретить медведя, барсука, хорька, ласку, горностая, куницу, волка, лисицу и даже рысь!
- А я в лес боюсь ходить, потому что боюсь змей! – призналась Катюша.
- И я, и я! – раздались голоса девочек.
Анастасия Павловна сказала серьёзно, что к пресмыкающимся нужно относиться с большой осторожностью, особенно когда собираешь в лесу грибы или ягоды. Обязательно нужно знать о их повадках как можно больше. Не следует наступать на них, а собирая грибы и клюкву, желательно разгребать траву палкой – змеи уползут, услышав шум и движение травы.
- В лес лучше всего приходить в высокой обуви, таких, например, резиновых сапогах, как у нас с вами, - заметила Анастасия Павловна, - поскольку в лесах Псковской области водится змея, представляющая опасность для людей. Это - гадюка обыкновенная. Встретить её можно не только в лесу на сырых лесных полянах, но и в поле и даже на собственном участке или крыльце дома в деревне.
- У нас на даче прошлым летом гадюка грелась на солнышке прямо на крыльце! - сообщил Н икитка. Прибежал Рекс, стал лаять на неё, и она быстренько уползла в сторону леса. А, может, это вовсе и не гадюка была, а уж какой-нибудь…
- Все пресмыкающиеся любят иногда погреться на солнышке: на кочках, пеньках, грядках, - подтвердила учительница.
- А как выглядит гадюка? – поинтересовались дети.
- Окраска туловища у гадюки бывает самой разной: от чёрного до розового и даже красного цвета, рисунок кожи - зигзагообразный. Голова у гадюки крупная, треугольной формы, зрачок глаз - вертикальный. А яд её поступает через два зуба, которые находятся у змеи на верхней челюсти, – ответила Анастасия Павловна и пообещала сводить детей в Псковский экологический центр, где можно увидеть живых змей.
Обращаясь к Никите, она предположила, что он мог видеть на крыльце ужа. Кожа у этого миролюбивого пресмыкающегося серая, тёмно-серого, иногда черного цвета. Рисунок чешуи состоит из треугольников и чуть темнее основного окраса. А вот живот у него желто-белый. Главное его отличие - пара жёлтых или оранжевых пятнышек в области ушей. При виде человека уж, как правило, спасается бегством. Если его поймать, то он будет сначала активно защищаться: шипеть и выбрасывать вперёд свою маленькую круглую головку. Если это не помогает, он пытается отпугнуть врага резким запахом или притворяется мёртвым.
- Хитренький какой! – заметил Дима, - это чтобы его отпустили: кому нужен мёртвый уж!
- А зрачки у него тоже вертикальные? – поинтересовался Никитка, - я тогда на даче не рассмотрел – боялся, что он меня укусит.
- В отличие от гадюки, зрачки у него круглые, - ответила мальчику Анастасия Павловна, а потом добавила, что ужи кусаются очень-очень редко, и для человека их укус не представляет никакой опасности.
- Лучше бы этих противных змей вообще не было, - заявила Катюша, зачем они только нужны!
С ней сразу же не согласился Артёмка:
- Ты что, не знаешь, что из змеиного яда лекарства делают?! Мой дедушка всегда мажет колено змеиным ядом, когда оно у него болит. Запах, правда, не очень…
- Артём абсолютно прав, – продолжила защиту рептилий Анастасия Павловна, - змеи в экосистеме просто незаменимы. Они - природные санитары. Гадюка, например, питается мышами — разносчиками туляремии, инфекционной желтухи и других опасных болезней. Но жить рядом с этой змеёй нельзя!
- Однако не стоит тревожиться, если у вас на дачном участке поселился уж. Во-первых, ужи не ядовиты, во-вторых, они уничтожают насекомых, которые сильно вредят урожаям, а в-третьих, он наверняка разорит на участке все гнёзда мышей, крыс, да и других грызунов, - заключила свой рассказ о змеях учительница, и, указав на пенёк, освещённый солнцем, радостно воскликнула:
- Лёгок на помине! Посмотрите только, что за чудо-ужик греется на солнышке!
Девочки завизжали так громко, что испуганный уж, сверкнув жёлтой головкой и белым животом, мгновенно соскользнул вниз и исчез в кустах.
- Ну вот, - расстроились мальчики, - даже рассмотреть не успели, какие у него зрачки… От такого визга все змеи в лесу разбегутся по кустам!
Все представили бегущих сломя голову змей и развеселились.
А Анастасия Павловна, между тем, уже увлекательно рассказывала детям о пауке, терпеливо поджидавшем муху в паутине, огромным кружевом растянувшейся между двумя деревьями.
Каким-то образом рассказ о простом пауке смог превратится у неё в захватывающую историю, которую дети слушали, открыв рты. Егорка Куликов, узнав о необыкновенном мире паучьей жизни и сложных процессах, происходящих в его организме, прямо сказал:
- Если бы Человек-паук учился у нашей Анастасии Павловны, он был бы ещё круче!
Не удивительно, что все ребята в классе стали настоящими друзьями животных. Теперь у каждого из них дома был свой питомец, за которым юный хозяин или хозяйка не просто ухаживали, но и изучали его повадки и даже вели дневник наблюдений, фотографировали и снимали своего любимца на видео. А некоторые ребята даже доклад делали о своих подопечных: показывали на уроке слайды, рассказывали разные интересные и смешные истории из их жизни.
Один раз Дима Зайцев вместо слайдов со снимками своего питомца, принёс его в класс живьём! Серый усатый кролик безмятежно грыз морковку и, через прутья клетки, без всякого страха, а, скорее с любопытством, посматривал своими умными глазками на обступивших его и Диму ребят.
- Познакомьтесь: мой новый «pet» - зовут Тигром! - обратился к ребятам Дима, и, довольный произведённым фурором, доверительно сообщил учительнице:
- Не беспокойтесь, Анастасия Павловна, - он у меня спокойный и все мои команды выполняет.
- Ой, а потрогать его можно? – пропищала тоненьким голосом Лиза, потрясённая встречей с настоящим кроликом. У неё дома была черепаха Тортила, которую девочка просто обожала, но кролик был такой милый и восхитительно пушистый, что ей жутко захотелось погладить его.
- Запросто! - отозвался Дима, польщённый вниманием самой красивой девочки в классе, в которую тайно были влюблены все мальчики.
И не успела Анастасия Павловна открыть рот, чтобы попросить его не делать этого, как он распахнул дверцу клетки и строго сказал Тигру: - Сидеть!
Уже через секунду весь класс с визгом носился между столами и стульями, пытаясь поймать прыткого беглеца. Сделав несколько кругов и зигзагов по комнате, Тигр, как вкопанный, остановился перед Лизой, которая, единственная, не принимала участия в его поимке, и ловко прыгнул к ней в руки! После этого случая Лизу в школе стали называть «укротительницей Тигра». Девочка не имела ничего против этого прозвища, но сердце её было завоёвано не грозным зверем, а серым пушистым комочком.
В тот день они с Димой Зайцевым вышли из школы вместе. Оказалось, что им было по пути. Он даже доверил Лизе понести клетку с кроликом, который доверчиво смотрел на девочку и всё пытался полизать её руку.
- Какой ты счастливый! – вздохнула Лиза. – Я тоже хотела бы кролика, но родители почему-то считают, что черепаха нам больше подходит. А они могли бы подружиться, как ты думаешь?
- Почему бы нет, - поддержал девочку Дима, - вот мои мама с папой очень даже дружат с Тигром. Только из клетки не позволяют его почему-то выпускать.
- Да я имела в виду черепаху и кролика, а не родителей! – засмеялась Лиза.
Дима тоже рассмеялся и неожиданно для себя поделился с Лизой своей мечтой – стать укротителем тигров. Лиза восхищённо посмотрела на мальчика, а потом перевела взгляд на кролика.
- Так вот почему ты назвал его таким именем!
- Ну да. Я на нём тренируюсь. Мне даже кажется иногда, что передо мной настоящий тигр. Хотел научить его рычать по-тигриному, но он оказался не очень способным к языкам, - пошутил Дима.
Так, благодаря кролику с грозным именем «Тигр», началась школьная дружба Лизы и Димы. А через пять лет, на выпускном вечере, юноша признался «укротительнице Тигра» в любви.
Пошло ещё несколько лет. Как и прежде, Анастасия Павловна каждый день входила в класс к ученикам. И уже другие дети, влюбляясь в таинственный и прекрасный мир живой природы, увлечённо рассказывали на уроках о своих питомцах, цветах и томатах. Улыбаясь, учительница смотрела на них, и невольно вспоминала о кролике Тигре, девочке Лизе и мальчике Диме. Ей очень хотелось рассказать своим новым ученикам об этой необычной троице, но что-то удерживало её: возможно, она ждала продолжения этой истории, и своим учительским сердцем чувствовала, что оно будет замечательным. Вот тогда-то она и расскажет своим нынешним питомцам, как всё было – от начала и до конца.
В дверь класса заглянула девушка Катя из канцелярии. В руках у неё был огромный конверт.
- Анастасия Павловна, для Вас пакет пришёл. Из Москвы. Извините, что не дождалась перемены, но вдруг что-то важное! - выпалила Катя, протягивая удивлённой учительнице таинственное послание.
Рассматривая адрес на конверте, Анастасия Павловна задумчиво процитировала строчки из стихотворения Эмилии Дикинсон, которое ей очень нравилось:
Мир не писал мне писем, нет.
Но я ему пишу.
Природы-матушки привет
Я в свой конверт вложу…,
Потом она взяла со стола ножницы и стала разрезать конверт. Весь класс, затаив дыхание, с любопытством наблюдал за этой процедурой – что же могло быть в таком большом конверте?!
И вот в руках Анастасии Павловны, брызнув разноцветьем красок, оказалась цирковая афиша! Вскочив с мест, дети подбежали к учительнице и стали наперебой читать вслух: «Дмитрий и Елизавета Зайцевы! Новый аттракцион «Тигр - друг кроликов!».
Было ещё много чего написано, но ребят привлекло красочное изображение красивой молодой пары с лежащим у их ног тигром, на хребте которого уютно устроилось несколько серых пушистых кроликов.
- Анастасия Павловна, а кто эти Дмитрий и Елизавета? Расскажите нам о них! – стали просить учительницу ребята.
- Да, конечно, я вам всё расскажу о них, - говорила взволнованно Анастасия Павловна, стараясь скрыть от детей выступившие на глазах слёзы.
Она опять и опять перечитывала слова, которые не заметили дети: «Нашей любимой учительнице биологии Анастасии Павловне посвящается». Буквы в них были не такими крупными, как в названии аттракциона и именах дрессировщиков, но для неё эти слова сияли особым светом. И почему-то ей на ум снова пришли строчки из любимого стихотворения:
Послание природы
Вручу всем людям я.
Любя её – я вас прошу
Чуть-чуть любить меня.
(перевод стихотворения мой)