Собака-лекарь

Михаил Шаргородский
Когда человек берется писать воспоминания, у него в первую очередь всплывают какие либо факты, или приключения из детства.
Когда я уже работал в государственном аппарате, я обратил внимание на  особую манеру разговора одного из сотрудников.
Говорил он мало, очень медленно, и с паузами почти после каждого слова. Старожилы службы  уже давно привыкли, и, по-моему, даже не замечали дефекта его речи.  Человек он был очень хороший, дело свое выполнял  вполне нормально и в коллективе его любили.
Однажды кто-то из сотрудников рассказал мне его историю.
Он с рождения не разговаривал, хотя слух у него был. Его родители, очень интеллигентные люди, каждый день подолгу занимались с сыном. Они могли по сто раз повторять одно и то же слово, пока он не повторял сам.
Таким образом, в него вбили определенное количество слов, которыми он грамотно пользовался. Причем, как подчеркнул рассказчик, никто ни разу на него не кричал, даже голоса не повышал, и  малейшего признака не проявлял, что им до чертиков надоело это штудирование.
Родители были убеждены, что он обязательно заговорит, и этот же дух старались любой ценой поддерживать в сыне.
Когда мальчику исполнилось 4 года, кто-то из их друзей подарил им крошечного щенка. Глазки у него уже прорезались, но питаться пока он мог только молоком, через соску.
Причем он страшно мерз и дрожал. Его все время надо было укутывать.
Родители уточнили у ветеринаров, как довести обычное коровье молоко до уровня, приемлемого для такого крошечного пациента и взяли эту работу на себя.
Потом объяснили сыну, что щенка они дарят ему и он будет обязан делать все, чтобы щенок выжил.
Мальчика звали Никифор. Все близкие именовали его просто «Ника».
Ника подолгу сидел возле щенка, старался ему о чем-то говорить, часто злился на себя, что не может сказать то, что хочет.
Однажды ему кто-то сказал, что маленькие животные очень любят сказки.
Ника, как мог, пытался что-то рассказывать своему  дружку. Но он слишком мало знал, причем отдельные слова, а не связный текст.
Поэтому однажды он  попросил маму, чтобы она рассказывала ему маленькие сказки, которые он будет пересказывать своему питомцу.
Мать охотно согласилась, а потом, подглядывая, видела, что, наклонившись над щенком, он подолгу ему о чем-то шепчет.
Однажды, занимаясь хозяйственными делами неподалеку от сына, она услышала невероятную смесь правильных слов, и придуманных им, чтобы Джульбарс (щенок) мог понять.
Не знаю, помогало ли это малышу, но то, что это мощно подталкивало  Нику к развитию речи - это факт.
 Когда мать рассказывала ему очередную сказку, он стремился тут же ее пересказать. Ошибался, путался, приходилось по несколько раз повторять, но когда он был убежден, что материал освоен, он оставлял мать, и с радостным лицом шел в свою собачью аудиторию.
Щенок настолько привык к своему шефу, что когда его долго не было, начинал жалобно скулить.
 Когда Ника прибегал с какой либо едой, полагая, что щенок  от голода подает голос, тот мог оттолкнуть еду и просто прижаться к ладони своего попечителя. Видимо,  он соскучился и призывал своего шефа побыть с ним немного.
Надо сказать, что связь между ними была совершенно удивительной. Причем по мере
взросления связь все больше укреплялась и Джульбарс по взгляду хозяина, мгновенно понимал, что ему нужно.
Время шло. Собака взрослела. Нужно было знать определенные слова, к которым их приучали в собачьей школе. Нике самому тоже надо было готовиться к школе. Он уже многому научился, но на таком уровне в общую школу не брали.
  Сестра матери была логопедом. Она предложила откомандировать месяца на два  Нику вместе с его собакой к ней. Она активно  работала дома. И подсаживала Нику к общей группе, с которой в тот момент работала.
Ника чувствовал себя крайне неловко, что он хуже других в группе и старался любой ценой, причем, как можно быстрее, продвинуться вперед. После уроков он постольку раз повторял, заучивая нужные слова, что Джульбарс, желая помочь хозяину, стал ему подвывать.
Вообще у них сложилась удивительная ситуация. Пес чувствовал, что Ника говорит не так, как другие. Он выполнял любые команды хозяина, даже если они показывались только жестом.
Но те команды, которые разучивались в собачьей школе, если они произносились неправильно, он их не выполнял, оставаясь на месте. Это уже была заслуга родителей, которые научили Джульбарса не выполнять неправильные команды.
Нику тоже научили, что если собака что-то не выполняет, значит, ты неправильно произносишь эту команду. Повтори ее снова и снова. В конце концов ты произнесешь ее правильно. Очень часто родители подключались к этим тренировкам. Тогда дело шло быстрее и лучше.
Ника проявлял  изрядные способности и трудолюбие, и к началу школьных занятий, почти полностью уже разговаривал, но говорил очень медленно, видимо вспоминая звучание нужных слов, к тому же делал заметные паузы между фразами и даже между словами.
Эта специфика, или манера говорить, останется у него на всю жизнь.
Но он хороший парень, очень способный, хорошо успевающий по всем предметам. И школа, а впоследствии и служба списывают ему этот небольшой дефект.
Когда Ника не занят, он непременно с собакой. Они довольно часто садились рядом, Ника о чем-то негромко говорил, а собака своими преданными глазами смотрела прямо ему в глаза, иногда подавая голос.
 Со стороны это выглядело, будто два собеседника рассказывают друг другу о чем-то потаенном.
Собака вырастала в мощного пса. Вероятно от природы, плюс школа, плюс среда обитания, превратили ее в очень  умного  пса. Он всегда сопровождал Нику, куда бы он ни шел, даже в школу.
 Однажды Ника забыл дома чернильницу. Заметил это, уже подходя к школе. Остановился и стал почти плаксивым тоном жаловаться на судьбу. Пес понял, что хозяин чем-то расстроен и стал усиленно крутиться вокруг него, заглядывая в глаза. Ника, как мог, начал объяснять жестами, что у него нет чернильницы.
 Пес вначале с недоумением смотрел на хозяина, не понимая, что от него хотят. И вдруг, как искра блеснула в его глазах. Он сорвался с места и со всех ног кинулся бежать в сторону дома. Через пару минут он запыхавшись вернулся, но во рту держал спасительную чернильницу.
Как потом рассказывала мать, он влетел в дом, и ни к кому из взрослых не обращаясь, 
прямо кинулся в комнату Ники, схватил чернильницу, которая стояла на столе и выскочил обратно. Вначале никто даже не понял в чем дело.
Ну а Ника был просто счастлив. Во–первых, он по форме являлся в школу, а во –вторых, у него такая умная собака. Во всей школе никто не мог похвастать такой.
Наступил один из весенних праздников. Все ушли на митинг. Дома остался только Джульбарс. Было тепло. Все окна были открыты.  Неподалеку на площадке дети, не дожидаясь темноты, стали запускать фейерверки, петарды. Одна из них залетела во двор Ники, и упала около окна.
Почти сразу загорелась занавеска. Джульбарс как-то понял опасность огня в доме и уцепившись за край занавески, всей своей мощью дернул ее на себя. Пылающая занавеска, вместе с карнизом выпала во двор.
К счастью общественное мероприятие проводилось неподалеку. Джульбарс кинулся туда, сразу нашел хозяина, схватил его за штанину, и заставил его бежать вместе с ним. Около дома хозяин уже увидел, что пожар.
Но к счастью, благодаря Джульбарсу, огонь пылал только во дворе, не успев еще приблизиться к самому дому. Хозяин и пришедшие на помощь соседи, быстро затушили огонь. Никто не мог себе представить чем и как отблагодарить Джульбарса.
Когда собака выросла,  Ника довольно часто стал ходить с ней в лес, собирали грибы и ягоды. Причем, Джульбарс, увидев какие грибы собирает Ника, стал активно искать такие же. Надо сказать, что его результаты почти всегда были лучше, чем у Ники.
Найдя, вероятно, по запаху, нужный гриб, он останавливался на этом месте, и ожидал пока Ника придет и срежет.
Товарищи по школе не хотели вместе с Никой ходить по грибы. Никакого соревнования не получалось. Ника со своим другом успевал набирать два туеска, пока у остальных ребят корзинки и до половины еще не были заполнены.
Очень часто создавалось впечатление, что собака понимает, что у хозяина проблемы с речью.
Однажды под вечер Джульбарс вошел в комнату, где занимался Ника, и стал его куда-то тянуть. Ника знал, что без дела, собака отвлекать его не станет. Он пошел за ней. Она привела его к небольшой закрытой  площадке, где зимой устраивали каток.
Ника заглянул в щель и увидел, что площадка разделена на квадратики, и в каждом из них стоит по одному ученику.
Во главе команды была учительница их школы. Она каждому из учеников диктовала по одному слову. Они должны были его правильно написать на бетоне, а затем вслух прочесть.
Это была одна из форм дополнительных занятий с отстающими учениками.
Ника сразу понял, что такие занятия и для него будут очень полезны. Он постучал в калитку, вошел на площадку и обратился  к учительнице с просьбой : «Можно, я тоже буду ходить на эти занятия»
Учительница очень удивилась, добровольцев у нее не было.
Она немного знала Нику, его проблемы  и охотно разрешила. В последующем она стала подбирать для него более сложные слова и короткие предложения. Ника, к этому времени  многое знал, потому что уже ходил в школу, а дома родители продолжали с ним заниматься, подстраиваясь  под проблемы текущего дня.
Тем не менее Ника чувствовал, что у него еще существуют речевые трудности, и не по годам серьезно относился к этому, используя любую возможность, чтобы побыстрее сравняться с другими  детьми.
Он очень охотно ходил на  новые для него  занятия, и очень радовался, когда удавалось усвоить новые слова, а тем более целые предложения.
Следует еще раз сказать, что Ника был очень способный мальчик, и все те мероприятия, которые с ним проводились  не замедлили дать свой результат. К моменту окончания первого класса, он уже почти свободно разговаривал.
Однажды он  взял Джульбарса на прогулку. Неожиданно Джульбарс стал тащить его в лес. Отношения этих двух лиц были основаны на полном доверии друг к другу. Поэтому  к изредка возникающим у собаки просьбам, в доме всегда относились  уважительно, и со вниманием.
Ника без всяких сопротивлений последовал за своей собакой. Она завела  его в самую густую чащу и  остановилась. Затем легла на живот и медленно поползла вперед. Через некоторое время она вернулась, явно приглашая Нику последовать за ней. Он тоже лег на живот и пополз за ней. Метров через 15 они остановились.
 Ника проследил за направлением взгляда Джульбарса и увидел логово в котором находились три маленьких волчонка.
Очень скоро пес показал, что надо обратно, пока волчицы поблизости нет.
Ника пополз, а его друг немного задержался. Ника заинтересовался, а что он делает?
Оказывается, что он подполз прямо к логову и облизал малышей. Затем обошел вокруг логова, помечая его. После этого стал возвращаться, но не по своему следу, а по Никиному, помечая и его.
Было понято, что умный пес старается, как может, скрыть следы человеческого  посещения, чтобы волчица, учуяв человеческий запах, не покинула логово, что подвергало опасности и ее, а в особенности,  маленьких волчат.
Более Джульбарс его туда не водил. Ходил ли сам - неизвестно.
Во всяком случае куски мяса которые подкладывали, на случай если он соберется в гости, иногда исчезали. В доме никто не сомневался, что Джульбарс отец этих волчат и ведет себя с ними и их матерью так, как заложено в их адаты.
Эти все подробности мне рассказал детский друг Ники, когда увидел, что я заинтересовался  судьбой этого человека.
Прошло года три. Ника практически уже свободно говорил, и не испытывал затруднений с речью. Единственное, что говорил он медленно и делал заметные паузы между словами и предложениями. Это у него осталось на всю жизнь. но каких либо помех ему не создавало.
Никифор был на всю жизнь убежден, что главным лекарем был для него Джульбарс. Он часами выслушивал однообразные звуки, которые ему нашептывал Ника.
 Однажды Ника пошел в школу, где обучалась его собака, и попросил наставника дать ему  записанные команды, чтобы он научился их грамотно использовать, и правильно произносить.
Это сыграло большую роль для Ники, который почувствовал себя увереннее, и Джульбарса, который избавился от сомнений на неправильно произнесенную команду.
Как-то Ника вместе со своим другом возвращался из школы. Вдруг на повороте, на противоположной стороне улицы, они увидели, что стая бездомных и диких собак атаковали  дом.
Надо сказать, что стая таких собак опаснее, чем стая волков. У них потеряно чувство страха, и осталась только жестокость. Они увидели, что одна из этих собак, будучи немного в стороне, схватила за руку хозяйского мальчика, лет 12-и и тащит его в гущу стаи.
Джульбарс сразу, не ожидая команды, бросился на защиту  ребенка.  Ника  кинулся за ним. Вдвоем они сразу отбили ребенка. Ника потащил его во двор и захлопнул калитку. А Джульбарс вступил в бой с захватчиком. Он очень быстро расправился с ним. Но в это время на него напала уже вся стая. Ника быстро сказал пострадавшему: «Беги в больницу, пусть тебе помогут а потом попроси, чтобы врач пришел сюда.»
А сам схватил пожарный багор и начал через забор стремиться воткнуть его в одну из собак. Наконец, ему удалось попасть в одну из собак.  Чем больше она дергалась, тем более глубоко в нее вонзался крюк багра.  В конце концов она затихла.
Гораздо хуже было положение Джульбарса. Ему пришлось отбиваться от всей стаи. Не считая первой, ему удалось еще двум псам прокусить горло. Ну а дальше стая сумела израненного героя сбить  с ног и не давала возможности подняться. К этому времени стали прибегать люди, с шестами, палками, и нападать на собак.  Они,  видимо, оценив ситуацию, сбились в кучу и покинули поле боя, направляясь в лес. У забора осталось  4 трупа собак. Трех угробил Джульбарс, одного Ника. Сам Джульбарс лежал неподвижно, непонятно живой, или мертвый. К этому времени пришел доктор. Когда он увидел сколько людей просят за Джульбарса, он понял, что надо спасать эту собаку, если еще возможно. Он наклонился над собакой, очень внимательно  осмотрел и выслушал пациента, а затем, выпрямившись, объявил, что он еще жив, но жизнь теплится едва-едва. Тут же во дворе срочно соорудили стол, уложили на него Джульбарса.
 Самое страшное было горло. оно оказалось прокусанным и не давало возможности дышать. Это место срочно обмыли, обстригли, сделали местный наркоз, и врач начал операцию.
Хорошо, что ящичек с инструментами, он захватил с собой.  Как только он выправил и зашил, что надо было, в глотке,  Джульбарс по-настоящему  вдохнул и стал дышать. Правда не ритмично, с перебоями, но врач рванные  раны обработал и успокоил людей, сказав, что так продлиться несколько часов. Остальные раны обработали чуть попозже, и врач сказал, что оперировать их будут поэтапно. Собаку на носилках забрали домой, и для Ники началась длинная эпопея возврата близкого друга к жизни.
Эта процедура сильно затянулась. Примерно полгода понадобилась пока он начал ходить. А еще через полгода все решили, что он вернулся к былой мощи и способностям. Дальше рассказчик ничего не рассказывал. Ника окончил школу и институт. Джульбарс, наверняка, пока мог, был с ним. Похоронили его в своем дворе.
Рассказчик запомнил эпитафию:

ДЖУЛЬБАРСУ!
МОЕМУ ДОРОГОМУ ДРУГУ, УЧИТЕЛЮ И ЛЕКАРЮ.
С ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ.
НИКИФОР.

Так маленький эпизод обернулся целой повестью добра и дружбы, как между людьми, так и между человеком и верной ему собакой.
Господи! Благослови их всех!