Вы кто?

Иван Думанов
                1
Этот город—небольшой. В нём 30—40 тысяч жителей. Город сравнительно молод. Первые его жители теперь вступают в пожилой возраст. Особенность города в том, что в нём нет малоэтажных домов. Только пять этажей и выше. Потому многие жители города знают друг друга если не по имени, то в лицо. Рынок, магазины, поликлиника, аптека то и дело сводят людей. А про школы и говорить нечего. Пока дети  одиннадцать лет набираются ума-разума, родители не только перезнакомятся, но и подружатся. По этой же причине многие учителя— очень узнаваемые в городе люди.
    Был, нет— он и есть, один учитель, который много лет учил детей трудному предмету— математике. Сейчас, понятно, он уже на заслуженном, но по дорогам к уже перечисленным заведениям по-прежнему ходит часто. И на этих дорогах и в самих заведениях он часто слышит: "Здравствуйте ( далее следует имя-отчество)!" Он поворачивается к приветствующему и, если не узнаёт его, то к слову "здравствуйте" присоединяет вопрос: "А Вы кто?" А узнавать ему приходится всё труднее.  Здесь при чём и слабеющее зрение и то, что ученики и их родители сильно меняются со временем. А так как эти "Здравствуйте" и "Здравствуйте, а Вы кто?" звучали всё чаще и чаще, то ученики между собой, обсуждая встечи с учителем, стали употреблять выражение: " Я вчера встретил "Вы кто" вместо обычных имени- отчества учителя.
                2
    Похоже, именно в этом месте нужно немного рассказать об этом Вы Кто.  Он никакой не Заслуженный и не Отличник просвещения. Периодически руководство приглашало его в свой кабинет и объясняло непутёвому, как нужно делать хорошую успеваемость по его предмету. Он обычно выслушивал молча и молча уходил. Кроме одного, последнего, сслучая, когда его вызвал в свой кабинет новый директор— учитель ОБЖ— и стал поучать, как добиться, чтобы в классе не было неуспевающих по математике. И это в заведении с углублённым изучением точных и естественных наук! Учителя взорвало, и он выпалил: "Вот Вы и делайте Вашим способом нужную успеваемость! А я  ухожу." И ушёл, уволился.
   Для учеников он был "два z: зануда и злюка". И всё за то, что  был требовательным и возмущался, когда видел, что ученик ловчит, говорит неправду. Даже были случаи, когда ученики переходили в другой класс, где Вы Кто не работал.
   А как воспринимал свою работу сам Вы Кто? Об этом он никогда никому не рассказывал. А было что. Его жизнь сложилась так, что на каждом его житейском распутье, когда не знаешь, в какую сторону идти, Учитель помогал выбрать верную дорогу. Так было в сельской начальной школе, так было в сельской семилетке, так было в заводской вечерней школе, так было и в Университете. Впоследствии он осознанно говорил: "Всем хорошим во мне я обязан Учителю." Нужно сказать, что на хороших учителей ему везло. Если спросят, то с перевесом, если похвалят, то с недовесом, поддержат только в трудных обстоятельствах.
    Время осознания роли Учителя в его жизни настало для Вы Кто, когда Учители уже отошли в мир иной, а сам он оказался учителем. И он решает, что своеобразным памятником всем отошедшим Учителям было бы воплощение в жизнь их педагогических идеалов, правильность которых Вы Кто проверил на себе. Вот тут-то и начались его нелицеприятные беседы со школьным руководством. Оно теперь исповедовало другие идеалы, совсем не совпадающие с идеалами покойных Учителей.
    Теперь, когда Вы Кто был не у дел в силу почтенного возраста, он мог только наблюдать, как живёт и учится школа и детская и студенческая. И когда эта тема возникает в разговоре, Вы Кто грустно вздыхает.
                3
    Первые ученики Вы Кто— уже взрослые солидные люди, и у многих из них, похоже, как когда-то у самого Вы Кто, наступило время осмысления его учительских приёмов. Из разговоров исчезли два z. Кто и почему высказал предложение устроить неформальную встречу с Вы Кто, неизвестно, но известно, что это предложение поддержали многие, и встреча состоялась.
    Встречу организовали на родительской даче одной из учениц. Дача в то время пустовала, и там была просторная комната, где вполне могли разместиться все участники встречи. Встал вопрос: как туда доставить Вы Кто, чтобы и сохранить сюрприз и не причинить урона настроению учителя. Предложили, что хозяйка дачи, созвонившись предварительно, приедет за ним якобы по просьбе родителей, чтобы пообедать вместе и пообщаться.
   Идею поддержали. Позвонили. Предложение учителю показалось необычным, тем более, что никогда раньше подобного не предлагали. Да и не был Вы Кто любителем ходить по гостям, он помнил народную мудрость: гостю рады дважды... Но так как общение с этими родителями раньше было, правда, где-нибудь в нейтральном месте— школа или поздравление с праздником возле его дома, то учитель согласился, но всего на часик-полтора, подразумевая, что разрыв между двумя радостями гостю не будет продолжительным.
    Вот вводят учителя в комнату, где накрыт стол, и по одному или по двое-трое туда входят ученики. Приветствуют его сердечно— так ему казалось— и садятся за стол. Последней вошла хозяйка и тоже села. Больше никто не входит. Вы Кто в недоумении спрашивает: "А где же родители?" Один из учеников подошёл к нему и объяснил, что родителей не будет и попросил прощения за такой необычный способ приглашения на неформальную встречу, от имени всех ещё раз извинился.
   Вы Кто усадили за стол, и он произнёс слова прощения собравшимся и поблагодарил за устроенную встречу. Один из учеников начал говорить хвалебные слова в адрес учителя, но тот прервал его и стал по солнышку, то-есть по ходу солнца, спрашивать одного за другим, кто они по образованию, какой работой занимаются, имеют ли семьи, считают ли себя успешными в жизни. И как только дослушал последнего, заторопился домой— обещал не задерживаться. Не хотел, чтобы дома за него волновались. Все вскочили со своих мест, окружили учителя, подают ему бокал. Он осмотрел всех и неожиданно спросил:
— А коньяк у вас есть?
— Да, " Старейшина."
—Вот и налете мне рюмочку, с удовольствием выпью с вами за вас же. А вы за меня закусите!
С этими словами он вышел из дома. Его проводили к машине, и уже через полчаса он уже стоял возле своего подъезда. Провожатый сопроводил его на этаж и там вручил увесистый рюкзак. Учитель видит— рюкзак не его и говорит:
—Это не мой рюкзак. Я был без рюкзака.
—Был не Ваш, а теперь будет Ваш. Так все решили.
Пришлось повиноваться "всем". Взял рюкзак и пошёл домой. А провожатый вернулся на дачу. С учителем или без него, а встречу отметить нужно.
    На другой день Вы Кто обнаружил в рюкзаке целый клад подарков: часы, телефон с номерами всех участников встречи, планшет с их адресами, початую бутылку "Старейшины", ...
"Если счастье существует, то я в его объятьях уже второй день"—подумал учитель и чуть заметно улыбнулся. Он имел ввиду не подарки, хотя они и приятны. Нет. Он увидел всходы добра, которое он сеял в душах людей, когда они ещё сидели за партами.
      Апрель 2017