Встреча с критиком

Татьяна Шардина
Пассажиры  самолёта, направляющегося в Софию, уже расселись по своим местам, я сидела у прохода, а кресло рядом со мной всё ещё пустовало. И тут я увидела старушку, пробиравшуюся по проходу и разыскивающую своё место. Стюардесса подвела её к месту рядом со мной и сказала с большим акцентом: "Госпожа, ваше место здесь!"
Старушка поздоровалась со мной и стала просить поменяться с ней местами: она любила сидеть у прохода. Я поменялась.
Вернее, слово "старушка" для описания её облика не подходит. Это была немолодая дама с седыми волосами, но достаточно ухоженная, интеллигентного вида, следящая за своей внешностью. Она была не по-старушечьи одета и украшена бижутерией.
Дама уселась на моё место, театрально высказывая мне старомодные слова благодарности, после чего попросила у стюардессы газет на русском языке. Экипаж был болгарский и газет на русском языке у них не оказалось.
Дама повернулась ко мне.

     - Вы заметили, какая красивая стюардесса? - спросила она.

     - Да, симпатичная.

     - Не симпатичная, а именно красивая! - сказала она настойчиво. - Редкой красоты! Лицо, причёска, фигура! А как улыбалась мужчинам! Она понимает, как она красива.

Я ещё раз посмотрела на стюардессу, хлопотавшую о пассажирах в проходе. Да, красивая, с ярким макияжем, вернее сказать не макияжем, а гримом, усиливающим её красоту, с аккуратно уложенными, густо покрытыми лаком чёрными волосами.
Дама обернулась ко мне:

     - А вы куда летите?

    - В Софию, как все. Самолёт же в Софию...

    - А я дальше, в Бургас, в Софии у меня пересадка.

    - Вы в Бургас на отдых, наверное?

     - У меня там квартирка на берегу. Апартаменты. Вообще-то я еду на всё лето и буду там работать.

     - А какая у вас работа, если не секрет?

   - Я -  журналист! - ответила она с достоинством. - Я специализируюсь на театральной журналистике. Зовут меня Анна Адольфовна Кузнецова, может слышали.
 
     - Нет, к сожалению, - ответила я и сказала ей своё имя.

     - Я известный журналист, - сказала она с интонацией упрёка, делая акцент на слове "известный", - в журналистике уже 50 лет! Несмотря на мой возраст, меня до сих пор приглашают в разные театры писать рецензии на спектакли. Нас очень мало, театральных критиков.
Недавно была в Новосибирске, потом в Белгороде. Театры мне оплачивают проезд, гостиницу. Я очень востребована.

     - Хорошо! - ответила я, удивляясь, с какой интересной персоной мне предстоит лететь. Самолёт уже разруливал по шереметьевскому взлётному полю.

Анна Адольфовна поделилась впечатлениями о Солнечном Береге, где у неё "квартирка", и поведала  о своей жизни: где родилась, где училась,  как попала в Москву и как стала театральным критиком.  Мы уже давно летели в облаках и собеседница рассказывала о себе. Взамен я рассказала о целях своей поездки.

    - А вы ходите в театр? - вдруг спросила она строго.

    -  Ну, бывает. Иногда. Я больше люблю музыкальный театр.

    - И что же вы смотрели?

 Мне пришлось назвать несколько опер, оперетт и пару мюзиклов.
Анна Адольфовна выслушала, удовлетворённо кивая головой.

     - Я и в музыкальных театрах работала, писала либретто, меня приглашали художником-постановщиком. - сказала она. -  Я и пишу тоже как писатель.

 
К тому времени я начала публиковать свои рассказики на Прозе.ру и, услышав, что дама - писатель, задала ей вопрос, о котором потом пожалела.

     - А вы не публикуетесь на Прозе.ру?

     - На Прозе ру? Что это ещё за проза ру?! Портал? Скажете тоже! Буду я ещё там публиковаться! Да там одни графоманы! Проза ру! - Анна Адольфовна была возмущена. - Да я и понятия не имею, что это такое! Это - не мой уровень!

     - А где вы, позвольте спросить, публикуетесь и что вы написали, если не секрет? - Спросила я.

     - Я? - она начинала раздражаться. - В журнале "Нева"! Я опубликовала свою повесть "Сама с собой". И ещё пишу книгу о театре. А эти графоманские сайты я и не читаю никогда. Что там за авторы? Пустышки!

Я вытащила из сумки книгу и начала было её читать, но смысл прочитанного не доходил.  Анна Адольфовна продолжала свой монолог.

     - Я  - профессор, театральный обозреватель,  член Союза журналистов. Буду я ещё заходить на эти бездарные сайты! Это для бездарей! Я преподаю в Институте журналистики, веду мастер-класс, у меня студенты, очень меня любят. На моих лекциях всегда много студентов, мои лекции не пропускают. Потому, что нет театральных критиков в стране. Многие хотели бы стать, да не каждому дано.
Только я и ещё одна женщина, - она назвала фамилию - но она уже состарилась, редко пишет, и по провинциальным театрам уже не ездит. А я езжу, несмотря на то, что мне уже скоро восемьдесят. Журналистика - моё призвание, моя жизнь.

    -  Моя дочь тоже журналистка. - зачем-то ляпнула я. Ну вот кто меня "за язык тянул"?

    - Дочь журналистка? - оживилась Анна Адольфовна. - Что же она закончила?

    - Журфак МГУ.

    - Таак! И где же она работает?

    - Работает в одном интернет издании, специализирующемся на здоровом образе жизни.

    - Ой, все эти интернет-издания, это такая ерунда, это такие пустышки! Я знаю только одного настоящего журналиста, пишущего о здоровье - это... - и она назвала неизвестную мне женскую фамилию. - Слышали? Эта женщина моего возраста, она имеет медицинское и журналистское образование и пишет замечательные статьи о здоровом образе жизни. Вот у неё бы поучиться вашей дочери! Не знаю, преподаёт ли она нынче. Остальные все - пустышки!

Анна Адольфовна начала меня расспрашивать, у кого моя дочь училась, я старалась вспомнить имена, фамилии и дисциплины, и наш разговор стал похож на допрос, где она играла роль следователя, а я - подозреваемого. Соседи вокруг наверняка слышали наш разговор, но не подавали виду.

     - Чувствуется, что вы ничего не смыслите в журналистике! - заключила Анна Адольфовна, - зачем вы вообще отдали дочь в этот вуз? Вы-то сама кто?

    - Во-первых, дочь сама выбрала этот вуз, во-вторых, я хоть и  не журналист, но всегда любила читать, и писала немного.

    - Что, что вы писали?

   - Стихи в юности писала, потом заметки в местную газету, рассказики о своей жизни...

    - Чтобы писать стихи и рассказы, способности надо иметь, а это не каждому дано.
 
    - Это хорошо, что вам дано...

    - ...а то способностей нет, а они стремятся писать, а сами - пустышки. И ещё опубликовывают свои бездарные, бесталанные тексты. На этом, как вы там сказали, сайте.

    - На Прозе.ру, вы хотите сказать?

    -  Да, на Прозе.ру.  И ещё там какие-то есть, с позволения сказать, литературные сайты. Забыла как их... Сборище графоманов!

    - Ладно, Анна Адольфовна, давайте на этом закончим наш разговор. Я больше не хочу слышать вашу критику. Вы - театральный критик, критикуйте спектакли!


Я развернула книгу и продолжила чтение. Но чтение не шло. Я была взбудоражена и думала о своей собеседнице.  "Это же надо! Анна Адольфовна! Божий одуванчик! Какое самомнение, сколько критики по отношению к другим и нисколько - по отношению к себе! Есть ли там свободное место, чтобы пересесть от неё? И мест нет, лето, всем надо в Софию. А отчество-то какое!  Ведь в войну была ребёнком, и после войны жить с таким отчеством каково было? И ничего, пробилась!" - крутилось в голове.

Красивая стюардесса принесла сэндвичи, упакованные в целлофан, и чай-кофе. В болгарских рейсах всегда очень скудный обед.

Моя соседка долго молчать не смогла.

    - Что это вы там читаете? - спросила она мирным голосом.

    - "Евангелие от Марка". - Ответила я. - Я в самолёте люблю читать Евангелие.

Анна Адольфовна высказала своё отношение к вере.
 
- А  это что за человек? - спросила она, увидев вложенную в книгу открытку.

- Это фотография Иисуса Христа, 3-D, восстановленная по отпечаткам на Плащанице.
Она взяла фотографию, посмотрела и вернула со словами: "Изображают Христа голливудским красавчиком. Он разве таким был? Не думаю я, что он таким был".

После этого моя собеседница продолжила прежнюю тему.

    - Вот вы говорите - дочь. Пусть поступает в наш Институт журналистики и литературного творчества и готовит себя на литературного критика. Это сейчас очень востребованная специализация. Надо учиться дальше.

    - Она уже готовится поучиться за рубежом.

    - Где за рубежом?

    - Где-нибудь, может быть, в Лондоне. Пока находится в поиске.

    - Зачем ей учиться в Лондоне? Это, небось, и денег больших стоит?

    - У дочери есть муж, они хотят пожить в другой стране, работать, учиться. Что в этом плохого?

    - Учиться журналистике за рубежом! Только у нас можно научиться, только у нас в России! Я выучила стольких специалистов, сколько у меня было талантливых студентов, не пустышек каких-нибудь,  и я знаю, что говорю.  Вы в этом деле ничего не понимаете, отдавали бы дочь куда-нибудь в другое место, на другую специальность.

     - Я никого не отдаю, она сама выбирает себе путь. Она хочет делать фильмы, это её выбор и её желание. Она взрослая и сама разберётся, что ей нужно. Я за неё не решаю.

    - Фильмы? Так у нас же прекрасный Институт кинематографии! Пусть идёт туда! Будет кинокритиком. Там такие профессора! - и она начала перечислять фамилии.- Меня туда приглашали преподавать, я просто везде не успеваю.  Сейчас очень мало хороших журналистов в стране.

     - Почему же мало? Я считаю, что вполне достаточно.

     - Ну кто, кто? кого вы мне назовёте?

     - Никого я называть не хочу. Много есть разных каналов на телевидении, разных изданий - как на бумаге, так и в интернете. Полно хороших специалистов, кого я должна называть?

     - Потому, что вы в журналистике не смыслите, не смогли свою дочь сориентировать. Кто она у вас будет? Пустышка!

    - Знаете что? Я вас просила, давайте прекратим этот разговор! Я хочу спокойно долететь до Софии, почитать книгу,  вы меня вовлекаете в беседу, а потом пытаетесь унизить. У вас все "пустышки". Давайте помолчим, тем более, что мы мешаем пассажирам.

Оставшееся время до Софии мы летели молча. После приземления  я сухо простилась с попутчицей  и вышла самой первой.

Через несколько дней я вспомнила об Анне Адольфовне и нашла в интернете её рассказ  "Сама с собой".  Каким же пронзительным  одиночеством полон этот рассказ, какой обезоруживающей откровенностью старой, доживающей свой долгий век женщины, пережившей своего мужа и дочь! Рассказ действительно меня увлёк и наполнил состраданием к автору.

 Какими мы будем в старости? И доживём ли до неё?


Все совпадения случайны.