Кто появился раньше?

Евгений Шейнман
Евгений Шейнман
 
        Моя дочь недавно сказала мне, мол, папа, идет вечный спор, кто появился раньше, евреи или арабы? Исследуй этот вопрос. Я с готовностью полез в интернет, привыкнув, что там можно найти ответ на любой вопрос. К моему удивлению определенного ответа я не нашел, кроме, пожалуй, вот этого анекдота: «Выступает в ООН посол Израиля:
- Я хочу начать свою речь с экскурса в историю. Давным-давно Моисей водил евреев по пустыне. Было жарко, хотелось пить. Тогда Моисей ударил рукой по дюне, и превратилась она в озеро. Евреи напились, а Моисей скинул одежды и пошел купаться. Когда он вышел из воды, одежды не было. Скорее всего, ее украли арабы!
Ясир Арафат вскакивает:
- Ложь! В то время не было там никаких арабов!!!
Посол Израиля:
- Вот именно с этого я и хотел начать свою речь».
       Существует устоявшийся миф, что ,мол, да, евреи - от Исаака (Ицхака), а арабы - от Исмаила (Ишмаэля), и отец у них общий - Аврам (Авраам), значит, пусть хоть и не единоутробные, но братья... Евреи называют Авраама первым евреем, арабы называют Авраама первым мусульманином. Так, мол, в Коране записано (а то, что Коран, как основа ислама, был создан только в 7 веке уже новой эры, т.е. как минимум, на пару тысяч лет позже Торы, в расчет не принимается). Как появился Авраам? По Торе, Библии, послепотопный прародитель Ной имел трех сыновей: Йефета, Хама и Шема (в русской транскрипции - Сим). Их потомки определены как зачинатели всех известных в библейские времена народов. У Сима было пять сыновей - Эйлам, Ашур, Арпахшад, Луд и Арам. У внука Арпахшада, Эвера, было два сына. У одного из них, Йоктана, родилось 13 сыновей. У второго сына Эвера, Пелега, в четвертом поколении родился пра-правнук Терах, отец Авраама. А дальше уже всем известно -  жена Аврама Сара  родила Исаака, а служанка-египтянка Агарь родила Исмаила. 
       Евреи –  один из народов семитской группы. Их предками считаются амореи, среди которых были распространены имена собственные –  Аврам, Исаак, Иакобель, а также Израиль.. В первой половине XVIII в. до н.э. на территории Верхней Месопотамии, в результате прошедших там войн было введено жесткое правление, в попытке подчинить проживающие на этих землях племенные союзы. Некоторые аморейские племена отказались нести предписанные им повинности, и ушли на запад за Евфрат. Эти племена стали называться ибрим  – «перешедшие», в единственном числе ибри, что впоследствии трансформировалось в иври. Это и были первые евреи.
      Как народ, древние евреи сложились во втором тысячилетии  до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате ассимиляции семитоязычными скотоводами-кочевниками среднего течения Ефрата(«хапиру») земледельцев оазисов Ханаана, говоривших на иных семитских языках (амореи) и местного досемитского населения («рефаим»).
     Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате  принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племен(«колен»), ведущих своё происхождение от сыновей Иакова -Израиля.
    На рубеже 2—1 тыс. до н. э. возникает Израильское царство Давида. В Х веке до н.э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм(Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства —Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах(еврейское Священное Писание).
        В 722 году до н.э. население Северного Израильского царства — потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).
         В 586 году до н.э. вавилоняне завоевали Иудейское царство,разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).
С завоеванием Нововавилонского царства  персами и экспансией Персидской империей Ахаменидов  (539 год до н.э.) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев, а бо;льшая её часть стала расселяться по всей Персидской империи, которая простиралась от Индии до Эфиопии. С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку и Египет, Западное Средиземноморье, Грецию, Малую Азию, Сирию, Кавказ, Крым, Иран, Среднюю Азию и до Индии.
        В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164—37). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
Завоевание Иудеи Римом(63—37 до н. э.) и разгром освободительных движений I—II вв. н. э. привели к разрушению Второго Храма (70 год до н.э.) и изгнанию большого числа евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец -Исраэль — Земле Израиля.
       По современным понятиям Палестина - историческая область на Ближнем Востоке. Границы области примерно охватывают территорию современных сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, Иордании, части как Ливана, так и Сирии, от Сидона на побережье Средиземного моря до Дамаска в северной её части, и от Рвиаха до залива Акаба — на юге. Синайский полуостров, как правило, считается отдельной географической зоной.
        Первыми людьми на территории Палестины были эректусы, которые жили на берегу реки Иордан ещё 750 тыс. лет до н. э. и уже умели добывать огонь. Во времена среднего палеолита здесь жили  неандертальцы, чьи останки найдены в пещерах горы Кармель. В эпоху мезолита сюда переселяются племена натуфийской культуры. Около 9 тысяч лет назад здесь был построен Иерехон. На смену натуфийцам пришла тахунийская культура докерамического неолита (VIII тыс. до н. э.), сменившаяся ярмукской культурой (VI тыс. до н.э.). В IV тыс. до н.э. на основе метисации кочевых семитских и местных прото-хурритских племен формируется гасульский период раннего Ханаана (IV тыс. до н.э.). Ханаанский период продолжается 2 тыс. лет до вторжения протоеврейских племен. Согласно Библии, древнееврейские племена под предводительством Иисуса Навина вторгаются на территорию Ханаана с востока, через территорию Моава, и первой их жертвой становится Иерехон. Захватив большую часть территории Ханаана, древнееврейские племена наталкиваются на серьёзное сопротивление в лице филистимлян, осилить которых удается лишь в царствование царей Давида и Соломона. После смерти последнего в 928 году до н.э. древнееврейское царство делится на северную (Израиль) и южную часть (Иудея со столицей в Иерусалиме) . Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину. Эти надежды и устремления отражены в Библии: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.» и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю.  Общий вывод: время образования евреев – 1813 год до н.э.; генетически прямыми предками евреев были жители севера Месопотамии и прилегающих районов; современные евреи на 80% являются потомками древних евреев в момент их возникновения и на 82% – потомками евреев Ханаана перед их выселения оттуда.
        Вопрос об историческом праве на Палестину между палестинскими арабами и евреями является предметом острых споров.
     Крайне-левый израильский политик и журналист Ури Авнери утверждает, что палестинцы являются потомками древнего доеврейского населения Ханаана. Например, Ясир Арафат заявлял, что он потомок древнего доеврейского населения Ханаана. Это по мнению палестинцев доказывает их право на Палестину, поскольку по этой версии они появились в стране ещё раньше появления евреев, пришедших из Египта.
          Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, желая поколебать исторические, основанные на Библии претензии евреев на Эрец-Исраэль, вновь озвучил следующий миф: палестинцы имеют приоритетные права на эту землю, так как обитали на ней ранее евреев еще 5 — 6 тысяч назад, поскольку палестинцы — это никто иные как древние филистимляне (на иврите «плиштим» что означает «вторгшиеся», «захватчики»). О тех, кого 5-6 тысячелетий прозвали «плиштим», известно, что они пришли с моря, скорее всего с острова Крит, почитали превыше всего бога моря Посейдона, были голубоглазыми и златокудрыми индоевропейцами крито-микенской цивилизации. После бурных столетий филистимляне сошли с арены истории еще в IV веке до новой эры, будучи очень основательно потрепанными Александром Македонским, а потом растворившись среди окружающих их народов.
     Что же общего у палестинцев, не отрицающих своего арабского происхождения, с этим исчезнувшим более ста поколений назад этнически далеким от них народом, если первое массовое появление в Ханаане арабов датируется 637 годом новой эры? Некоторые из палестинских руководителей говорят, впрочем, что речь идет не о пришельцах- арабах, а о местном населении, которое будучи потомками древних филистимлян, приняло тогда ислам под нажимом арабов. Однако, прекрасно известно, что подавляющее большинство тех, кто сейчас называет себя палестинцами — это арабы, прибывшие сюда с 1845 по 1947 год в основном из Египта, Сирии, Ливана Саудовской Аравии, Ирака, Бахрейна и Йемена.
     Другие источники полагают, что, еврейское присутствие в Палестине никогда не прерывалось, даже после арабского завоевания  в 683 году (или в 673 году? См.выше). В семитских ханаанских языках(финикийский, древнееврейский) эта область и вся западная часть Плодородного полумесяца в целом  именовалась «Кнаан» («Кенаан»), в современной русской традиции — «Ханаан». Ханаан был завоёван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н. э. В Книге  Иисуса Навина 11:23 (ивр. ;;;;;;;;;;; ;;;;-;;;;;;, Йехошу;а бен Нун) упоминается название «Земля Сынов Израиля». Большинство генетических исследований указывает на высокое сходство между генами евреев и палестинцев. По мнению некоторых исследователей, до 85 % палестинцев имеют еврейские корни, и среди них ещё недавно были распространены иудейские обычаи. Ряд источников отрицают существование палестинского народа как такового. Существует мнение, что само  название «палестинский арабский народ» было придумано в КГБ.А название «палестинцы» в приложении к арабам появилось только после создания государства Израиль в 1948 году и прочно вошло в обиход после разгрома арабов в Шестидневной войне 1967 года. Еще в начале 70-х годов в израильских СМИ слово «палестинцы» практически не употреблялось, так как считалось, что никакой сущности, стоящей за ним, нет.  Слово «филистимляне»  (плиштим) вообще бы кануло в Лету, если бы император Рима Адриан после подавления восстания Бар-Кохбы в 135 году н.э., чтобы уничтожить память об евреях (мы об этом писали выше), не переименовал бы тогда римскую провинцию Сирию и Иудею в Палестину в честь злейших врагов евреев многих веков назад — филистимлян.     Однако, произведя подобное изменение в топонимике, римляне стали именовать основное население своей Палестины, то есть евреев, палестинцами. Так что, если кто и подлинные палестинцы, то это евреи.
      По словам премьер-министра Израиля Голды Меир, до провозглашения государства Израиль в 1948 году палестинцами называли проживающих в Палестине евреев. Об этом же писал в своей книге «Место под солнцем» ещё один премьер-министр  Израиля Биньямин  Нетаньяху. При этом «Palеstine Post» была еврейской газетой, а Палестинский филармонический оркестр — еврейским коллективом. Британцы называли палестинцами еврейских солдат британской армии, в частности бойцов «Еврейской бригады». В литературе первой половины XX века евреев на территории Палестины называют «палестинцами», а арабов — «арабами». Так же они названы в частности в романе известного американского писателя Леона Юриса «Эксодус». Более того, палестинцами называли даже евреев, живущих в Европе, подчёркивая их чужеродность. Так, Иммануил Кант писал о европейских евреях как о «палестинцах живущих среди нас».   
    Итак, с Палестиной, как будто, ясно: евреи появились там во II тыс. до н.э., арабское массовое присутствие произошло только в 683 (673?) году.    
       А как вообще с арабами? Когда они появились? Согласно Википедии, арабы— группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки. Предками арабов являются древние народы и племена Ближнего Востока и Северной Африки. История арабов тесно связана с историей семитоязычных народов вообще. Согласно месопатамским историческим свидетельствам арабы начали отделяться от других семитских народов не ранее I тысячилетия до н. э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства (Саба и др.), а северные регионы Аравийского полуострова были населены главным образом кочевниками-бедуинами.. С 1-го тыс. до н. э. по 1-го тыс. н. э. на территории проживания северных арабов существовали такие государства, как Пальмира(Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан иЛахм. Связь северных и южных арабов проходила торговыми путями через западную Аравию (Хиджаз). Жители этого региона говорили на арабском языке и считали своё происхождение восходящим либо к сыну пророка Ибрахима—Исмаилу ,либо к внуку пророка Нуха —Ноктану. К V—VI вв. цивилизации северных и южных арабов пришли в упадок.
        Итак, ответ на второй вопрос – евреи появились во II тыс. до н.э., арабы- не ранее I тыс. до н.э., т.е. евреи появились примерно на тысячилетие раньше.