Как я начал стареть

Михаил Поторак
Сегодня я вдруг понял, что старею.  Я и раньше такое говорил, но это я врал и лицемерил. Про себя-то знал, что я по-прежнему тринадцатилетний пацан, научившийся прикидываться взрослым. Только подустал и отяжелел слегка, но это скоро пройдёт, да.  Всё думал, дескать, вот это  ещё доделаю, отдохну, подлечусь и опять поскачу легко и весело. И все любимые детские книжки навсегда будут про меня.
А сегодня всего чуть-чуть помахал косой после работы и чего-то слишком сильно устал. Сел, хотел закурить, а не попадаю папироской в огонь, руки дрожат. Впервые в жизни у меня такое. Болели раньше, да. Гудели от тяжёлой работы мышцы, особенно с непривычки - иногда, уработавшись, пальцы в кулак не мог сжать. Но вот так вот, чтоб трястись, словно  хвост истерического поросёнка – не было такого с моими руками.  Ничем не болею,  спиртного давным-давно не пью, сердце в норме.  Возраст. Это возраст. Именно вот это меня проняло, а не седина и потихоньку оголяющаяся макушка. Старею. Становлюсь стариком. Понятно теперь, откуда такие мысли.
Пацаном я твёрдо знал, что всё и всегда на свете  будет хорошо. Рано или поздно, но скорее рано. А теперь я этого не знаю. Могу только надеяться. Ещё я очень удивлялся когда-то, как это люди – живые люди! – могут быть такими дураками и так легко превращаться во всякую сволочь. Это было поистине удивительно и совершенно неправильно, и конечно, должно было у них пройти. Всё должно было закончиться хорошо.  Лет в двадцать-двадцать пять, уже немножко научившись прикидываться взрослым, я любил читать Фромма. Мне казалось, Фромм очень хорошо объясняет, почему люди превращаются в мерзавцев. Они не виноваты, это как бы такая болезнь.  Смущало меня, правда, что Фромм не объясняет, как эту болезнь лечить. А должен был! Не общие, расплывчатые фразы про любовь и творческий труд, а подробные рецепты и пошаговые методики! Вот, мол, вам тоталитарное сознание, вот вам типология негодяйства. Оно бывает от того-то и того-то, понятно? А теперь делайте то-то и то-то, и этой дряни не будет, а будет всё хорошо.
Не помню, кто сказал, кажется, тоже Фромм, что Ницше , Маркс и Фрейд подвели человечество к краю пропасти и дали ему заглянуть в бездну.   Это было красиво сказано, однако меня не устраивало. Что, кроме бездны, человечеству уж и показать нечего? Должна быть альтернатива. Какая-нибудь вершина. Вот что надо показывать! 
Наивный пацан, одно время я себя утешал мыслью, что Абрахам Маслоу  обозначил ступеньки к  этой самой  вершине. Те самые его признаки самоактуализации.  Толерантность, то-сё… Выписывайте, люди, на бумажки, учите наизусть и делайте, как написано  - вот оно и станет, наконец, всё, как надо. Не знаю, когда я перестал верить в эти глупости.  Наверное, кода уже сильно вжился в роль взрослого и стал иногда даже ненадолго забывать про свои вечные тринадцать. 
Теперь-то, когда взялся стареть, могу говорить уверенно и со знанием дела:  это всё глупости. Ни Маслоу и никто вообще никогда не поведут человечество к вершине. Куда бы человечество не ломанулось всей толпой, обязательно придёт к той же пропасти. Которую Ницше, Маркс и Фрейд, и остальные. К вершинам ходят поодиночке. Как тот, взошедший на Голгофу.  И показывать их, в общем, не надо. Все мы прекрасно их видим и так. Только идти боимся. Страшно, да.
Так думал я, дрожа руками и стеснительно переживая от того, что старею. Минут пятнадцать думал. Пока  ужасною, ужасною догадкой не осияло сумрачный мой разум – такой весь натужно-патетический и стариковско-депрессивный. Проверил  - о да! О да!!!
Косил-то я триммером, мотокосой. И неправильно закрепил нож.  Не той стороной надел шайбу, центровка нарушилась. Именно от этого коса тряслась, как припадочная. И руки - от этого. И мысли соответственно… Тьфу, придурок!