На Луне

Олег Каримов
Загадочный свет Луны много веков не давал покоя пытливому уму человека. С незапамятных времен Луне отводились разные ипостаси.  Она была божеством для человека живущего за долго до появления телескопов и других инструментов научного исследования. В древнеегипетской мифологии, например, важное место было уделено богу Луны, имя которому Тот. Он считался изобретателем письменности, календаря, покровителем библиотек, чиновников, наук, автором священных книг, изобретателем религиозных обрядов. Один из самых могущественных богов мифологии древнего Египта был отражением десятков, а может быть и сотен олицетворений Луны культур различных народов.
С развитием науки и техники, понимание человеком природы этого объекта сильно изменилось. Изобретение телескопа в XVII веке позволило ученым увидеть поверхность Луны с её сложным рельефом, а также осознать место Луны относительно нашей планеты. Теперь уже каждый ребенок знает, что никакое это не божество, Луна - это естественный спутник Земли.
Затем человечество долго боролось с земной гравитацией для того, чтобы выглянуть наконец за края своей колыбели, шагнуть в неизвестное, побывать в новых краях. Человек по природе своей странник, и другие земли всегда манят его воображение. Во второй половине XX века люди совершили революцию в изучении космического пространства. Был запущен первый искусственный спутник Земли, первый человек отправился в космос, первые автоматические миссии и первые люди на Луне. После этого многие лунные программы были свернуты и отложены в долгий ящик. Казалось, что люди удовлетворились вкусом космической гонки, что цель достигнута и большего человечество не желало. И ночная спутница Земли теперь оставалась долго нетронутой человеком. Так было до 2028 года.
 
* * *
Снова командировка. Снова эта гребаная Луна. Жена орет на меня как сумасшедшая. Дети ревут, словно у них отняли все игрушки. Два дня я терпел эту истерику, пытаясь объяснить, что моя работа приносит много денег, что это предмет гордости нашей семьи. Я, честно сказать, сам не в восторге от того, что мои дети по полгода остаются без отца. Я прекрасно понимаю, что Жасмин, женщина в полном расцвете сил, в мое отсутствие тратит все свое время на детей, вместо того, чтобы валяться на лазурном берегу, потягивая коктейли. Но я не виноват, что в этот период бурного освоения Луны так мало специалистов по развитию и эксплуатации лунной инфраструктуры. Можно подумать, что я в восторге от того, что я полгода буду жить в крошечном номере с очередным идиотом, слушать его бредни и храп по ночам. Можно подумать, что я буду рад избавиться от этого ужасного вида цветущего зеленого города из окна, что мне приносит удовольствие, когда все благи человечества находятся от меня за триста восемьдесят тысяч километров! Но, черт побери, я все равно лечу на эту гребаную Луну.
 
Сумка Джеффа была наполнена минимальным количеством необходимых предметов. В основном еда и средства гигиены. Они пригодятся, пока он пару недель проведет в центре подготовки. Пройти медицинское обследование, как следует отдохнуть, прежде всего морально, и пройти все необходимые инструктажи - обязательный обряд перед каждым полетом. Такси, самолет, спецавтобус, потом вертолет, потом опять спецавтобус, койка, сон. Он лежал и думал, что вот, еще пару десятков лет назад, каждый человек, наверное, хотел побывать в космосе. А теперь это превратилось в обычную рутинную командировку для тысяч людей, трудящихся в компаниях, дорвавшихся до этого лакомого кусочка. “Мун Девелопинг Компани”, например, в которой работает Джеф, активно развивает строительство на поверхности спутника. Дома нужны тем, кто прилетел работать, а таких очень много. Тысячи ученых, специалистов различного профиля и операторов робототехники трудятся, добывая ресурсы, возводя солнечные панели, налаживая производство. Джефф был колесиком в этой многомиллиардной лунной лихорадке.
 
-Извините, вы, кажется, Джефф Джонсон? - прозвучало за спиной на ломаном английском
-Да, это я. Я вас знаю?
-Меня зовут Александр, я из России. Мы не знакомы. Моя дипломная работа называлась “Учет сейсмической активности при проектировании лунных жилых конструкций”, и я использовал ваши статьи, они мне очень…
-Спасибо, - перебил его Джефф, - я рад, что вложил свою лепту в вашу работу. Однако, я тороплюсь.
-Ничего страшного, Джефф, я лечу с вами.
Александр молодой специалист, который вот-вот окончил университет и устроился работать в компанию “Мун Девелопинг Компани” младшим инженером лунных жилых комплексов. Первая командировка оказалась для него очень волнительным событием, и восторгу, который он испытывал, не было предела.
 
Двадцать человек погрузились в автобус, который в течении получаса доставит их на космодром. Джефф все время переглядывался с Александром и видел в его взгляде огонь, который когда-то загорелся и в нем самом. “Тогда, десять лет назад, - вспоминал Джефф, - я испытывал то же самое вдохновение. Я был во второй тысяче людей шагнувших на древний реголит, но мне казалось тогда, что я первый. Маленькое, неудобное жилье, шум вентиляции, громоздкий скафандр, который приходилось надевать почти каждый день - все это не мешало чувствовать себя счастливым. Но прошли года, и эта космическая романтика превратилась в обычную рабочую суету.”
Вот все заняли свои места в просторной пилотируемой капсуле “Континент”, ощущая волнительную вибрацию корпуса. Обратный отсчет прозвучал из динамиков, рев двигателей и невероятная мощь ощутилась пассажирами в каждой точке опоры. Через пару минут ракета достигает заданной высоты, ступени отделяются и возвращаются обратно, а капсула делает виток вокруг Земли и отправляется в полет, который продлится двое с небольшим суток.
 
Александр часами смотрел в иллюминатор и наблюдал, как лунный диск становится все больше, а детали его поверхности приобретают новые очертания. Но признаков человеческой цивилизации, за исключением спутников, и пару раз поднявшихся с поверхности аппаратов, не было.  Когда капсула подлетела ближе, то на потемневшем краю огромного каменного шара появились огоньки. Их было много и своим бесчисленным количеством они образовывали множество звездообразных островков. “Вот она, человеческая цивилизация! - восхитился Александр, - А ведь каких-то пятьдесят лет назад это была совершенно пустая каменная глыба”.
После нескольких витков, сделанных капсулой вокруг спутника, активизировались тормозные двигатели. Под действием обратной тяги и гравитации “Континент” начал медленно прилуняться. Далее он мягко опустился на специальную посадочную площадку, к которой уже подъехал огромный герметичный автобус и осуществил стыковку с капсулой. Через несколько сотен метров пути автобус остановился у большого ангара, заехал в него и снова присоединил свой стыковочный шлюз к шлюзу жилого модуля. После того, как давление нормализовалось, люди вошли, и начали спускаться вниз. За ними закрылась герметичная дверь. Жить предстояло под лунным грунтом.
 
* * *
Джефф и Александр часто пересекались в столовой, и даже иногда ели за одним столиком. Еда, кстати, была вполне себе земная. Искусственные плантации под лунным грунтом давали хороший урожай, несмотря на такую низкую гравитацию. Помидоры чувствовали себя прекрасно, кажется, даже лучше, чем люди, которые их ели. А специально выращенное мясо почти ничем не отличалось от мяса настоящих животных, напротив многим оно нравилось больше, ведь создано оно без всяких страданий и убийств. В общем пищевая промышленность была налажена хорошо. И вот Александр с восторгом рассказывал о том, какую работу проделывал накануне, спрашивал советы, интересовался делами Джеффа. Так было в первый месяц.
-Знаешь, Джефф, мне кажется, здесь круто. Чего все кислые такие ходят? Мы на Луне, иииихууу!
-Да-да, понимаю тебя, - ответил собеседник, - сам так думал раньше…
Прошло пару месяцев работы во внеземных условиях, и огонь Александра уже немного потускнел.
-Что-то кости болят в последнее время, - пожаловался он за очередным обедом, - и башка раскалывается…
-А ты что думал? В рай попал?
-А я думал… Луна…
-Тоже мне… Романтик… Зайди в мед отдел. У тебя кости не привыкли к такой силе тяжести, а воздух тут стерильный, вот и голова болит.
 
* * *
Прошло полтора года с того момента, как команда вернулась с командировки. Джефф зашел в небольшой паб около его дома. Услужливый робот поднес кружку пива, которая переливалась рекламой различных товаров и услуг. И вот эта интерактивная кружка предлагала все на свете: от дешевых курортов, до выгодной продажи квартир.
И так каждый раз, если не доплачивать лишний доллар за отсутствие рекламы.
-Здорово, - произнес человек, севший за соседний столик.
-Привет, Питер.
-Ну как твоя жизнь холостяцкая?
-Не сыпь ты соль на рану.
-Слышал, твою должность тот русский занял.
-Добился все-таки. Красавчик. Его, говорит, тоже жена бросила. А он все летает. И чего ему эта Луна?