Личное. Любимица моего детства

Ольга Хамдохова
Воспоминания….
 
 
 
          Сколько раз я собиралась рассказать об этом прекрасном человеке. Сколько раз видела ее фото в нашей районной газете, где она всегда рядом со своим мужем, спутником всей  жизни. И рассказ всегда  был о нем, о Никифоре Фомиче, участнике Великой Отечественной, прекрасном математике, чьи знания ценились не только в СССР. Много лет он преподавал в военной академии  Алжира. А она, его жена, как полагается преданной  спутнице,   всегда находилась в тени.

          Но сегодня я вспоминаю только ее,  Надежду  Ивановну Денисову. Человека, которого я помню и люблю практически всю свою жизнь. Сейчас, когда  со дня окончания школы прошло более пятидесяти лет,  для меня остается загадкой, как могли так дружить  ученица  и школьный библиотекарь, умудренная жизненным опытом женщина, мама, имеющая своих троих детей, и я, девочка, смотрящая  на мир удивленными и восхищенными глазами. Но в годы детства и юности эта женщина была для меня почти  второй мамой.

          Школьный  мой день начинался и заканчивался общением с Надеждой Ивановной. Все перемены я проводила у нее в библиотеке, а после окончания занятий часами делилась своими сокровенными мыслями, детскими радостями,  горестями и печалями.

          В библиотеке было много интересных книг. И несмотря на то, что  в доме у нас   была прекрасная библиотека, в школьной  я брала множество книг. Помню,  как Надежда Ивановна украдкой, видимо, чтобы меня не обидеть, спрашивала: «А ты  все это успеваешь прочитать?» Наверное, она сомневалась в искренности моего ответа, потому что просила рассказать ту или иную книгу, ссылаясь на отсутствие времени прочитать ее. Она разрешала мне брать домой любую понравившуюся книгу, подписные издания  Александра Дюма, Александра Беляева, Ромена Ролана, Чарльза Диккенса…

          Помню, за осенние каникулы я прочитала пять томов «Очарованной души».  Это произведение на меня произвело такое сильное впечатление, что  в   плену происходящего на его страницах находилась  ни один месяц.  Все вновь и вновь делилась  мыслями о героях с Надеждой Ивановной, вслух перечитывала ей понравившиеся страницы. Наверное, благодаря моей  детской навязчивости Надежда Ивановна,вероятно,  хорошо помнит это произведение. Но у меня всегда была потребность обо всем поделиться с нею в первую очередь.

          Я и сейчас,  будто это было вчера, вижу ее внимательный и спокойный взгляд, иногда неподдельно удивленный. Она была  первым слушателем всего, что я писала в школе. Но «через годы, через расстояния» я понимаю, что Надежда Ивановна была не объективный критик, вернее, даже не критик, потому что ей  нравилось все, придуманное мной. Думаю, она просто боялась отбить  у меня охоту работать над собой.

          На протяжении многих лет  приносила я свои дневниковые записи в библиотеку и часами читала их Надежде Ивановне. Она тем временем заполняла формуляры, какие-то бланки, периодически все откладывала в сторону и внимательно слушала меня.

          Прошло ни одно десятилетие, после чего я поняла, какими наивными были эти записи. Однако удивляет и другое: насколько мое поколение было патриотичное и интернациональное. Как я радовалась полетам космонавтов, успехам нашей науки в этой области, огорчалась неудачам, когда по каким-то причинам гибли наши космонавты. Со страниц моего дневника не сходило слово «Вьетнам», я искренне желала победы этому многострадальному народу над американцами. Наверное, такие политические вопросы в голове у ребенка больше всего и удивляли Надежду Ивановну.

          Мне просто повезло, что в начале своего жизненного пути я встретила такого чуткого и мудрого человека, умеющего слушать и ненавязчиво поучать. Многое тогда я делала ради нее и благодаря ей.
         
          Плохо, что мы  тепло вспоминаем о дорогих нам людях только после того, как они уходят из жизни. Пишем некрологи и с ужасом думаем, что это последние благодарные слова в адрес уважаемых тобой людей.  К сожалению, так  и не собралась я при жизни написать о своих любимых учителях: физики – Владимире Иосифовиче Беспалове, биологии - Валентине Павловне Лежепековой, русского языка - Галине Тимофеевне Кулиной и  о той, которая первой учила меня азам науки,  - Александре Степановне Медведевой,  об этих справедливых и объективных педагогах, у которых я научилась здраво относиться  ко всему происходящему. Это действительно  мои Учителя, о которых помню всю жизнь.

Сегодня утром открываю газету... Родные и близкие сообщают о кончине Надежды Ивановны Денисовой. И стало мне так горько и стыдно... НЕ дошла я до неё, не проведала вовремя. Все ежедневные заботы, хлопоты. А её уже нет. И никогда я не услышу её проникновенный голос, которым  в детстве заслушивалась,  он меня просто завораживал...  Опоздала...А жаль...(07.12.2017)