Тёщин дневник

Арина Ермолова
    
      В школьные годы мы с моей сердечной  подругой  Жанной  вели  личные  дневники.
      Дневники  писались  в одинаковых блокнотах, кои приобретались на сэкономленный  от школьных  завтраков  "карманный металл".
      На первой странице мы  крупно писали  "ДНЕВНИК" и клеили  фото артиста. Благо,  фотографий артистов в киосках Союзпечати в шестидесятые было - что пачек сигарет  сегодня. "Чёрно-белого"  народного или  заслуженного можно было купить  за  8 коп., а  "цветного" - за 15.  Каждый был волен получить свой кусочек  счастья от   "важнейшего  из  искусств".
      Когда  блокнот исписывался до последней страницы,  фото артиста аккуратно вырезалось и приклеивалось в новый. Или  "заводился"  новый   артист.
      Надо  отметить наше с Жанной  "женское  постоянство":  у неё все  десять лет (позже оказалось -40) на  первой странице фигурировал интеллигент  Алексей  Баталов , а у меня  - хулиган  Александр   Збруев.
      После   окончания  школы ,  пути  наши  разошлись. Дневников  я более не  вела,  а школьные -  не хранила.  И какова же  была  моя радость, когда, встретившись  очередной раз,  Жанна предложила мне все свои  дневники  ( более двадцати!!!).
      - Могу  отдать  их  только  тебе.  Может,  что  нароешь для  своего  творчества,-  Жаннета всегда  была  великодушна.

      Нарыла...
      Даты я исключила,  места происходящих  событий и  имена  изменила. Но любовь  и тепло  к близким мне  людям  сохранила ( как  сохранила  и простые  обиходные  слова  и выражения  в  дневнике).
      Грейся  и Ты,  Читатель.

                ***

      Завтра - выпускной. Я  должна сделать  выбор. Я  обещала. Месяц  назад я думала, что  это будет  легко,  что  я  разберусь,  а я  запуталась  ещё  больше.
      Глеб  или  Тарас?  Почему бы  одному  из них не влюбиться и не  подружиться с какой-нибудь  девочкой?   Или  даже  двоим?
      Мы  знаем  друг друга  с  детсада,  живём в  одном  дворе. Почему  я должна  делать  выбор? Нет,  я  не  готова!


      У  меня  - горе ( или во  взрослой  уже  жизни  это  называется "депрессия").  Мы  мечтали втроём  поступать в  мед. А  сегодня  Тарас  сказал, что  поступил  на  годичные  медицинские  курсы  и  весной  уйдёт  служить.
      Как  он  мог  так?  Без нас.


      Мы  с  Глебом  поступили   в  мединститут.  Куда  же  нам  ещё? Все  наши  "предки"  - врачи.
      Мы - студенты!!!   Ура!!!


      Сегодня  провожали   Тараса.  В  воздухе  нестройно  "40-я  армия".  Мы  знаем ,  что  это  -  Афган.
      - Мы будем  тебя  ждать, -  говорю  я  Тарасу, не  сдерживая  слёз.
      Зачем я  сказала  "Мы" ?  Какой  он  замечательный.  Мы  раньше никогда так  надолго  с ним  не  разлучались.   Как  я буду  жить   без  него?


      Мы  с  Глебом закончили  второй  курс  и расписались.  Родители  организовали  нам  свадебное  путешествие на  месяц. Мы  счастливы!!!


      Ах ,  эта   ведьма-почта!   Опять  потеряла  письмо  от   Тараса. Он  поступил в Ленинградскую ВМА  и  гостил  у отца аж  две  недели!!! Разминулись...


      Сегодня  хоронили  отца  Тараса.  Тарас  сам  не  свой.  Сказал   Глебу: " Это  я  виноват,  я  его  не  берёг. После   смерти  мамы отцу  было  трудно. А  я не видел,  не  чувствовал...  Он  ведь  всегда казался могучим  и  здоровым.  Теперь  у меня никого  нет ближе  вас,  ребята. Вы -  моя  семья"


      У  нас  родился сын.  Назвали  Тарасом. Как  иначе?
      Тарас  сейчас  в составе группы  студентов-медиков в  Спитаке.  Сегодня  по TV сообщили  данные о  жертвах  землетрясения: " 25 тыс. погибших,  150 тыс.  раненых. Разрушения  равносильны  взрыву  десяти  атомных  бомб,  сброшенных  на   Японию..."
      Мы  любим  тебя,  Тарасичек,  береги  себя!!!


      Звонил  Тарас.  Уезжает  на  Кубу. Заедет  к  нам  на  пару  дней. Не  видела  его  два  года.  Получил  серьёзную  травму  в   Карабахе. Глеб  летал к  нему в  госпиталь - хотел  забрать к  нам.  Не  разрешили  перевозить...  Слава   Богу,  обошлось.


      Приехал!!!   Такой родной,  но  внешне -  совсем  другой :  красив,  крепок, сдержан, стал  похож  на  отца. 
      Полная  противоположность  моему  вертлявому   Глебу.
      Меньшему  Тарасу   восемь  уже,  от   Тараса большого -  ни на  шаг.


      Господи,  нам  уже по  40.
      Завтра приезжает   Тарас.  Вместе  нам  120! 
      В  прошлом  году,  наконец,  женился на  своей  коллеге -  военно-полевом  хирурге   Жанне. У  неё  дочь  четырнадцати  лет.
      Так  что  сразу -  и муж  и  папаша.
      Повезло  женщине   Жанне.


      Жуткая  новость!  Вчера погибла  жена  Тараса.  Они  вместе  работали в  составе  медгруппы в  зоне  грузино-южноосетинского  конфликта.


      Приезжал   Тарас. Ожидала  увидеть  его  сломленным  или  уставшим.  Фиг  вам,  Жанночка!   Врач-солдат!!!  Этим  всё  сказано.  Принял  решение "бросить   якорь"-  нужно  поддержать  дочь: заканчивает  школу, хочет  стать  врачом.


      Сын   надумал  жениться. Глеб  считает,  что  рано. Но  сам-то  "окольцевался"  в  20,  а  сыну  уже  25.  Свадьбы  не  хотят.  Расписываются  и уезжают  работать  в   Индию (  оба  -  врачи  инфекционисты).


      Осталась  одна  со  своим  дневником да  с  Алексеем  Баталовым.  Недавно  прочла, что  он  тяжело  болен,  но  долгие  годы  пишет  книгу  ""Сундук  гастролёра".  И  я  пишу.
      Глеб,  конечно,  рядом...или  не  рядом?
      Позволяем  друг  другу быть  вблизи,  а близкими  так  и не  стали.
      Раздражение, недовольство  друг  другом  улеглось, вместе  выстроенное  благосостояние и   неизвестно  откуда  взявшаяся печать  "как у  всех" скрепила  почти 30-летний супружеский  союз.
      Радуйся,  Жанка,  и  не  гневи  Боженьку.


      Еду  в  командировку  в  Ленинград. Глеб  хочет,  чтобы  я непременно встретилась  с  Тарасом.  Сам  ему  звонил. Тарас  обещал  встретить.


      Дома.  Впервые , за   "многие  возвращения  домой",  не  рада  этому.  Чувствую  себя  гадко. 
      Нужно  было  прожить  столько  лет,  чтобы  понять,  что  самый нужный мне  человек  всегда  хотел быть рядом  и ждал.  И  это  ожидание  я увидела на  вокзале в глазах  Тараса...  Как  тогда,  десятилетия  назад,  у  военкомата.
      Чудесные  четыре  дня.
      С  трудом дожидалась   вечера.
      Всё по-дружески  чинно.
      Я  радуюсь  за  него:   профессия  любимая; дочь -  души в нём  не  чает- умница, после  института  работает в  Москве в  онкоцентре.   Надо  бы хоть  познакомиться с  ней -  живём  в  одном  городе.


      Получила несколько  "электронок" от  своих  "индюшек" с  приложениями:  более  полусотни  фоток!   Какое  счастье  получить  дочь-невестку  от  Боженьки.


      Глеба  почти  не  вижу.  Перешёл  работать в  институт.  Пишет  диссертацию. Приходит  поздно,  утром  спит, в  выходные -  институт. Кажется, за  последние  пару  месяцев видела  его  глаза  пару  раз.


      В преддверии  8  марта,  по  традиции,  встречаемся  с  подругами  детства. Нужно  бы  себя  "обновить" : в салон  сходить,  одёжку  сменить -  совсем  закисла.  Вчера  мальчонка в  больнице ткнул в  меня  пальцем  и сказал: " Вон  та тётка-врачиха..."


      Пятница.  Взяла  отгул.  Глеб  -  у друга  на  даче. С  утра  выспалась. Сходила  в  салон -  изменила  цвет  и форму  "верха".
      Погода,  настроение - чудесные! А  вот  и платье  "моё"  в  витрине.
      Захожу. Из примерочной выходит девушка.  Красавица. И  платье -  безукоризненно  изысканное . Для  меня  такое - молодёжно,  пожалуй.
      Улыбаюсь  ей,  показываю  "ВО!". Улыбка-"спасибо"- в  ответ.  Идёт к сидящему  в  кресле  мужчине.  Тот  спешно  встаёт.  Восторг от девушки  в платье виден  и  со  спины.
      Стоп.  Спина.  Глеб? Обнимает  девушку,  целуются,  идут  к  примерочной...
      Вылетела из  бутика,  бежала, будто  капля  ртути, гонимая  ветром.
      Дома -  душ,  душ,  душ...
      Вечером  позвонил  Глеб.  Сказал,  что  хорошо работается в  одиночестве и   остаётся  на  даче  на  выходные.


      Утром позвонила  подруге  в гостиницу. Сказала, что  приболела,  на  "стрелку"  не  приду.
      Подруга:
      - Я не для  того за  тыщу  километров ехала,  чтобы  услышать  от врачихи такую  чушь!
      Через  полчаса - она  у  меня  на  кухне.               
      - Всё  это  -  для  психоанализа, - говорит  подруга, выставляя на  стол  "звенящее белое  стекло".
      Она  права.
      Первое - убрало спазм-боль и внесло ясность.
      Второе - расслабило  и утвердило.
      О  Глебе  и его  барышне-красавице давно  знали  все.  Кроме  меня.
      - Ты,  главное,  не  шустри. Разъясни  для  себя: нужен он  тебе  или  нет?  Тогда  и  решение  само  придёт , - "психомотивировала"  меня  подруга,  уже  дважды  "разъяснившая с  браком" лично для  себя  и защитившая кандидатскую  по  истории  философии.
      - Живи  свободней  и  проще -  это  единственный  правильный сейчас  вариант  поведения. "Простота - крайний  предел  опытности  и  последнее усилие  гения", - сказал  Леонардо.  А  ему  можно  верить.               
      Этот "многовековой"  довод,  озвученный  подругой-философом,  завершил  наши  игры  с  "белым  стеклом" и  обозначил  курс  лечения  моего  состояния .  А  что  для  врача  может  быть  важнее выбранного курса!?


      На  встрече  с подругами  была  в  "молодёжном"  платье и с новой стильной причей!  Из  ресторана  забирал  Глеб.  Два  дня  рёва  и закусывание "психоанализа" и "психомотивации"  исключительно  квашеной  капустой (рецепт и готовка философа),  сделали сущие  чудеса :  эта  офигительная стройняшка с  чёткоочерченными  скулами ,  бездонными  влажными  глазами  и пухлыми  губами  в  зеркале  ресторана  -  Я!
      А новое  "молодёжное" платье-двойник "остолбенило" Глеба  минуты  на три.


      По  рецепту  подруги -  не  шустрю. Наблюдаю и  играю семейный спектакль. Похоже,  скоро  главный  герой  услышит  моё  "Не  верю!". 
      Чертовски  нравится  мой  либерализм  и ещё  я  влюбилась...в  философию.


      Завтра -  мой  день  рождения. Впервые  Глеб  не со  мной, в командировке.
      Зато  приехала  подруга,  привезла два  билета  на  "Ночных  снайперов" в клуб  "Москва".
      Никогда  не  ходила  по  клубам.


      Утром  позвонил   Тарас. Чуть  позже - доставили  цветы от  него.
      Глеб тоже,  конечно,  позвонил... Был не  очень  доволен своим  здоровьем,  командировкой, погодой  и  прочим  иным.
      То ли  бурчал,  то ли поздравлял.


      Клуб  встретил нас распахнутыми  объятиями  дверей,  охранников,  света,  музыки  и с  порога  пообещал  волшебный  вечер.
      И  не обманул.
      За  соседним  столиком сидел  мой  муж,  неожиданно  вернувшийся  из  неприятной  командировки,  со  своей, уже  знакомой  мне, молоденькой спутницей.
      Пришло  время  знакомства.
      Ах,  какой   Королевой  я  была! Как  всем  своим  видом  учила  быть   счастливыми! И  это  было   "последнее усилие  гения", правда,  которая  мне  нравилась.


      Разборок  с  Глебом  мы  избежали. Я  призналась, что  не  люблю  его. Он - что  влюблён.  Все  хлопоты  по  разводу  взял  на  себя.


      Вот  уж  месяц ,  как я  совершенно  свободна. Не  всякая женщина в  пятьдесят сможет и  захочет  сказать  это. Откуда-то  взялась  куча  свободного  времени,  лад  и спокойствие  в  голове,  море  заманчивых  предложений, а  ещё  больше -  желаний и  неосуществленных  когда-то  планов.
      Записалась  на  гончарное  дело,  хожу  плавать,  купила  новую  швейную  машину   и оверлок.
      Сутки  благосклонно   расширяются  передо  мной.


      Сегодня  звонил   Тарас.  Сообщил,  что дочь  выходит  замуж.  В   выходные  приедет вместе  с  женихом.  Рад, что  "жених -  не  юнец" ( так  сказала  дочь).  Поздравила. О  разводе  с  Глебом  не  сказала.  Всему  -  свой  час.


      Вчера  собиралась задержаться  в  клинике подольше :  расписать   назначения, просмотреть истории  вновь  поступивших. Лето.  День  длинный.
      В  обед  вызвал  к  себе  главный.
      Окинув меня  взглядом с головы до ног  и обратно, он  странно распорядился:
      - На  сегодня,  Жанночка,  вы  свободны.  Идите  домой.
      - Зачем?, -  не нашла я более подходящего  вопроса.
      - Затем,  любезная, что  Вас  давно  ждут!  Идите,-  строго  повторил главный и, распахнув  дверь, подтолкнул  меня  в  коридор.

      На больничной площади стоял  Тарас с большущим  букетом  моей  любимой  сирени.
      "Откуда  сирень  в  августе?" -  вопрос  о  букете.
      О  Тарасе  вопросов  не  было...


      Женихом  дочери  оказался  мой бывший  муж  Глеб. Вначале  он  крепко  "получил" ( я  даже  пожалела,  что  не  сообщила  Тарасу  о разводе). Но  врачи  знают ,  как  лечиться.
      Дальше : поезд -  Москва - больница - главврач.  Фраза : " 40 лет  жду  эту женщину" -  решила всё!


      Сегодня я  стала Глебу  тёщей. Ему снова придётся меня  полюбить.
      Муж   Тарас  не  возражает. Сын,  дочь-невестка  и внук (надеюсь)  тоже.

                ***

      Я  становлюсь  философом. Жизнь  -  лучший  учитель.
      От  любви  до  ненависти  -  один  шаг.  И в  нашей  воле  его  не  делать.



      Иллюстрация  -  рисунок  автора.