Родительское собрание

Виктория Белькова
– Дорогие родители! Проходим в кабинет биологии, – голос организатора призывно звучал в стенах коридора.

Лена оглядела кабинет. Уютно, хорошо. Должно быть, приятно в таком кабинете учиться. В наше время все было намного скромнее. Можно сказать, беднее. А сейчас у детей есть все. И все-таки чего-то им не хватает.  Чего?  Вот и директор школы, молодая и энергичная, – тоже не может этого понять.

По стране прокатилась волна детских самоубийств. Синие киты… Единороги, бабочки… Группы смерти. На повестке дня родительского собрания стоял только один вопрос: Как оградить, а вернее, отследить детей в социальных сетях?  Что с этим страшным явлением делать?  Непонятно.  Даже ФСБ не знает.

Лене казалось, что она попала в сюрреализм.  Вернее, этот сюрреализм ворвался в мирную жизнь, проникнув, как тать.  Да, что-то там говорили в новостях, что-то слышала от знакомых.  Но то, что прозвучало на собрании, произвело шоковый эффект.



                ***

               
За десять лет до описываемых событий.
 
– Елена, – окликнул Лену после службы протоиерей Николай, – у меня к вам разговор. А не хотели бы вы поучиться на курсах ОПК – «Основы Православной культуры»? У вас же педагогическое образование? Ну вот! Там, говорят, преподаватели из Московской духовной академии будут! Соглашайтесь!

Так Лена очутилась на курсах. Курсы оказались долгосрочные. И учеба на курсах до сих пор вспоминается, как очень светлое, позитивное, насыщенное новыми знаниями и открытиями время.  Многое в ее внутреннем мире встало на свои места.  Нашлись ответы на самые, казалось, неразрешимые вопросы. Захотелось поделиться этим богатством с людьми. И в первую очередь с детьми. Но в школу Лену не пустили:

– У нас светское образование. И вообще, главная задача современной школы – это обучать, а не воспитывать детей.

– Но курс ОПК  как раз для светских школ. Вот в Белгородской области, например, он уже более десяти лет преподается не только в школах, но и в детских садах, – пыталась слабо резюмировать Лена, – и разве можно отделить обучение от воспитания?  Учитель вошел в класс, он еще ничего не сказал, но его внешний вид, манера держаться – это уже воспитывает детей…

Тогда руководство школы осталось при своем мнении.  Лена вынырнула из воспоминаний.  Родителям показывали слайд-фильм на тему собрания. Фото детей, видео…  Рисунки китов на стенах детских комнат…   Последние записи в переписке, завещания…  Сейчас публичной становится не только жизнь, но и ее конец.

Те нелюди, что подстрекают одиннадцати - двенадцатилетних подростков к самоубийствам через мониторы компьютеров, подло используют одно из самых спасительных для человека чувств – ВЕРУ.  Веру в загробную жизнь.  Но как лукаво они это делают!  Убеждают детей, что есть жизнь после смерти и ни слова не говорят о том, что загробный мир полярен! Что там, за чертой смерти, есть не только рай, но и ад. И что самоубийство, по учению Православной церкви, – это прямой путь в преисподнюю.

Бедные дети! Им за всю их жизнь никто об этом не сказал! Не объяснил!  И теперь они становятся жертвами бесочеловеков.  Зато у нас светская школа, не позволяющая говорить детям правду о загробной участи души.  А еще у нас образование тщательно пытаются отделить от воспитания. Как будто это можно отделить одно от другого.


               
                ***


Здесь всплывает и проблема детского одиночества.  Едва подросшего младенца родители торопятся отдать в детский сад. И происходит надрыв близких отношений в самый главный и ответственный период жизни ребенка.  Маме нужно работать. И бедные, замотанные работой и семейным бытом мамы не замечают, как дети, воспитанные чужими тетями, отдаляются от них, замыкаются в своем мирке. Ребенок, окруженный толпами, по сути, равнодушных к нему людей, страдает от одиночества, от невозможности поделиться с кем-либо сокровенным, своими радостями и тревогами.

Перед Леной положили листок-памятку с информацией, которая может быть полезна для родителей. Ни один из пунктов памятки не отвечал на вопрос: ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?  Расписалась в своем безсилии и директор:

– Информацию я вам дала, а что делать, чтобы предотвратить трагедию, я не знаю…

Директора понять можно.  Трудно человеку, опирающемуся только на материализм, объяснить явления, выходящие за рамки материального мира.  Отрицая духовную сторону жизни, люди пасуют перед явлениями нематериальными.


С высоты настенного портрета взирал дедушка Дарвин.  Он, видимо, тоже не знал, что делать?  И кто сейчас вспоминает о том, что Чарльз Дарвин был верующим человеком?  И что его теория происхождения человека состояла более чем из десяти пунктов, некоторые из которых носили характер шутливых гипотез.  Первым пунктом в его теории значилось: «Человек создан Богом». А версия происхождения человека от обезьяны стояла в середине списка, кажется, под номером шесть. Но богоборцам-революционерам понравилась именно эта нелепая версия, которая и была поднята на революционные знамена.

А сейчас мы не знаем, как сохранить наших детей?  Не хочется быть пророком, но по логике вещей, если наше образование останется на уровне «обезьяньего» дарвинизма, если мы сами не будем доверять своим детям, не станем для них близкими друзьями, то появившиеся «синие киты» и их клоны – это только первые цветочки всё возрастающей проблемы.


Лена прощалась с учителями, родителями, а в голове не переставал звучать вопрос директора школы:

– А вы знаете, по каким лабиринтам соцсетей гуляют ваши дети?


Дома навстречу выбежала дочка-первоклассница:

– Мамочка, ты уже вернулась?

– Да. А ты что делаешь?

– «Карусель» по телеку смотрю.  А что?

– Ничего.  Просто спросила. Поможешь мне на кухне?

– Да! А можно я сама салат сделаю?

– Можно.

Лена задумчиво глядела на маленькую дочку.  Та в последнее время стала приставать к родителям с просьбой: подарить ей  сотовый телефон.  «С телефоном можно подождать.  Мала еще, – размышляла мать про себя, – лучше новый велосипед купим».



Картинка из интернета