Понимаем ли мы поэзию?

     Маленький исторический экскурс.
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Поэт и толпа" сказал:
"Кругом народ непосвящённый
Ему бессмысленно внимал».
Там же - ещё более остро:
"И толковала чернь тупая..."
И в другом произведении - уже в форме полемики:
"За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык..."
("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы")

     Должен с огорчением констатировать: спустя 177 лет народ не стал более посвящённым или менее тупым (бессмысленным). В чём же суть проблемы?

     Для начала заглянем в медицинскую энциклопедию. Речь бывает: внутренней, внешней, устной и письменной. "Расстройства речи являются одним из симптомов заболевания или одним из его последствий». Различают восемь (!) видов речевых расстройств только устной речи. Одно из них допускает "нарушение ПОНИМАНИЯ речи".
     Вот почему мамы, читающие сказки Пушкина своим малолетним детям, не сталкиваются с проблемами их умственного развития, а в дальнейшем - успеваемости в школе. Хорошее слово не только лечит, но и развивает, расширяет кругозор. Ритмическая поэтическая речь - глубоко проникает в сознание ребёнка, формирует чувство гармонии, меры и любви. Образует центры образной привязки памяти, которые способствуют оптимальной обработке информации. В итоге - личность стремительно развивается, радует всех своей неординарностью и талантливостью.

     Адекватное восприятие смысла и замысла произведения требует подготовленной матрицы человека: грамотности, начитанности, образованности, культуры и интеллекта.
Читатель должен уметь сопереживать на уровне сотворчества, иметь навыки работы с литературой. Увы - это далеко не всем дано в силу целого ряда причин и обстоятельств.
Статистически - одному из десяти тысяч взрослого населения. Отсюда (ведь каждый поэт проходит и сам стадию читателя) и чрезвычайно малое количество поэтов, творчество которых переживает их самих.

     Поэтому требовать от всех читателей ПОНИМАНИЯ поэтического слова - тоже бессмысленная попытка. Но хотя бы увеличение грамотной прослойки в обществе - крайне желательно для любого государства. Это требование времени, и оно равно относится как к гуманитарной, так и к технической сфере человеческой деятельности.
   
   Для примера приведу рецензию читательницы на стихотворение замечательного русского поэта Евгения Чепурных.

Рецензия на «Гостиница» (Чепурных Евгений Петрович)
собаки, они такие, ждут своих любимцев.. и даже не любимцев ждут
даже не многие люди так могут( это я так, немного не по стиху, в сторону ударилась)) а стих отличный!
Натка Славкина   20.03.2014   

Вообще-то я не про собак, конечно...Спасибо за добрый отзыв.
Чепурных Евгений Петрович   20.03.2014

   Приведу концовку произведения, чтобы было понятно о чём речь.

А вот те, перед кем виноват,
С кем бы выпил
До песни,
До драки.
Те давно уже дома сидят
И меня поджидают, собаки.

   Приведу и ещё один пример.

Рецензия на «Звонарь» (Маргарита Крымская)
Профессиональное заболевание звонарей не немота, а глухота.
Некоторые строчки тяжеловато читаются.
Светлана Светленькая  2016

Светлана, спасибо!
В этом стихотворении речь идёт не о профессиональном заболевании.
С теплом,
Маргарита Крымская  2016

     А спор физиков и лириков разрешил своим личным примером ещё Леонардо да Винчи: будущее - за всесторонне развитой личностью.


Рецензии
Спасибо за интересную миниатюру. Но, к сожалению, сегодня часто не понимают не только поэзию. Не понимают (или не хотят понимать) обычный текст, если он противоречит внутренним установкам читателя. Спор физиков и лириков в наше время едва ли кто-то сумеет разрешить. Ждём современного Леонардо да Винчи.

Галина Романовская   19.06.2017 18:30     Заявить о нарушении
Галина, благодарю Вас за понимание и дополнение.

Владимир Юденко   19.06.2017 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.