Обучаемость

Игорь Ко Орлов
Из нового цикла миниатюр «Игры Логики».


(Про историю создания цикла опубликована заметка в литературном дневнике).


                «В пословицах есть мудрость вековая,
                Но логика – игрушка заводная.
                Когда ей аккуратно поиграешь,
                То много дополнительно узнаешь».
               
                От автора



Есть хорошая народная пословица: умный учится на чужих ошибках, дурак - на своих.


С народной мудростью не поспоришь, но уточнить ее можно и, даже, сказал бы – нужно. Включив для этого логику.  Хорошая штука логика. Игры ее, несомненно, полезны и интересны.


Ну, во-первых, категоричность – вещь не очень живая. Умный – дурак, сильный – слабый, черное – белое. Зачем так жестко и резко? Оттенков куда больше в живой картине мира.


А во-вторых, «дурак» звучит как-то грубо.  Да и нет, наверное, дураков - все умны, но в разной степени. Чувствуете позитив?


И что же получится тогда, посредством игры логики, если предметом пословицы мы посчитаем человеческую обучаемость (как лишь одну из способностей ума: не лучшую, не худшую)?


Очень умный человек по жизни просто, хорошо и быстро обучается (новому и перспективному). Его ум (читай, интеллект) проактивен.


Он понимает, что пока что-то не стало материальным, оно является информацией. И он узнает новое заранее, обучится. Пока другие об этом еще и не думают – он уже этому обучается. Когда задумались – он уже это делает. Его можно назвать еще преуспевающим.


Менее умный человек обучается на чужих ошибках. (Не тот ли это человек, который в народной пословице назван умным? Оказывается, приглядевшись, он – не самый умный). Но, чтобы обучаться на чужих ошибках, надо, чтобы другие люди, чужие, их совершали бы. А он понаблюдает и поучится. Такого человека можно назвать еще и хитрым: выжидает пока другие совершат ошибки, изучит их и научится, чтобы их не повторять.


Еще менее умный человек (или лучше сказать – по-другому умный) учится на своих ошибках. Но его можно назвать еще и рискующим, и ответственным, и проверяющим все на себе. Поди плохо? Не совершает ошибки тот, кто ничего не делает. А этот человек делает, не боится делать, и совершает свои ошибки, за которые берет ответственность, из которых и учится. Для предыдущего персонажа ошибки этого (по-другому умного) являются неким интеллектуальным сырьем. Тот учится на своих ошибках, этот - на них же, но для него они – не свои, чужие. Получается, что одни и те же ошибки учат обоих – свои ли они или чужие. Спасибо ошибкам, влияющим на нашу обучаемость.  Представляете, если их не будет? Мы, как минимум, потеряем двух этих умных людей, любящих на них учиться.


Совсем менее умный человек - не учится (новому). А зачем ему?  Он знает, что в мире уже есть известное и важное: заповеди, правила, уставы, инструкции, написанные (как говорят) «кровью» и «потом» опыта, предложенные другими. Ничто не ново под луной?  Он экономит силы и просто следует правилам, не задумываясь особо. Такого можно назвать правильным человеком, экономным. А разве экономность не показатель ума? А правильность – надежности?


Так что подумав над народной мудростью чуть шире, включив логику, легко обнаружить много интересного. И ведь такое некатегоричное размышление тоже обучает. Себя и других понимаешь лучше – какие персонажи обучаемости, в какой мере, живут в тебе, и других.  И проникаешься тем, что все люди по-своему умные, а дураков, оказывается - то, и нет.