Инспектор и...

Валентина Коркоран
                1. ИНСПЕКТОР и СЛЁЗЫ
      
     - Алексеевна, привезёшь мне предписание, не менее десяти пунктов и штраф
на  главного инженера карьера, - шеф многозначительно направил указательный палец в мою сторону; немного подумал и добавил, - на десять рублей.
     - Штра-а-аф?..
     - Да, да – штраф!  Я знаю одно серьёзное нарушение;  десять, может, и маловато, но для начала ограничимся этой суммой.
     - Но я ещё никогда… не…
     - Ты инспектор? Стажировку прошла? Вот и работай. Это тоже входит в твои обязанности – проверять, выявлять нарушения и штрафовать…
     Слово «штраф» меня немного озадачило. Я соображала – с какой стороны к нему подходить.
    
     - …едешь в Стрый завтра. Там есть небольшой карьер по добыче известняка. -  продолжал шеф. - Служебную машину не дам. Одна. Автобусом. Получай командировочные и вперёд. – шеф чеканил слова, а на лице играла  двусмысленная улыбка.
     Тут я вообще загрустила  – столько проблем, и все сразу! Первая командировка, первая проверка и одна!
     - Вопросы есть?
     - Ну, в общем… да, то есть - нет.
    
     Здесь надо сделать отступление. В начале восьмидесятых у меня случился взлёт по карьерной лестнице. Взлетела я до инспектора горного округа западных областей Украины. Инспектировать надо было маркшейдерское  обслуживание карьеров.
До этого семь лет работала маркшейдером(*) на крупном горном предприятии.
     И тут мне предстояла первая командировка и первая проверка, да ещё со штрафом.
    
      В Стрый приехала рано. Устроилась в гостиницу, перекусила и переоделась в инспекторскую униформу тёмно-синего цвета: юбка и китель.  В петлицах два перекрещенных  блестящих молота. Хм, - почему молоты? Надо у шефа выяснить.     Волосы я завязала в небольшой хвост. Что с чёлкой делать? Не выглядит это слишком легкомысленно для инспектора? Ладно, время не ждёт – с чёлкой ещё возиться…  Прошлась немного по ресницам, губам, припудрила нос и вперёд.
    
     Перед выходом последний взгляд в зеркало -  униформа отличная, сидит ладненько, портной постарался.
     На что шефу понадобилось бы полдня, – я потратила, два. Один день изучала  «План горных работ»,  и всю положенную документацию. На второй день взглядом зоркого сокола (из-под горняцкой каски) пронизывала карьер, замеряла рабочие площадки, высоты уступов, углы откосов. В помощники дали разнорабочего – быстрого и расторопного парня.
    
     На дворе была ранняя осень. Погода пасмурная, но без дождя – пришлось бы ещё в резиновые сапоги влезать.
     То серьёзное нарушение, о котором упомянул шеф, нашла! Выписав предписание (ровно десять пунктов) и штраф, я отправилась вручать всё это главному инженеру карьера.
      Самый неприятный момент в  инспекторской работе.
      
      Тренировки перед зеркалом  и прокручивание в  памяти речи, достойной инспектора при вручении,  улетучились. Главный инженер, видавший виды опытный горняк с обветренным лицом, сидел в ожидающей, но немного наряжённой  позе. Бумаги я подсунула как-то неумело. Ордер на штраф вообще сопровождала извинениями.
       А, уж когда пригласил отобедать, смутилась и начала отнекиваться.
      - Время обеденное, не поедете же обратно на голодный желудок,  - запросто сказал он, - заодно оцените кулинарный талант повара в нашем городском ресторанчике.
     Голод не тетка – уговорил. За обедом он, как бы невзначай, спросил:
      - Вы ничего не будете иметь против, если я передам горняцкий привет Быстрову и бутылку хорошего коньяка для инспекции?
      - Нет, нет, что вы! – затараторила я, - я вам штраф, а вы мне коньяк?
    
      По приезде, отчиталась перед шефом, выложив копии бумаг. Шеф внимательно изучил их, сделал замечания и одобрительно сказал:
      - Для начала  неплохо. Как прошла проверка?
     И тут я не выдержала и расплакалась.
     - Так, Алексеевна, - без слёз, это лишнее. – На губах шефа заиграла знакомая двусмысленная улыбка. - Инспектор и слёзы несовместимы. Что случилось?
     - Не получится с меня инспектор, - стыдясь слёз, выдавила я.
     - Почему? Аргументируй. - спокойно сказал шеф
     - Да какие уж тут аргументы, - не зная как начать, сказала я, - мало того, что на обед в ресторан пригласил, сам оплатил, так ещё предложил бутылку коньяка, якобы для инспекции. Я отказалась, но по дороге домой я обнаружила её в сумке. Когда он успел, я не знаю, - скороговоркой выпалила я.
     - Кто – он?
     - Главный инженер карьера.
     - А… Дымчишин, -улыбнулся шеф, - узнаю манеру, он мастер на эти штучки.
     - И теперь я чувствую себя неловко: - я ему предписание и  штраф, он мне коньяк.Я должна вернуть этот треклятый коньяк? –  слёзы опять навернулись мне на глаза.
     - Ну, это ты брось, - полушутя пригрозил шеф, - коньяк в инспекции, здесь ему и быть. А применение  мы найдём.
      Зазвонил телефон. Шеф автоматически поднял трубку. Выслушав, сказал: «Уже иду». На ходу бросил мне: «Меня не будет минут пять. Вернусь, продолжим. Но уже без слез!»
      
      Оставшись одна  в кабинете шефа, я принялась отчитывать себя:
      - Дура какая-то. Уволит к чёртовой матери, будешь знать. Ну почему эти слёзы всегда в самый неподходящий момент? Где-то слышала: в такой момент нужно вспомнить что-нибудь смешное. Смешное, смешное… – ничего не помню! Ну и ладно, смех тоже глупо выглядел бы.
     Вернулся шеф.
     - Я ему штраф, а он мне коньяк… как это? – я принялась снова за своё.
      - Ну, что ж -  поздравляю! – сделал заключение шеф. - Зарекомендовала, значит, себя, проявила и, как инспектор, получила уважение. Начало неплохое.
      Речь шефа звучала ободряюще, но я  опять расплакалась.
       - Алексеевна, ты знаешь,  сколько ещё штрафов тебе придётся выписывать!? А сколько коньяков получать… и каждый раз будешь плакать? – спросил шеф. Да, нелёгкая инспекторская судьба тебе предстоит, - иронично заключил шеф.
         
       Я смотрела в окно. Собачка на трёх лапках прыгала в сквере. Четвёртую она волочила за собой. Вот у кого нелёгкая судьба. А у меня?.. Эх, шеф, хорошую ты мне проверочную стажировочку устроил! Почему мы все к нему - «шеф»? Ах, да – так сложилось в инспекции до меня. Так я не против, даже нравится.  Да и выглядит он  соответственно: стрижка под бобрик, подтянут, лицо приветливое, но взгляд из-под бровей… не каждый может выдержать.
      Тут  до меня дошло, что пауза затянулась.
      - Не буду! – вытерев слёзы и уверенно, как мне показалось, ответила я.
               
       (*) Маркшейдер (нем.Marksheider) – горный геометр, геодезист, применительно к горной промышленности.
                _____


                2. ИНСПЕКТОР и ПЧЕЛА
    
      … А однажды чуть жизнью не поплатилась… правда – по собственной глупости.
Комплексная проверка сети небольших горных карьеров  в Закарпатье. Комплексная – значит всей инспекцией во главе с шефом. О таких проверках предприятия  оповещались заранее.
    
      Пока шеф согласовывал с начальником управления график проверок, мы, рядовой состав, разбрелись -  кто куда… в основном делать заказы: доски, арматуру, кирпичи…
Умные и деловые инспекторы «строились». В основном – дачи. Я не «строилась» (о чём сейчас жалею). Окончив курсы экскурсоводов, я по выходным проводила экскурсии по Львову и окрестностям. Нравилось мне это занятие, да и прибавка к основной зарплате, хоть и небольшая, но всё же… на сигареты хватало.
      В горном округе не обходилось и без остроумных ремарок (как казалось некоторым острякам):
      - Алексеевна, ты лучший инспектор среди экскурсоводов и лучший экскурсовод среди инспекторов.
     Я одобрительно кивала головой.
    
     Закарпатье  ранней весной – райское местечко,  достойное поэм. Свежая зелень, в дурманящем горном воздухе аромат трав и кустов, радостное жужжание пчёл, вдалеке на возвышенностях -  силуэты стройных  смерек,(*) окутанных голубоватой дымкой.
     Поэму писать было некому…
    
     Ярко светило и грело солнышко. Я просто блаженствовала. Возле скамейки, на которую я присела, рос куст шиповника весь в розовом цвету. Его цветение напомнило мне детство и мамины пончики с лепестками шиповника. Наверное,  это заставило меня сорвать один цветок и быстренько отправить в рот.
     Резкое жжение вернуло меня из детства. Пчела, - мелькнула мысль, - так и есть. Ничего страшного – мало ли пчёл  жалило меня в детстве, когда была с дедушкой на пасеке.
    
     В приёмной управления, перед зеркалом я  вывернула наружу щеку, сорвала жало и успокоилась. Правда, никто не упустил момент отпустить по шутке, мол, нечего что ни попадя в рот совать.
     Через несколько минут я почувствовала лёгкое головокружение.
     Дошла очередь шутить до шефа, и он сказал начальнику управления:   
      - Считай, что один пункт предписания тебе обеспечен: твоя штатная пчела ужалила моего штатного инспектора. Нарушение! - все засмеялись, а я почувствовала, что не хватает воздуха, и вышла на улицу.
      
     Солнце, которое до этого казалось мне таким  ярким, стало на моих глазах погружаться  в тёмные круги. Кто-то усадил меня на стул, кто-то водой стал поливать, а инспектор  Грибовода, слывший в инспекции ловеласом, сказал:
      - Это, наверное, сердце.
     Запустив мощную руку мне за пазуху, он принялся массировать область в районе сердца и всё остальное, что находится в этой части тела. Я отрицательно махала головой, хватая ртом воздух, и только мычала. Говорить уже не могла. Теряя сознание, услышала спасительную команду шефа:
      - Быстро в машину!  В медпункт!
    
      Открыв глаза, я увидела много белого в ярком свете. Слышны были звуки  музыки, а может птичьего пения. И лица, склоненные надо мной. Хм… - знакомая ситуация, подумалось мне. - Ах да, я же читала: так происходит переход в мир иной. Может в Рай?  Вдруг раздался трубный голос Грибоводы:
      - Смотрите, оклыгала.  А я думал,  у тебя с сердцем плохо.
«Ну, вот… только Грибоводы мне и не хватало в Раю, - подумала я, - нет, надо срочно на Землю».
     - Где... я?.. – напрягаясь,  выдавила я, но голоса своего не услышала. Зато донёсся голос доктора:
     - …к тому же пчёлы в этом году очень ядовитые.  Главное, что вовремя успели сделать спасительный укол. Но первое, что вы должны били сделать – засунуть ей в горло то, что было под руками: линейка, ручка, ложка… то есть -  открыть горло и дать доступ воздуху. Пчелиный яд спровоцировал отёк, который пошёл в горло и перекрыл дыхание.  Ну, и…
    
     Я ёщё была в каком-то дурмане, но неоконченную фразу: ну, и… я поняла однозначно.  Я её ощутила на больничной койке, когда душа неуверенно начала прощаться с телом. А состояние было незабываемое: свет, лёгкость, невесомость и… кажется – радость.
     Даже мысль мелькнула: хотелось бы ещё раз это состояние испытать, но… тут же,  я отчитала себя: никаких экспериментов! И больше никогда,  ни за что,  что ни попадя в рот не совать!

    (*) Смерека - название некоторых видов ели в Карпатах
                _______

               
                3. ИНСПЕКТОР и ЯЙЦА
      
       Странное время переживала Украина в самом начале девяностых  прошлого столетия.
Главные и неожиданные изменения произошли в системе финансирования: советские рубли заменили на купоно-карбованцы. Все кинулись менять рубли на купоны. Масштаб содеянной глупости оценили позже. Кто же знал? Разноцветные  купоны, как были бумажками, так остались…
     Зарплаты стали выдавать килограммами.
    
     А в горном округе состоялось профсоюзное собрание. Меня избрали заместителем председателя.
     Время было не просто странное, а тяжёлое. Надо добавить, что полки в магазинах  осиротели. В магазине «Рыба» все полки были завалены консервами с морской капустой.  Очередей  за морской капустой не было.  Меня это устраивало. Я приспособилась: к дарам морей  добавляла лук, лимон, варёное яйцо, плюс какие-нибудь специи… до сих пор люблю морскую капусту с этими добавками.
      
     Через пару дней к  нам в кабинет зашёл председатель профкома Игорь Шполяк.
          - Алексеевна, - обратился он ко мне. С лёгкой подачи шефа в горном округе ко мне обращались только так. - Нам пора, заметь,  зарекомендовать себя.
     «Заметь» – было его любимым словечком.
          - Хорошо, - легко согласилась я, - вот закончу отчёт и приступлю…    
          - Да ты послушай, есть идея! - и щёлкнул своими короткими пальцами, глядя на которые мне всегда становилось смешно.
     Игорь работал в соседней инспекции «Горные выработки» и  инспектировал работу лифтовых шахт.
     - … Завтра, заметь,  иду проверять одну базу. Ну, лифтовые шахты, естественно, - многозначительно начал он. - Улавливаешь – к чему я?
     - Пока нет. – я отложила отчёт в сторону.
     - Ну, смотри: товары – и "пром",  и "прод" – там пока что есть. Я выписываю эти товары – официально, заметь! – Игорь сделал паузу, - и мы, в тяжёлое и голодное время,  удовлетворяем потребности работников горного округа.  А нам, заметь – галочка.
     Идея Игоря мне показалась немного странной, но что-то в ней было... Я только не могла уложить  в голове всю эту схему удовлетворения  потребностей.
     - И как мы будем распределять всё это добро?
     - В том то и дело, что не распределять, а, заметь, продавать.
     - И кто же будет продавцом.
     - Ты, Алексеевна, ты!  А я буду на подхвате.
     - Я-а-а?
     - Ну, не я же! Вы женщины, заметь, от природы торгашки. – и зашёлся довольным смехом.

      В  горном округе был объявлен не приёмный день. Начальнику округа ничего не оставалось делать, как пойти навстречу коллективу.
     Комната для совещаний была завалена коробками, пакетами, мешками. Начали распаковывать. Чего здесь только не было! Консервы, удочки, калькуляторы, мыло, соль, ещё консервы, одна палатка, сумки… Больше всего меня удивили лотки с яйцами – я не знала: удивляться, возмущаться или смеяться…

     Я заранее подготовилась к роли продавца.  Выклянчила у соседки-торгашки кокетливый фартучек. Составила список товаров, приготовила калькулятор, даже счёты  захватила. В то время мы, кроме калькуляторов, и ими пользовались. Я отлично набила руку, и даже нравилось щёлкать костяшками.
    
     Началась торговля и я вошла в роль. Периодически надевала маску иронично-пренебрежительную, какими обладают некоторые работники торговли. Иногда складывала руки на груди: мол,  кто следующий?  Игорь, как и обещал, был на подхвате: разворачивал, подавал, призывал соблюдать очередь.
     Работала-играла. Но об одном забыла  -  игра-то денежная…
     Весь товар ушёл за полдня. Как я умудрилась сохранить для себя лоток с яйцами – самый ходовой товар – не помню.
    
      В конце подбила кассу. Недоставало  около четырёхсот рублей, вернее – купоно-карбованцев. Сумма, вроде бы и небольшая, но расстроилась. Доигралась!
     - Да брось, чего расстраиваться, компенсирую, - успокоил Сашка.
     Кто такой Сашка?  Роман у меня с ним тогда завязывался.  Видный брюнет, чуть моложе меня, тоже имел отношение к горному делу, начитанный, эрудированный и  всегда при деньгах. Мне было с ним интересно.
      Компенсировал…
      
      Не самый лёгкий – но, как оказалось, увлекательный, день закончен, потребности работников горного округа удовлетворены. Хотя я не была уверена, но это  меня мало интересовало в тот момент.  Выручку от продажи – несколько миллионов купоно-карбованцев – я вручила под расписку Игорю.
     - Галочку, заметь, заработали, - сказал он, -  и, как вновь избранный профсоюзный актив, зарекомендовали себя. С чем нас и поздравляю!
       А на улице была сказочная зима. Крупные снежинки медленно кружились в воздухе и лениво опускались на  землю. У меня в руках лоток с яйцами. Рядом Сашка. Залюбовавшись зимой, не заметили, как начали целоваться.
      
      Мне тридцать с хвостиком. Разведена. Что же я не целовалась до этого? А тут вдруг сомлела… Тесёмки, которыми был перевязан лоток, плавно выскользнули из  рук. Лоток с яйцами: «шмяк!» на тротуар.
     Случайные прохожие с недоумением  смотрели на эту картину. Старушка, по самые глаза закутанная в пуховый платок, застыла на месте:
     - Что же вы, деточки делаете? -  она покачивала головой из стороны в сторону – В такое голодное время…
     - Бабуля забирай, - сказал Сашка и поднял лоток, - у нас ещё есть.
Он собирался выбросить разбитые яйца в урну, но старушка запротестовала:
     - Ой, что ты, сынок, не надо… спасибо детки. Дай вам Бог здоровья! – подхватила за тесёмки лоток и засеменила дальше.
      
      А мы с Сашкой  смотрели друг на друга и улыбались до ушей.
      На тротуаре  пятном  разлился желток. Я посмотрела на него, поняла, что голодна и  поджала губы: столько яиц; мы остались без  ужина… но  на душе было радостно.
     Сашка как будто читал мои мысли:
     - О, свет очей моих, - он любил такие зарисовки, - не переживай!  Сейчас поужинаем где-нибудь.
   
     А я всё смотрела на разлитый  желток. Снежинки падали на него,  и пятно приобретало всё более затейливо-загадочную форму.
     Почему это меня так загипнотизировало?  Сколько всего за этот бешеный день, адреналина полные карманы, Сашка рядом, целовались, зима, всё в белом и тут это жёлтое пятно... А если это знак, то...
     - Пойдём ужинать. – сказал Сашка.
                _____