Пол Кингснорт - Учусь жить по-новому

Виктор Постников
Dark Mountain Project
25 мая 2017 г
 
Если мы победим, то только с маленькими вещами,  и сам наш триумф сделает нас маленькими.  Экстраординарное и вечное не захочет подчиниться нам.
– Рильке
Некоторые сады называют «ретритами», хотя на самом деле это «атака»*.
– Иан Гамильтон Финлей

Самая волнующая вещь  для меня в данный момент это 20-литровое ведро  с человеческими экскрементами.

Объясню.
Недавно я снял свой туалет со сливом в нашем доме и заменил его на компостный туалет, который построил сам.  Он из самых простых, то есть. Мы ходим в большое ведро и покрываем экскременты опилками,  затем, когда ведро полное, я  вываливаю содержимое на компостную кучу, где  она гниет на протяжении года.  В конце года, у нас получается безопасный и богатый компост, который мы используем под деревья и кусты, на наших топливных посадках из осины и берез для обогрева зимой,  и для небольшого эндемичного леса, который планируем вырастить, как только освоимся на месте.

Это большая работа,  и занимаясь ей, я осознал, сколько усилий надо приложить, чтобы сделать самые простые вещи,  и это в свою очередь открыло мне глаза на то, почему общество, в котором я живу,  напротив, так пристрастилось к сложным вещам,  и как это обстоятельство привело к огромной ловушке, из которой надо попытаться выбраться.

Но я забегаю вперед.
Первое, что я сделал, это построил прямоугольную коробку из планок и гвоздей и оставшихся двух дверей от кухонного буфета, который нам больше не нужен. За этим последовала работа  по зачистке, полировке, покраске, покрытии, и проклятий после того, как ящик оказался перекошенным и петли не подходили там, где я их определил.  На переделку ушли недели, но в конце концов у меня была прелестная отлакированная деревянная структура, и блестящими голубыми крышками и туалетным сидением.  20-литровое ведро прекрасно поместилось снизу.

Затем я должен был построить компостную кучу:  две кучи, на самом деле,  чтобы у нас не прерывался  годовой  цикл работы компоста и туалета.  Я купил несколько старых деревянных настилов у ближайшей деревянной фабрики и привез их домой.  На работу ушли два дня.  После того, как я кончил, я отошел в сторону и полчаса любовался своей работой.  Я писатель, и никогда не был практичным человеком, и никогда не верил, что им стану, и все еще нахожусь  на той стадии, когда  успешное завершение практической работы вызывает у меня изумление.

Но это было самое легкое.  Вы пытались когда-нибудь снимать дома унитаз?  Это сложно. В конце концов, я позвал друга и мы вместе работали полдня.  Он практичный человек, поэтому работа шла слажено.  В итоге, большой фарфоровый блок оказался на траве, а в ванной комнате осталась сливная труба и дырка вместо линолеума.  На это место встал компостный туалет,  с ведром опилок, и вуаля:  замкнутая экологическая система.

Туалет со сливом для меня  представляет собой  прекрасную метафору цивилизации.  Он удобен,  прост, гигиеничен, замечательно теплый и сухой.  Это самый роскошный способ, известный человеку, отправления своих надобностей.  Вы можете спокойно заниматься бизнесом и никогда не задумываться о том, что случиться с фекалиями и мочой, которые вы только что произвели,  как наверное  вы никогда не задумываетесь, откуда пришла еда,  которая производит фекалии.   Вы можете вести себя так, как будто вы здесь совсем ни при чем;  как будто вы слишком цивилизованы, чтобы обращать внимание на эти «низкие» и «примитивные» вещи.  Вы можете сидеть в тепле, и читать какую-нибудь увлекательную книжицу, затем просто нажать на кнопку,  и никогда больше не вспоминать о своем дерьме.

Что случится с обществом, которое не вспоминает о своем дерьме?  Ну, наверное, оно в нем и увязнет.

Компостный туалет это тяжелый труд.  Сначала вы должны построить туалет и компостные кучи,  затем найти постоянный источник опилок или иголок,  которые уберут запах и мух, и придадут достаточный объем компосту.  Еще важнее то, что вы должны будете выгружать содержимое ведра, после того, как оно будет наполняться
 через каждые несколько дней.  Эта часть работы вызывает отвращение у тех моих друзей и членов семьи, которые не понимают, почему я выбросил прекрасный современный унитаз и заменил его на нечто средневековое.

Но это также часть работы, которая мне нравится больше всего. Я заметил, что каждый раз, когда ведро приближается к заполнению, я чувствую волнение.  Освобождение содержимого на компостную кучу, покрытие его травой, проверка состояния компоста, чистка и возвращение ведра на место,  посыпание дна новым слоем опилок:  поверьте, для меня это самое большое удовольствие.   Ожидание того, как результаты моей работы, будут восприняты деревьями, вызывает у меня экстаз.

Если унитаз со сливом это метафора цивилизации, которая хочет поскорее умыть руки от своих собственных отходов и направить их туда, где они будут аккумулироваться, то компостный туалет это небольшая реституция,  а также декларация:  я не повернусь спиной к  последствиям от своих действий.  Я не передам их кому-либо еще. Я не буду испражняться в чистую питьевую воду и не буду смывать ее в трубу, чтобы потом ее чистили промышленными химикатами на каком-либо отстойнике. Я буду удобрять мою собственную землю моим собственным навозом, и, поступая так, буду контролировать важную часть своей жизни в этом мире, и этот контроль откроет мне глаза на важные вещи.  Я вырву у системы нечто свое назад.  В дождь и холод, летом и зимой, я буду заниматься своими отходами.

*
В 2014 г я эмигрировал.  Моя жена и я, с двумя маленькими детьми, уехали из городской Англии, где все время жили, в сельскую Ирландию.  Мы купили себе небольшое бунгало и двумя с половиной акрами земли, в тихом месте.  Это была кульминация нашего личного проекта, которым занимались несколько лет, а именно,  найти место, чтобы убежать от городской консумеристской машины, в которой выросли.

Мы хотели жить просто и, может быть, необычно,  потому что жизнь здесь не такая простая.  Наши дети уже достигли школьного возраста,  и мысль о том, что их надо будет послать в школу,   в которой систематически будут разрушать их  свободу и учить программированию, чтобы они могли конкурировать в «глобальной гонке», сводила нас с ума.  Мы хотели выращивать свою еду, отправлять в компост свои отходы и учить своих детей, делать собственный джем и принимать ответственность за свои действия.

Это может звучать очень пафосно.  Возвращение западного среднего класса  «назад к земле» давно стало клише,  и когда мы слышим эту историю, мы относимся к ней позитивно или негативно, в зависимости от политических или культурных подтекстов.
Возможно я сам клише, но  мне все равно, как люди к этому отнесутся.  Меня привели сюда многие вещи, и более всего голос, который шептал многие годы, и в последнее время стал звучать особенно громко.

Этот голос говорит мне, что я должен быть одним из самых счастливых людей на земле. Он говорит, что я  выходец из среднего класса, из страны, которая разжирела от многовековых грабежей,  что у меня университетская степень, что я хожу в рестораны, что у меня лэптоп и интернет,  и что я могу публиковать статьи наподобие этой в журналах. Другими словами,  я нахожусь где-то на верхушке пирамиды.  А это в свою очередь означает, что я нахожусь на верхушке пирамиды  жадности, ведущей к разрушению природного мира.

Но то, что меня ведет по жизни, это моя глубокая любовь к природе.  Если вы попросите меня объяснить в точности, что это значит, или почему она имеет такую власть надо мной,  я не смогу объяснить.  Но я мог бы рассказать вам о глубоком эмоциональном опыте, который приобрел в лесах и горах,  о радости, которая наполняет сердце, когда я вижу парящего коршуна  или слышу шум свободной реки, и страдание, которое испытываю, когда оказываюсь в городе или на автомобильной трассе.  Я мог бы рассказать вам о редких и коротких вспышках осознания того, что   я только временный эпизод на древней, прекрасной и незнаемой планете;  что я не наблюдатель за жизнью, а сам часть потока жизни;  и что нет таких вещей, как внешнее и внутреннее.

Такого рода вещи почти невозможно передать на бумаге.  Однажды, много тысячелетий назад, я думал, что это нормальное мировоззрение, но сегодня мне тяжело жить с ним.  Культура, в которой я вырос, систематически распутывает паутину жизни,  убивая во мне смысл и многое из того, что люблю.  Мой статус потребителя среднего класса в западной промышленно-развитой стране означает, что я тоже часть проблемы – и неважно, признаю я это или нет.

Именно это прошептал мне голос,  как однажды он прошептал Рильке:  ты должен изменить свою жизнь.  Я пришел сюда, потому что больше не могу оправдывать свой конформизм.  Я чувствую личную ответственность жить как можно проще, и оставлять как можно меньший след.   Я не намерен передавать эту ответственность кому-либо другому,  или проповедовать ее, или политизировать, или притворяться, что я каким-то образом чище других, или даже более знающий.  Это мой личный выбор.

Но может быть поэтому я так радуюсь, что мой туалет полон.  Я чувствую, что наконец, могу выполнить свой долг,  затребовать реституцию, «walk the talk» после многих лет разговоров.  Я не смогу писать или говорить о природной красоте,  или вообще о чем-то природном, пока  не сведу свой след к минимуму; и в данный исторический момент это значит, что я уйду из сердца зверя.  Это значит, я отрываюсь.  Это значит, мне будет трудно.


______________________
* Игра слов. "Ретрит", кроме значения "уединение с целью медитаций в природное окружение" (развлечение богатых горожан, ищущих "просветление на природе"), означает также "отступление" в военном смысле.  Здесь Кингснорт  подразумевает то, что "сады" также представляют собой "атаку" на цивилизацию - ВП