Иди ты моё златко...

Татьяна Ульянина-Васта
Летописи - эти священные коровы истории, на самом деле, как и любая информация в наши дни, отражают не только бесстрастный пересказ процесса, но и когда явно, когда под прикрытием второстепенного материала, расставляют эпитеты и акценты в ключе интересов и пристрастий тех, кто стоит за кулисами совершающихся событий.

Возьмем для примера такую яркую на сегодня тему: Битва Куликова.

Это лишь на первый взгляд все там просто и понятно: бальзам на душу - победа Дмитрия Донского над ордынским войском беклярбека Мамая, вошедшая в анналы истории как Мамаево побоище.

 С 1995 года в России установлен День воинской славы 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) — «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве».

Даже сам посыл: монголо-татарские войска - спорный эпитет, растиражированный историками. С русскими же всё представляется более четким и ясным - но правда ли то, что сегодня требуют считать правдой?

Если открыть памятники Куликовского цикла и вникнуть в описание событий: мама, не горюй!

Дмитрию Донскому ряд летописцев дает такие эпитеты, что впору воскликнуть: "да полно, русские ли "несторы" сие писали?"

Особо нелюбим Дмитрий Донской в "исторических документах", вышедших из канцелярии митрополита Киприана Московского, которого ныне "справочник всех времен и народов" - Вики'педия, преподносит как единственного из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века, не подчинившегося власти Золотой Орды.

Во времена правления Дмитрия I Ивановича Москвой и Владимиром, Киприан был еще только митрополитом Литвы и Малороссии (только накануне смерти Донского Киприан получил сан митрополита всея Руси). А ведь именно во времена нахождения Киприана на посту митрополита Киевского, Руского и Литовского Мамай и предпринял попытку похода на Москву в намеченном объединении на южном берегу Оки с войсками Ягайло Литовского и Олега Рязанского.

Вот из летописей некиприановского крыла историков и видно: отношения Великого князя и церковных иерархов времен правления Дмитрия далеки от благовейного обожания с обеих сторон.

Даже приятная глазу нынешних российских владык смазливая картинка дружбы Дмитрия Донского и того же Сергия Радонежского - это лишь акварель на злобу дня.

Все каналы забиты темой взаимоблагословления Сергия и Дмитрия, хотя большинство памятников того периода глаголят, что дело было далеко не так.

Дмитрий Донской всю жизнь противостоял этой очень мощной мистической партии исихастов Русской Церкви, которые напрямую были связаны с исихастами Византии и, по восходящей подчинения, с исихастами Рима.

Именно исихасты Рима являлись инициаторами подписания Ферраро-Флорентийской унии, которая в числе прочих богодуховных дел признавала верховенство Папы Римского над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии. От русской церкви  сей документ был подписан Киевским и Всея Руси митрополитом Исидором, греком по национальности.

Известна неудачная попытка Дмитрия Донского ввести в духовную иерархию Руси своего человека.

Великий князь просил умирающего  митрополита Киевского и всея Руси  Алексия (Елевферия Бяконта), чудотворца, благословить на митрополичью кафедру дмитриева духовника Михаила-Митяя, который был мало того духовником старейших бояр, но княжеским "печатником" (хранителем печати князя Дмитрия),  - войдет в историю как митрополит "Великой Руси".

Однако Алексий категорически отказал в этом: "инок в новике" (т.е. человек, только недавно принявший монашеский постриг, не может стать главой). Сам Алексий, как помним, был воспитанником и учеником не кого-нибудь, а своего предшественника - самого митрополита Киевского и всея Руси Феогноста,  святого,  родом так же грека.

Посему "новик", без "роду" - не мог по мнению тогдашней церковной иерархии принять сан митрополита.

Тем не менее, великий князь Димитрий Иоаннович, противился навязываемой извне (Константинополем) кандидатуре Киприана в духовники Москвы и Всея Руси,  видя в том победу Литовской Руси Ольгерда и неудачу собственной церковной политики.

Как только стало известно, что Алексий отказал князю Московскому Дмитрию в притязаниях на духовную власть, в Москву направился из Литвы святитель Киприан (видный исихаст своего времени), пытавшийся объединить под своим началом духовную власть над Литвой и Москвой, в надежде, что ни Сергей Радонежский, ни Феодор Симоновский не пойдут против своего главы - Константинопольского патриарха, желавшего умерить промосковскую политику на Руси. Но Киприан не учел нрав  Великого князя Дмитрия, который то ли от обиды за своего Михаила-Митяя, то ли из-за Литовских шашней с Ордой,  приказал Киприана в Москву не пущать. Мало того,  Киприана еще и ограбили в Подмоковьи и после краткого заключения с позором выдворили за пределы княжества, за что организаторы и причастные были специальным посланием Киприана отлучены от церкви и прокляты «по правилам святых отцов».

Тем временем, по повелению Великого князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий - еще один претендент на место митрополита Всея Руси (которого на этот пост после смерти Алексия задумал поставить сам преподобный Сергей Радонежский (как раз не желавший считаться с Дмитрием, о дружбе с которым нас сегодня уверяют)) выступил против Великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Таким образом, Митяй вынужден был ехать в Константинополь.

Следом в путь собирался и Дионисий (ноне православный святой, неизвестного роду-племени, более вероятно - грек), пожелавший опередить Митяя и с благословения Радонежского перехватить пост митрополита Вся Руси в Константинополе.

Однако настойчивость Великого князя превзошла ожидая церковников: Дионисий Суздальский был задержан и взят под стражу Великого князя. Тогда, желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия Радонежского. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Византию вслед за Митяем.

Как известно, в дороге Михаила-Митяя в Царь-град вызвался сопровождать в числе трех архимандритов и архимандрит Пимен Грек.

Что точно произошло в дальнейшем летописи дают в различной интерпретации. Достоверно известно одно:  когда ставленник великого князя Дмитрия, Михаил-Митяй, пересёк Чёрное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности: у низ был выкуп на духовное место и Царь-град,  как на ладони.

Тогда святые отцы порешили в Москву за указаниями не возвращаться, а выбрать в митрополиты кого-то из своих - так по подложным грамотам Константинопольской патриархии был предъявлен в качестве кандидата на место митрополита Всея Руси - Пимен Грек.

Однако тут выяснилось: Пимену смерть Митяя не помогла. Их посольство опередил таки  проклявший Дмитрия Киприан. Он уже был поставлен Константинопольским патриархом на Русь. "А два митрополита иметь на Руси никак не можно".

Что за место митрополита заплатил Киприан не указано, но, ведь, и Митяю Москва дала с собой большой выкуп. Его-то и предъявил Пимен Грек в качестве "приданного".  Соблазнившийся щедрыми подношениями Константинопольский патриарх всё же решил так выйти из положения: он объявил, что рукоположит Пимена в митрополита Киевского и Великой Руси, а Киприана — в митрополита Литвы и Малороссии. Раздосадованный святитель Киприан не стал дожидаться акта поставления Пимена и уехал в Литву.

Тем не менее, Великий князь Дмитрий не захотел признать и  Пимена митрополитом. Когда Пимен со своей свитой приблизился к Коломне, Великий князь приказал его схватить и отправить в Чухлому, где Пимен пробыл в заточении целый год, затем его перевели в Тверь.

Чтобы избавиться от Пимена и получить поддержку   Андрея и Дмитрия Ольгердовичей на борьбу с Ордой, Дмитрий Донской пошел на союз с митрополитом Литовским Киприаном. В итоге  8 сентября 1380 года участвовали в разгроме ордынских войск и генузцев на Куликовом поле все русские княжеские дружины. Когда все ж таки появился Киприана в Москве? Летописи так и не приходят к единому мнению.

Достоверно ясно лишь то,  в Коломне, где был назначен сбор войск, уходящие полки благословлял только коломенский епископ Герасим (и кто пишет и рисует картинки с Сергием Радонежским идет против истины летописных памятников).

В 1382 году разные взгляды на политику Руси привели к ссоре Великого князя Дмитрия с митрополитом Литвы Киприаном, и князь удалил его из Москвы, а призвал опального Пимена, благо из-за жадности церковной верхушки Константинополя у Дмитрия Донского были развязаны руки: кого признавать митрополитом Руси.

Через несколько месяцев  Великий князь избрал нового кандидата на митрополию Суздальского епископа Дионисия. Посылая последнего в Царьград, князь своими грамотами просил патриарха поставить Дионисия на русскую митрополию, а на Пимена написал многие обвинения. Патриарх исполнил просьбу Великого князя, поставив Дионисия митрополитом Киевским и всея Руси, а для суда над Пименом отправил в Россию двух своих митрополитов, которые прибыли в Москву зимой 1384 года. Разобрав дело Пимена, они нашли его виновным и объявили низверженным.

Пимен, однако, продолжал служить и успел рукоположить нескольких епископов. После вмешательства великого князя в 1389 году Пимен вынужден был тайно снова поехать в столицу Византии. На Чёрном море он был схвачен и заключен в оковы своими кредиторами. Уплатив им значительную сумму, он с трудом освободился от них. В Лицевом летописном своде содержится обширное описание этого путешествия.
11 сентября 1389 года он скончался в Халкидоне. Погребён в церкви святого Иоанна Предтечи.

Между тем, из Константинополя Дионисий возвращается с особыми полномочиями и послами,которые должны были положить конец двоевластию Пимена и Киприана.

Принято считать, что на Русь Дионисий прибыл в сане митрополита: по меньшей мере о его поставлении в Константинополе говорят летописи. Однако о. Иоанн Мейендорф вполне обосновано предполагает, что Дионисий, оставшись пока в прежнем сане, должен был до соборного решения временно управлять митрополией. Только после этого, не нарушая на этот раз канонов, его можно было поставить митрополитом.

Но весной 1384 года на обратном пути Дионисий был задержан по просьбе митрополита КИприана киевским князем Владимиром Ольгердовичем и брошен в темницу. 15 октября 1385 года архиепископ Суздальский и временный глава Киевской митрополии скончался и был похоронен в Киево-Печерском монастыре.

Так и не привлеченный к суду на территории Руси, в 1385 году, митрополит Киприан был вызван патриархом Нилом в Константинополь для канонического разбирательства своей деятельности. В столицу он прибыл вместе с патриаршими послами, которые закончили в Москве следствие по делу Пимена.

В мае 1387 году император (судя по всему под влиянием все той же партии исихастов) просил у синода отсрочить суд над Киприаном, так как тот нужен был ему для выполнения важного поручения. 29 мая Киприан вновь отправился на Русь.

Очередная смена патриарха в Константинополе в феврале 1389 года положительно сказалась на судьбе Киприана: новым патриархом стал Антоний, давний его сторонник. Поэтому восстановление Киприана в статусе митрополита Киевского и всея Руси прошло стремительно, уже в феврале.

В соборном определении утверждалось единство митрополии «впредь во все веки», и подчёркивалась особенная заинтересованность в этом императора, «оберегателя и защитника права и пользы».

Киприан должен оставаться на митрополии до конца своей жизни. А 19 мая умер великий князь Дмитрий.

Примерно в то же время обиженный Константинополем, взявшим мзду и не исполняющим взятые на себя обязанности,  Пимен (13 апреля)  отправился-таки в Константинополь искать «своей правды», но, пережив многие неприятности в Константинополе и уклонившись от соборного суда, умер в Калхидоне.

Киприан же, по мнению летописцев,  активно проводя политику объединения христиан перед лицом угрозы османского завоевания,  за время своей деятельности с 1390 по 1406 годы однако ни разу не был ни в Орде, ни в Константинополе, но дважды на длительные сроки (с 1395 по 1397 и с 1404 по 1405 годы) оставался в «землях королевства Польского», где, как утверждает автор занимался заботой  «явно было сохранение там православия».

Умер 16 сентября 1406 года. Похоронен в Успенском соборе Кремля.

В 1487 г. канонизирован как святой.

Дмитрий Донской причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ в 1988 году.


© Copyright: 2017
Свидетельство о публикации №117052701846



вот так и предана земле сия троица борцов за Престол Руси: один в Киеве (в Лавре), другой в Стамбуле (в церкви Иоанна Предтечи), тритий на Москве (в Кремле)
Жизнь разъединила - смерть соединила.

Татьяна Ульянина-Васта   27.05.2017 08:19