Понимаем ли мы поэзию?

     Маленький исторический экскурс.
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Поэт и толпа" сказал:
"Кругом народ непосвящённый
Ему бессмысленно внимал».
Там же - ещё более остро:
"И толковала чернь тупая..."
И в другом произведении - уже в форме полемики:
"За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык..."
("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы")

     Должен с огорчением констатировать: спустя 177 лет народ не стал более посвящённым или менее тупым (бессмысленным). В чём же суть проблемы?

     Для начала заглянем в медицинскую энциклопедию. Речь бывает: внутренней, внешней, устной и письменной. "Расстройства речи являются одним из симптомов заболевания или одним из его последствий». Различают восемь (!) видов речевых расстройств только устной речи. Одно из них допускает "нарушение ПОНИМАНИЯ речи".
     Вот почему мамы, читающие сказки Пушкина своим малолетним детям, не сталкиваются с проблемами их умственного развития, а в дальнейшем - успеваемости в школе. Хорошее слово не только лечит, но и развивает, расширяет кругозор. Ритмическая поэтическая речь - глубоко проникает в сознание ребёнка, формирует чувство гармонии, меры и любви. Образует центры образной привязки памяти, которые способствуют оптимальной обработке информации. В итоге - личность стремительно развивается, радует всех своей неординарностью и талантливостью.

     Адекватное восприятие смысла и замысла произведения требует подготовленной матрицы человека: грамотности, начитанности, образованности, культуры и интеллекта.
Читатель должен уметь сопереживать на уровне сотворчества, иметь навыки работы с литературой. Увы - это далеко не всем дано в силу целого ряда причин и обстоятельств.
Статистически - одному из десяти тысяч взрослого населения. Отсюда (ведь каждый поэт проходит и сам стадию читателя) и чрезвычайно малое количество поэтов, творчество которых переживает их самих.

     Поэтому требовать от всех читателей ПОНИМАНИЯ поэтического слова - тоже бессмысленная попытка. Но хотя бы увеличение грамотной прослойки в обществе - крайне желательно для любого государства. Это требование времени, и оно равно относится как к гуманитарной, так и к технической сфере человеческой деятельности.
   
   Для примера приведу рецензию читательницы на стихотворение замечательного русского поэта Евгения Чепурных.

Рецензия на «Гостиница» (Чепурных Евгений Петрович)
собаки, они такие, ждут своих любимцев.. и даже не любимцев ждут
даже не многие люди так могут( это я так, немного не по стиху, в сторону ударилась)) а стих отличный!
Натка Славкина   20.03.2014   

Вообще-то я не про собак, конечно...Спасибо за добрый отзыв.
Чепурных Евгений Петрович   20.03.2014

   Приведу концовку произведения, чтобы было понятно о чём речь.

А вот те, перед кем виноват,
С кем бы выпил
До песни,
До драки.
Те давно уже дома сидят
И меня поджидают, собаки.

     А спор физиков и лириков разрешил своим личным примером ещё Леонардо да Винчи: будущее - за всесторонне развитой личностью.


Рецензии
СВЕТ РОССИИ
России свет священный лучезарный:
Вселенной пролагает млечный путь!
В сраженьях и боях народ наш славный,
Ни кто не сможет Русь с пути свернуть!

Пускай на кванты рвутся звездолеты,
Галактики охвачены, горят лихим огнем!
Но в мирозданье лучшие российские пилоты,
Врага мы на фотоны и на кварки разобьем!

Олег Рыбаченко   20.06.2017 21:04     Заявить о нарушении
Коль о России есть такие строки -
её ждёт путь нелёгкий и далёкий.

Владимир Юденко   21.06.2017 09:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.