Чук

Фёдор Киприянович Чернов
             Чук – кряшенский праздник.
Наконец-то пришло тепло. В минувшее воскресенье я с родственниками посетил праздник Чук. В кряшенских сёлах Татарстана он проводится на восьмой неделе после Пасхи. Вначале мы проехали по селу, полюбовались на небольшую аккуратную церковь, заехали посмотреть на строящуюся в соседней деревне церковь.

 В этот день с утра кряшены посещают кладбища, отдают дань внимания усопшим родственникам. Как у русских есть поговорка про Троицу: «До обеда плачут, после обеда – скачут». Обратили внимание на башенки в селе, сверху вокруг повязанные платками. Что-то идущее из глубочайшей древности.

Водные источники почитаются особо. А платки вешают, когда хотят исцеления заболевшим. Так сказал участник местного фольклорного ансамбля гармонист Пётр, когда мы приехали на место проведения праздника. Проводят его на уютной поляне у смешанного леса. В центре – шест, от верха которого протянуты вниз для обозначения круга канаты с флажками. Вокруг – скамейки. На одной стороне – сцена, на другой – место для почётных гостей. На сцене – плакат с надписью: «Байрам бэлен Карендэшлер!» (За отсутствием татарского алфавита на моём компьютере передаю не совсем точно). Спрашиваю у руководителя ансамбля Сергея, что означает последнее слово. Тот отвечает, что это означает «сородичи». Вернее даже - все от одной матери, «единоутробцы». Ближе, чем родные.

Появляются девушки в народных кряшенских нарядах – платья красного с синим цветов. Начинается празднование. Выходит местный ансамбль. Гармонисты играют, остальные берутся за руки, образуя хоровод. Поют импровизированные попевки, от которых, говорят, впоследствии пошли русские частушки.
Ведущий –  местный по происхождению,  работает актёром театра в Казани. На сцену выходит танцевальный ансамбль из столицы республики. Мужчины в клетчатых рубахах, девушки – в кряшенских платьях, через плечо у каждой – блестящая перевязь, имитирующая серебряные монеты. Всё как в старину. Бойко выплясывают. Приятно наблюдать отточенные движения, мастерство.

В центре расстилают ковёр. Собираются участники соревнования по борьбе на поясах. Вначале борются забавные малыши. Затем – всё старше возрастом. Не так-то просто рвануть вверх соперника, лишив его опоры матушки-земли. Вспоминается миф о схватке Геракла и Антея. Вот уже схватываются борцы, образующие как бы один туго натянутый лук. Вот лук выстреливает, и его половина – один из соперников превращается в стрелу, вонзающуюся – нет, не головой – впечатывается лопатками в ковёр.

 А в другом углу соревнуются с завязанными глазами в разбитии палкой горшка. Затем состязуются в беге с зажатыми в зубах ложками, в которых лежат яйца. И много ещё других смешных состязаний.

Солнце старается – сияет, но нам не жарко под раскидистой кроной ясеня. Очень уютно на поляне, которую, кроме ясеней, обрамляют клёны, липы. По пути нам встретилась берёза, которую не обхватишь. Всем хорошо здесь – и коренным жителям, и приехавшим из соседних деревень, и кряшенам, и гостям: русским и татарам, православным, мусульманам, атеистам. Больше всех рады, наверное, те, кто уехал когда-то из родного села, но регулярно навещают родной край, родственников. Им, как Антею, даёт жизненную силу и уверенность в себе родная земля.