Тобольский Соловей

Людмила Козлова Кузнецова
ПОЮЩАЯ   КНИГА 

Браво, Алябьев! / сост. Л.И. Шмаль – 2-е дополненное и исправленное изд. – М.: Университетская книга, 2017. – 212 с
____________________________ 
Философское  утверждение «Мысль материальна!» легко превращается из метафоры в реальный факт – я держу в руках антологию «Браво, Алябьев!», книгу, которая родилась из идеи, высказанной А.Г.Елфимовым несколько лет назад в разговоре с Лидией  Ивановной Шмаль, руководителем  клуба «Северное сияние», входящего в Западно-Сибирское землячество Москвы. Лидия Ивановна – известный человек, общественный деятель, жизнь  её тесно связана с Западной Сибирью, где происходило  профессиональное становление  как талантливой  журналистки газеты «Тобольская Правда», сотрудницы Тюменского телерадиокомитета.
Лидия Ивановна пишет не только публицистику, но и прозу и стихи. Антология «Браво, Алябьев» – не первый  редакторский опыт в её творческой биографии. В 2007 году   в Московском издательстве «Нефть и газ» вышел сборник статей «Сказание о великом конструкторе» – уникальном человеке Николае Васильевиче Никитине, генеральном конструкторе Останкинской телебашни,  который родился в Тобольске и прожил нелёгкую трудовую жизнь, наполненную резкими поворотами судьбы.
Прошло несколько лет, и вот эта мысль о создании книги, посвящённой  истории жизни и творчеству  выдающегося композитора, музыканта,  отважного гусара, уникального представителя русской культуры Александра Алябьева – реализовалась усилиями Лидии Ивановны Шмаль. Книга ушла к читателям.  Обе антологии, изданные на средства редактора-составителя, были подарены   городу Тобольску к его 430-летнему юбилею.

Историческое и одновременно  лирическое повествование – хор двенадцати авторов, признание в любви к  Александру Александровичу Алябьеву, сибирскому опальному соловью  –  не только  издание для чтения. Антология «Браво, Алябьев!»  наполнена мелодиями романсов, импровизациями и песнями композитора – не в переносном, а в буквальном смысле.

Книга имеет  музыкальное приложение – диск с записями  его сочинений,  при участии многих известных  музыкантов-исполнителей в сопровождении солистов Натальи Гуреевой, Людмилы Духан, Натальи Копыловой,  Михаила Ченцова. Особое слово надо сказать об ансамбле «Российское трио» в составе: Игорь Попков (скрипка),  Сергей Мороз (виолончель), Алексей Муратов (фортепиано).
 
Слушаешь  музыку в их исполнении,  и наслушаться не можешь.  Далёкая  мелодия,  словно  голос  памяти.  Прекрасная,  гармоничная, незнакомая  и  знакомая, кажется,  ещё  до  рождения, задолго  до  того,  как  был  услышан  первый  в   жизни  звук. Где    и   в  какие  времена  родилась эта  мелодия?
Где  и в  какие  времена  слышал  её  тот, кто  записал  ноты? Звуки  плывут, образуя  в пространстве живые  картины, яркие,  текучие, летучие – это  первородная  информация,  которая  содержит в  себе  всё –  все  формы, краски,  звуки,  все возможные движения  мира, все, существующие  в  необъятности  и  неисчерпаемости  пространства,  координаты.

В  ней,  в  этой  музыке –  миры,  имеющие  бесконечное   множество  координат – нечто  такое,  что  умом  понять  невозможно.

Зато   наш Дух  слышит,  видит  и  чувствует    эту  музыку, потому  что  только  музыка –  его  язык  и способ  общения  с миром. Ещё  –  безмолвный  язык  образов,  создаваемых  поэзией, мыслью.

Всё остальное  –  второстепенно  и  не  имеет  значения.  Многие люди  не хотят  понять  и признать  этого,  потому  что  тогда  их быт  потеряет  всякий  смысл.

Люди думают,  что  создавая  материальные  ценности  или манипулируя  ими,  они  приносят  б`ольшую  пользу  себе  и  человечеству. Думают,  что музыка, живопись, литература –   баловство, необязательные  вещи.
Но  с Сущностью  Вселенной,  можно  разговаривать  только на её языке,  на  её  Уровне. Язык  понятий, а тем  более язык  действия, которыми мы  пользуемся,  слишком  примитивны, слишком  бедны, чтобы с их   помощью  можно было  постичь  Истину.

Музыканты и композиторы знают это, так же как этим природным  знанием  владел и Александр  Алябьев. Поэтому  музыкальное приложение к антологии – необходимая и  очень важная часть издания. Без неё книга многое бы потеряла.
Конечно, и сама по себе  биография  опального  гения  уникальна – с самого рождения в  Сибирской столице – Тобольске, губернатором которого  служил   в то время его отец!

Александр Васильевич Алябьев  был выдающимся губернатором. Он возродил Тобольск после катастрофы – великого пожара, в котором выгорела половина деревянного города. Погорельцем стал и сам губернатор – у него сгорело всё!  Беременная жена  Анна успела выскочить из огня, да удалось спасти  овчинный тулуп, в который  потом кутали  троих детей, защищая их от холодов. Великий композитор Александр Алябьев – казалось бы, по принадлежности к дворянскому роду, баловень судьбы – родился на пепелище родного дома. Страшный факт, возможно, символ  судьбы!  Возможно.

Но были в жизни  Александра Александровича и  события,  обещавшие  открытие многих возможностей  для  молодого дворянина  того времени: служба в Берг-коллегии, где он успешно продвигался по карьерной лестнице,  служба с 1812 года корнетом Украинского казачьего полка,  подпоручиком Иркутского гусарского полка, штаб-ротмистром Ахтырского гусарского полка,  адьютантом генерал-лейтенанта Бороздина, штабс-капитаном Дерптского конно-егерского полка, а позже – капитаном. Участвовал в сражениях Отечественной войны 1812 года, был ранен, награждён воинскими наградами. Примкнув к партизанскому отряду, Алябьев встретился с известным партизаном-поэтом Денисом Давыдовым и поступил под его начальство. В один и тот же день 14 ноября 1823 года оба ушли в отставку. В это время  Александр Алябьев был уже  хорошо известен как композитор.

Казалось бы, жизнь благоволит к  молодому дворянину, успешному  военному и  талантливому  сочинителю  прекрасной музыки. Но...  Алябьев, вернувшийся в  светскую жизнь  из гусарской вольницы,   часто попадал в  сложные ситуации из-за своей непокорности, строптивого  характера. Были у него  стычки и с полицейскими чинами.  Видимо здесь, вот в этой временнОй точке, и  поджидал его Рок.

Дальнейшие события его жизни  напоминают мистический  фильм, в котором герой попадает в  порочный круг  событий:  несправедливое  обвинение в убийстве, предвзятое полицейское  расследование,  неправедный суд, лишение дворянства,  многолетняя ссылка в Сибирь,  возвратившая  Алябьева, фактически, на то самое пепелище, где он и появился на свет. Только теперь у него уже не было защиты от катастрофически сложившихся обстоятельств, не было могущественного, умного, волевого  отца. Александр Александрович остался один на один с  жестокой судьбой.

Нет, конечно, у него была любимая и любящая жена, которая  настойчиво хлопотала  о возможности облегчения  приговора, но...  Так случилось, что  с этого времени клевета преследовала  его всю жизнь. И даже в настоящее время  –  слышны её отголоски.

Как всё это похоже  на судьбы многих людей и нашего времени!  Люди не меняются.  Глубинная  суть  империи  – тоже.  Но всё-таки,  Рок, преследовавший гениального композитора, невозможно объяснить только  тем, что  он попал в жернова  государственной  мельницы, исправно  перемалывающей жизни неосторожных и строптивых. Что-то есть ещё  – что-то  дьявольское,  присущее  судьбам многих  гениев. 

И это «что-то»  было выявлено исследователями жизни  и творчества  Александра Алябьева.  Суть  заключается в вопросе – почему Николай I  не помиловал опального композитора  даже тогда, когда его непричастность к убийству была доказана?  Почему  неправедный приговор не был отменён?  Почему опальный гений не был допущен в Москву, к  столь необходимым  докторам, когда  полная слепота уже угрожала ему?  Вы не поверите, но причина  настолько  мелка, насколько и  бесчеловечно жестока – настоящее порождение дьявола.

Вот как пишет об этом  Анатолий Омельчук: «Царь мог лишить Алябьева всего, он и лишал – свободы, счастья, достоинства... Он не мог лишить его  таланта. Император бесился от бессилия».

Вот что такое талант!  Великая  созидающая  Сила Природы! Настолько великая, что во  все времена  тот,  кого мы называем дьяволом, стремился любым путём уничтожить её носителей. Дьявол, как и талант, это тоже природная Сила, но  способная выполнять лишь разрушительные действия.  Судьба  гениального Алябьева  – яркий пример той самой вселенской борьбы Добра и Зла.
 
Казалось бы, Зло победило – Алябьев и его музыка  были надолго забыты, кроме, пожалуй,  одного романса  «Соловей». И вот соловей, уникальная певчая  птица,  преодолевая время и забвение, постепенно возвращает память  о своём тёзке,  гениальном композиторе Александре Александровиче Алябьеве – опальном тобольском соловье.  На наших глазах,  наглядно проявляется действие природного закона справедливости, который гласит: Добро  непобедимо!  Этот закон  иногда пробивает себе  дорогу  через огромную толщу времени – через века!  Но  это всё равно происходит. Ложь, зависть, преступления (как бы изощрённо  их ни скрывали, ни засекречивали!)   всегда рано или поздно бывают обнародованы,  а их носители   названы  истинными именами.
В этом и состоит мудрость Природы!

Романсы и   музыкальные импровизации Александра  Александровича  Алябьева   сегодня,  спустя   166 лет после его смерти, пришли в мой дом и звучат так, как  будто  гениальный композитор  жив и  прямо сейчас сидит за роялем.
 
Но почему же «как будто»?   Действительно,  он жив и  будет жить до тех пор, пока  существует человечество. Удивительно – многое из того, что происходило в  детстве,  не оставило отпечатка в памяти, но «Соловей» Алябьева, звучавший тогда из огромной ламповой  радиолы  «Кама-62»,  навсегда  стал частью моей жизни. Будучи однажды услышанной, мелодия «Соловья»  продолжается  где-то внутри и всё время просится наружу. Почему? Потому что композитор уловил и  озвучил Природу, которая  живёт в каждом человеке, птице, в  ритмах ветра, дождя – во всём, что имеет на этой планете голос и душу.

Спасибо Лидии Ивановне Шмаль –  составителю  замечательной антологии,  где   сквозь наслоения времени проявлена трагическая, но и солнечная  судьба  великого композитора и музыканта  Александра Алябьева, где  в любой момент, открыв обложку, можно услышать живой  голос его души,  навсегда поселившийся  в нотах и  волшебных инструментах, которыми  владеют мастера-музыканты
Браво, Алябьев!.


Людмила Козлова
Бийск, Алтай