Апорт

Любовь Павлова 3
Яблоки моего алма-атинского детства, как впрочем и само детство, давно стали прошлым. Моя родня живет в Алматы, от них и знаю. Много сортов исчезло. Их выращивали в колхозе Горный Гигант, где жили мои родственники, где родилась я. В 90-е годы все элитные сады вырубили. Землю продали богатеям, которые понастроили там своих дворцов. Яблони сохранились только в немногих частных садах.

Что такое, например, Лимонка и Кандилька помнят только старожилы. Символ города - Апорт практически выродился. На базарах его, первозданного, уже не найдешь днем с огнем. Это был зимний сорт, каждое яблоко которого весило минимум по полкило. При хороших условиях хранения долеживало, не теряя вкуса и витаминов, до следующего лета.

История Апорта насчитывает более 150 лет. В начале XX века верненский (первое название города - Верный) Апорт появился в центральной части России, на столичных рынках, где приобрёл "славу первоклассного сорта". В 1900 году результаты плодоводства Верненского уезда экспонировались на всемирной Парижской выставке. Как гласит легенда, сорт Апорт и приобрел своё имя благодаря тому, что выставочный стенд находился у дверей, а по-французски la port — дверь. Яблоки эти поставлялись и к царскому столу, и к столу советских вождей.

Последний раз я была в Алма-Ате в далеком 89-м году. Прилетела прямым самолетом с западной границы Советского Союза. Еще не рассвело. Я вышла из здания аэропорта на почти пустую площадь. Подошел таксист. Ехать с ним я отказалась и пошла на остановку. Первый автобус надо было ждать, но я не спешила. Сидела одиноко на лавочке и плакала. Потому что только ступив на землю, среди всех самолетных запахов я уловила аромат яблок. До меня, наконец, дошло, что я дома. Так, в каком-то междувременье между ночью и утром, будто и не было моего многолетнего отсутствия.

Мне казалось, что все, как раньше. Да... В том далеком августе было еще похоже на "раньше". Колхозные сады были еще живы. Были еще знаменитые на весь не только СССР, но и мир, яблоки. Которые каждый, кто бывал в столице Казахстана, главным гостинцем вез к себе домой.  Никому, и мне тоже, не могло даже в голову прийти, что скоро не будет необъятной страны, на южной границе которой город из Отца Яблок переименуют просто в Алматы.

На одной из площадей бывшей казахстанской столицы установили многотонный бронзовый памятник Апорту. К тому же выпустили серебряную монету, посвященную этому яблоку. Но выделить деньги на восстановление знаменитого сорта никто не сподобился. Ни государство, ни местные благотворители.  Я, девочка из прошлого, надеюсь все-таки, что еще будет запах яблок прямо от дверей города. И тогда неважно станет как он называется: Верный, Алма-Ата или Алматы.

На фото: Когда яблоки были большими...