Только не доллары! Из цикла Байки о художниках

Евгений Прокопов
  В журнале "Сибирские огни" началась публикация  моих миниатюр под общим названием "Байки о новосибирских художниках"
  Творчество новосибирских художников я изучаю достаточно давно. Издал три книги очерков о сибирских мастерах изобразительного искусства. Первую из них "Литературная газета" назвала прорывом информационной блокады. За заслуги в деле пропаганды и изучения творчества сибирских художников был принят в члены Творческого Союза художников России (секция Искусствоведение). Кроме серьёзных сведений часто приходилось узнавать забавные истории.
За подлинность описанных ситуаций ручаюсь, хотя это уже легенды.

Вот первая из оных историек:


Только не доллары!
В начале 1980-х годов Павел Леонтьевич Поротников, оказавшись проездом в Москве, решил воспользоваться случаем и отправился с этюдником на Красную Площадь.
Выбрал место, присел на складной стульчик, установил этюдник.
День невзрачный, зимний, хмурый. Одно радует глаз художника-деревенщика, привыкшего удивлять своих поклонников буйноцветьем натюрмортов и пейзажей,- яркий великолепный собор Василия Блаженного.
- Сижу, пишу, руки мёрзнут. Отогреваю их дыханьем, дальше пишу.
Вроде получилось, как хотел. Жду, пока подсохнет краска.
 Подходили строгие люди в штатском. Посмотрели, ничего не сказали. Отошли. Подошёл милиционер, спросил документы, посмотрел. Запугали меня эти зрители.
Скорей бы, думаю, этюд подсох. Надо ноги уносить, а то ещё загребут ни за что.
Вдруг рядом остановилась группа. Говорят не по-нашему. Один на ломаном русском предлагает мне: - Продайте!
Я бы и не против продать. Деньги в Москве пригодятся. Гостинцев родне куплю. Гляжу на этюд, и он уже мне меньше нравится: с перспективой сплоховал, в цвете не получились соотношения. По тону вижу недостатки.
- Сколько дадите,- спрашиваю, осмелев.
- Вот 50 долларов!- говорит интурист и протягивает купюру.
- Только не доллары!- закричал я, оглянувшись на милиционера.
Посмотрели иностранцы на меня как на чудака, засмеялись, пошли дальше.
- А я ведь тогда испугался по- настоящему. С валютой дело иметь нельзя было.
Сейчас-то стало можно. Продавай за любую валюту.