5 книг на букву К. Корабли Санди

Лариса Ритта
Книга №2, "КОРАБЛИ САНДИ", МУХИНА-ПЕТРИНСКАЯ.

Эта книга не столько любимая, сколько особенная.
Она плотно связана с атмосферой нашей семьи, когда я была ещё бабушкиной, а все остальные члены семьи мотались по свету, а к нам в дом приходили бабушкины друзья-учителя и обсуждали книги Вигдоровой и Мухиной-Петринской.
Теперь я думаю, что Мухина-Петринская была близка их поколению ещё и судьбой. Многие их близкие были арестованы по ложному доносу - так же, как сама писательница. Пройдя через ГУЛАГ, она выжила, вернулась и стала писать, вдохновлённая оценкой Паустовского, отметившего, что её проза хранит лучшие традиции Александра Грина...
Основные произведения Мухиной-Петринской "Смотрящие вперёд", "Обсерватория в дюнах", "Плато доктора Черкасова" и др. - это связанный сквозными героями цикл повестей об учёных-океанологах.
Бабушка моя была очарована главным героем, учёным Филиппом Мальшетом - возможно, потому, что он напоминал ей чертами характера её сына (и моего дядю) - и я вслед за ней тоже.
Важным нам обоим было ещё и то, что Санди, герой повести, был курсантом Высшего мореходного училища, который когда-то заканчивал мой дядя и в котором потом учились два его сына.

В целом, в её книгах была та атмосфера, которая возникала во время слушания дядиных рассказов. Там были учёные, исследователи, моряки, первопроходцы, лётчики, океанологи... Это был мир "Двух капитанов", это был мир дальних стран и дальних странствий...
Разумеется, я немедленно собралась стать океанологом - сразу после балерины.
А нового кота мы с бабушкой назвали Мальшетом, и он довольно долго у нас прожил ))

Я уже прочитала "Золотую цепь", поэтому для меня не было ничего необычного в том, что мальчика звали Санди в честь героя Грина Санди Пруэля - я бы и сама назвала так, потому что в Санди невозможно было не влюбиться...
Санди Пруэлем я тоже была очарована, и отголоски этого очарования - очарования гриновско-мухино-петринского - попали даже в мой "Рип каррент". У меня есть сцена, где подружки вспоминают, как они на уроках читали "Золотую цепь" и рисовали к ней картинки, и в их, уже взрослом, разговоре всплывает этот пленительный образ подростка, проходящего свою удивительную школу жизни - школу, осенённую потрясающей гриновской атмосферой чистоты, чуда и захватывающих приключений.

Санди Пруэль живёт в вымышленном мире Грина, построенном на существующих крымских реалиях.
Санди, герой Мухиной-Петринской - Александр Дружников - живёт во вполне себе обозримом реальном мире. И у него своя школа жизни.
Повесть - это его записки, воспоминания о подростковом возрасте.
Сейчас он, заочник Высшего Инженерно-морского училища, взрослый и уже женатый молодой парень, находится на борту научно-иследовательского судна "Дельфин", в создании и постройке которого сам принимал участие.
Интересно, что мой дядя, закончив свой полярный период жизни, тоже стал участвовать в таких рейсах научно-исследовательских судов РАН "Профессор Визе" и "Профессор Зубов". Только у них был план не исследования мирового океана, а исследования атмосферы Земли.
Но всё равно всё было очень близко нам, понятно и дорого.

Саша Дружников, находясь на борту, пишет не путевые заметки, а воспоминания, возвращаясь в школьные годы - и мы с ним проходим весь путь к исполнению его мечты - через отношения с товарищами, с взрослыми, через дружбу, через первую любовь...
Найти своё дело, почувствовать своё призвание в жизни, не изменять своей мечте - вот идея книги.
От игрушечных моделей кораблей, заполняющих школьный письменный стол - к большим настоящим кораблям, уходящим в океан от родного берега...

Книгу рекомендую всем школьникам среднего возраста, как пособие по сохраниею мечты и веры в себя.
И особенно мальчикам и особенно мамам мальчиков. Дружба, честность, честь, целеустремлённость - эта повесть сможет всему этому научить.