Аксаков Сергей Тимофеевич

Владимир Руссь
                АКСАКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
                (1791-1859)
                Писатель


000
Если бы побольше было таких отцов у нас в России, как старик Аксаков, который сумел дать честное направление своим сыновьям, тогда бы можно было спокойно умереть, веруя, что новое поколение побольше нашего принесет пользы России.
(В.Г. Белинский)
000
Аксаков, конечно, изумителен каким-то совсем особым очарованием.
(И.А. Бунин)
000
Г. Аксаков мастер в рисовании личностей, в последовательном развитии их характеров.
(К.А. Варнгаген фон Энзе)
000
Никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными и свежими красками, как Аксаков.
(Н.В. Гоголь)
000
Талант г. Аксакова слишком субъективен для метких общественных характеристик, слишком полон лиризма для спокойной оценки людей и произведений, слишком наивен для острой и глубокой наблюдательности.
(Н.А. Добролюбов)
000
В воспоминаниях Сергея Аксакова звучит несравненно больше правды народной, чем в Некрасове, хотя Аксаков говорит почти только о природе русской.
(Ф.М. Достоевский)
000
Министерство общественной нравственности.
(П.А. Кулиш)
000
Громкоголосый силач с добродушной львиной физиономией.
(В.Я. Лакшин)
000
Он принадлежал к числу тех, в которых почти невозможно отличить писателя от человека. И как писатель, и как человек, он был одинаково любим всеми, хоть сколько-нибудь знавшим его.
(Один из современников)
000
Был высок ростом, крепкого сложения и не обнаруживал ни малейших признаков старости. Выражение лица его было симпатично, он говорил всегда звучно и сильно.
(И.И. Панаев)
000
Его любовь к великорусскому народу дошла до ограниченности, впадающей  в узкий эгоизм. Он любил не человека, а исключительно русского человека, да и то такого только, который родился на Москве-реке или Клязьме. Русских, имевших несчастие родиться на берегу Финского залива, он уже не признавал русскими.
(И.И. Панаев)
000
Рослый, широкоплечий молодой человек; его каштановые волосы слегка курчавились. Его нельзя было назвать красивым, но лучше всякой наружной красоты отражались на его лице душевные качества.
(А.Я. Панаева-Головачева)
000
Книги Аксакова воспитывают в читателях патриотизм и обнаруживают первоисточник патриотизма – семью.
(А.П. Платонов)
000
Первый студент Казанского университета.
(Прозвище)
000
Самобытный дилетант русской литературы.
(Самооценка)
000
В молодости театрал, игрок, клубист, легонький литератор, переводчик, стихоплет.
(С.М. Соловьев)
000
Со львиной физиономией, силач, горлан, открытый, добродушный.
(С.М. Соловьев)
000
Умный, практичный, хитрый, с убежденьями ультразападными, чего при случае не скрывал.
(С.М. Соловьев)
000
Человек, могущий играть большую роль при народных движениях.
(С.М. Соловьев)
000
В нем есть многие стороны, стоящие уважения, и он малый умный!
(Н.В. Станкевич)
000
Никто из русских не имел на меня, для моего духовного направления, воспитания такого влияния, как славянофилы, весь их строй мыслей, взгляд на народ: Аксаковы – отец и Константин, Иван – менее, Самарин, Киреевские, Хомяков.
(Л.Н. Толстой)
000
Вы представляете два электрических полюса одной и той же жизни.
(И.С. Тургенев – А.И. Герцену)
000
Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в этом уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал нам г. А-в.
(И.С. Тургенев)
000
Аксакову незнакомы были горькие и мучительные слезы реального горя, отравившие детство Некрасова, Лермонтова, Белинского.
(В.И. Шенрок)
000
Симпатичный, благодушный и всегда всем довольный характер.
(В.И. Шенрок)
000
… возбуждать людскую жалость
Я не люблю – и не любил.
000
Самое добродетельное прикосновение правительства к моей чистой литературной славе потемнит ее.
000
Спокоен я в душе моей,
К тому не надобно искусства;
Довольно внутреннего чувства
Сознанья совести моей.
000
Хочу сделаться русским Мольером.
000
Я для всякого, кого люблю, пожертвую чем могу.
000
Я любил все ясное, прозрачное, легко и свободно понимаемое; труд и сухость отвлеченной мысли были мне скучны и тяжелы.
000
Я люблю искусство для искусства; я вижу цель в нем самом, и не допускаю, чтобы оно могло быть сознательным орудием какой-нибудь мысли, как бы ни была та важна и высока.
000
Я не порицаю никаких, ничьих убеждений, лишь были бы они искренни; но уж, конечно, ничьих и не приму.
000
Я ничего не могу выдумать: к выдуманному у меня не лежит душа.
000
Я человек, совершенно чуждый всех исключительных направлений, и люблю прекрасные качества в людях, не смущаясь их убеждениями, если только они честные люди.